Государственная социальная политика

Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на сферу жизнедеятельности людей с целью ее. изменения. Это наиболее обобщенное представление о соци­альной политике позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни лю­дей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления соци­альная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также уяснить осо­бенность деятельности государства, которая обозначается таким поня­тием, как «социальная политика».
Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным — потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная поли­тика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия квалифицируются установлением таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не вос­производится чувство нуждаемости.

Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления госу­дарством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребно­стей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собствен­ного труда, как это имело место в аграрных обществах, а может быть удовлетворен высокоразвитым промышленным производством. Поэто­му развитие производства и степень разделения труда в этом производ­стве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей. Попытки обосновать социально-политический характер феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, так как уровень развития потреб­ностей человека рабовладельческого и феодального обществ таков, что даже примитивные средства производства позволяли их удовлетворять за счет собственного труда.

Развитая потребность человека появляется при развитом разделе­нии труда, но не равном доступе большинства населения к продуктам
-----152-----

различных производств. В рамках социально-экономической школы анализа социальной политики замечено, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделе­ние труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. Если экономической основой социально-политической деятельности государства является промыш­ленный способ производства и разделения труда, то социальной основой является объединение представителей наемного труда, чей интерес, так же как и интерес предпринимателей, покоится на данном производстве. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять по­требности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный кон­фликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между инди­видами как результат ограниченного производства порождает такие группы людей, которые могут воспроизводиться при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся такие социальные группы, которые либо по малолетст­ву, либо по болезни, либо по старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить свои потребности и потребности своей семьи. Данные группы людей имелись во все време­на, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защи­ты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне. Социальная защита как легитимированная деятельность госу­дарства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов ста­новятся политической категорией только на промышленной стадии про­изводства, когда человек как производительная сила общества начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производ­ства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потреб­ностями человека.

Для того чтобы государство было в состоянии управлять социаль­ной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обя­занность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установле­нии политически детерминированной социальной связи между людьми.
-----153-----

Иными словами, социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь посредством снятия эконо­мических препятствий, не преодолимых ими без посторонней помощи. Этим актом государство конституирует «социальную зону» своего поли-тическогб влияния и защиты как социальные права и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии.

Социальные права — это та область социальной сферы жизни лю­дей, которая недоступна никаким силам общества, кроме государства, это тот объект деятельности государства, где его полномочия абсолют­ны. Социальные права — это реализуемые отношения под эгидой госу­дарства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по пра­ву, без каких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было. Социальные права — это особая форма регулирова­ния отношений в обществе со стороны государства и особая институ­циональная форма разрешения социального конфликта. Социальные гарантии — это обязательные для государства социальные права граж­дан, т.е. такие их отношения, которые не могут не состояться. Социаль­ные гарантии — это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права граждан. Социальные гарантии — это социальные права в действии, реализованные социаль­ные права. Потому социальные гарантии и права, например, X. Ламперт включает в понятие собственности, которой как бы изначально наделя­ются представители наемного труда. Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распо­ряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государ­ства. Поэтому для государства в его социально политической деятельно­сти важной проблемой является определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы.

Социальная льгота — это такое отношение в обществе, при кото­ром индивид или группа индивидов наделяются продуктом из общест­венных фондов. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость — это временное или посто­янное недопотребление человеком продовольствия, предметов длитель­ного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный ха­рактер. Однако недопотребление не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет для государства значимый харак­тер. Именно значимое для государства недопотребление называется нуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченная связь с обществом становится политической категорией.
-----154-----

Верхний и нижний пределы нуждаемости устанавливают исходя из кон­кретной экономической ситуации и общей политики. В различных стра­нах верхний и нижний пределы нуждаемости различны, но они не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и выше сред­него дохода, принятого в обществе.

Основанием нуждаемости являются необходимые потребности ин­дивида, удовлетворение которых невозможно без помощи другого лица или государства. Нуждаемость— это неспособность самого индивида удовлетворить свои потребности, а следовательно, вступить в отноше­ния, имеющие значимый характер для общества в целом. Данная неспо­собность возникает на ряде ограничений биологического, экономиче­ского, политического и социального характера. Биологические ограни­чения подразделяются на физиологические и психологические ограни­чения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться. Экономические ограни­чения подразделяются на ограничения материального и морального характера. К ограничениям материального характера относится уровень развития производительных сил, к ограничениям морального характе­ра— устанавливаемые экономические отношения или элементы этих отношений, принципы, на которых отношения не только выстраивают­ся, но которыми они и укрепляются. Установленный принцип, согласно которому удовлетворение потребностей обществом осуществляется через обмен стоимостями, накладывает свой отпечаток на человека, на его потребности. В этом процессе не последнюю роль играет государст­во. Укрепляя принцип обмена, делая его господствующим, оно стано­вится первой политической причиной появления нуждаемости. Носите­лями последней являются индивиды, имеющие способность к труду, но не могущие ее реализовать по причине острой конкуренции как продук­та отношений обмена стоимостями. Второй политической причиной нуждаемости является деятельность объединений политического и про­фессионального характера, выражающих интерес нуждающихся и тех, кто может стать таковыми по причине непредсказуемости меновых от­ношений. Данная причина, не принимая в расчет прямого сговора пра­вительства с профсоюзной и партийной бюрократией или ангажирован­ности этих отношений, работает на расширение сферы нуждаемости индивидов. Третьей, наиболее весомой, причиной, которая оказывает влияние на пределы нуждаемости, является социальная причина. Она складывается из существующей системы социальной защиты, а также из социальной силы (социальная сила— это обусловленная разделением труда объединительная способность индивидов) наемного труда.

Социальная защита позволяет индивидам, находящимся под ее по­кровительством, сохранять свои позиции в обществе. Как охранительная функция либо политического, либо социального союза, социальная за­щита есть свойство любого объединения людей. Наиболее значитель­ными объединениями в данном случае являются государство и профес­сиональные союзы. Социальная защита, находящаяся в руках государст­ва, обладает всеобщим характером. В силу того, что социальную защиту кроме государства могут осуществлять и другие объединения людей, социальная политика может быть реализованной либо через государст­венную, либо через негосударственную систему социальной защиты. Во втором случае эта функция находится обычно в руках профессиональ­ных союзов. В связи с таким положением вещей выделяются две модели социальной политики, которые получают свою легитимацию в консти­туциях государств: либерально-консервативная модель; социально-демократическая модель. В научной литературе имеются другие пред­ставления о количестве моделей социальной политики, но качественные различия не имеют принципиального значения (см.: Селезнев Л.И. По­литические системы современности: сравнительный анализ. СПб., 1995. С. 25-26; Schmidt, Man/red G. Sozialpolitik: Historische Entwicklung und internaziomalen Vergleich. Opland, 1988. C. 161.).

Государство, на основе социальной защиты, переданной в его ком­петенцию, создает систему социального обеспечения, состоящую из совокупности административных норм и учреждений, реализующих эти нормы в административном порядке. Содержательной стороной систе­мы социального обеспечения, которая поддерживается государством, является принцип обязательного государственного страхования. Обяза­тельность страхования не всегда предполагает обязательность взносов со стороны застрахованного. По некоторым видам государственного страхования страховой фонд может пополняться за счет государства или за счет работодателя. Показателем развитости системы социального обеспечения, а также типическим признаком моделей социальной поли­тики являются социальные расходы. Под социальными расходами по­нимаются объем финансирования социально-политической деятельно­сти государства. Обычно в статистике фигурирует показатель в виде доли от валового внутреннего продукта страны. Сегодня имеются стра­ны, где доля социальных расходов превышает 40% от ВВП, и страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще.
-----156-----

Социальная политика государства не существует в отрыве от поли­тики государства вообще, а также от его конкретных политик: экономи­ческой, налоговой, бюджетной, внешней и др. Сама социальная полити­ка распадается на различные политики. Насколько развита социально-политическая деятельность государства, настолько развито и внутреннее содержание его социальной политики. Социальная политика может вби­рать (не вбирать) в себя какие-то политики в одних странах, какие-то в других странах. Для Германии и Дании характерен широкий охват социальной сферы со стороны государства, для США и Японии характе­рен меньший охват.

Существенным в определении социальной политики того или иного государства являются источники финансирования социальных расходов. Источники финансирования бывают бюджетные и внебюджетные. Бюд­жетные источники пополняются за счет налогов, деятельности государ­ства в экономической сфере, а также за счет иных средств, поступаю­щих в бюджет государства. Внебюджетные пополняются за счет взносов работодателей и наемных работников. В последнем случае пополнение может происходить как равными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фон­ды пополняются только за счет работодателей. Наиболее развитой сис­темой социальной политики является структура социальной политики датского государства.

Социальная политика обладает рядом функций, которые в конеч­ном счете определяют гуманистический характер государства, стремя­щегося через политически создаваемые общественные фонды поддер­жать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. Так, компенсаторная функция направле­на на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих воз­можность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений; элективная функция направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся; кумулятивная функция накапливает социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства. Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государст­ва, чем в большей степени социальная политика зависит от политики государства вообще.
-----157-----

Наши рекомендации