Реализация программ государственного маркетинга в условиях рыночной экономики

В условиях становления рыночных отношений принцип целесооб­разности в государственном управлении реализуется с огромными сложностями. Например, одним из наиболее ответственных направле­ний государственного управления выступает инвестиционная политика. В России в результате десятилетних реформ произошел серьезный пла­тежный кризис, кризис государственной финансовой системы. Извест­но, что банковские кризисы порождают серьезные макроэкономические последствия, в том числе и сдерживание экономического роста в тече­ние нескольких лет. Кризисная экономика не имеет автоматических ме­ханизмов концентрации финансовых ресурсов в производственных от­раслях. В обеспечении инвестиционной политики государство должно играть первостепенную роль, доминируя над инвестиционными фонда­ми, банками, корпорациями и т.д. Речь идет, конечно, не о принужде­нии, а о создании наиболее выгодных условий для финансирования структурообразующих отраслей производства. На практике инвесторы предпочитают реализовывать принцип «целесообразности для себя» (т. е. максимальную отдачу за минимальный срок). Основной задачей государственного маркетинга в экономической сфере в условиях ста­новления рыночных отношений являются создание условий для роста частной инвестиционной активности, повышение эффективности рабо­ты государственных предприятий или предприятий с контрольным па­кетом государства, сохранение научно-технического потенциала страны в области высоких технологий, переориентация банков с финансовых спекуляций на решение проблем производственного сектора экономики.

В условиях спада производства огромные проблемы возникают и с реализацией адекватной социальной политики. С одной стороны, резко уменьшаются поступления в социальную сферу из-за низкой эффектив­ности экономики. С другой стороны, дестабилизация экономики требует
-----100-----

дополнительных усилий и мероприятий для поддержания хотя бы мини­мального уровня жизни населения. Предлагаемые в этих условиях неко­торыми специалистами методы государственного регулирования финан­сирования социальной политики весьма напоминают элементы «шоковой терапии». Например, предлагают отказаться от приоритета социальной политики перед экономической, что должно сократить объем получаемых предприятиями и организациями денежных средств из федерального бюджета и позволить финансировать за счет этих средств другие эконо­мические субъекты. Фактически предлагается ограничение выплат (воз­вращение задолженностей по выплатам) пенсий, стипендий и детских пособий. Вполне очевидно, что к столь непопулярному методу (как и к процедуре «выкачивания» из населения остатков сбережений путем за­прещения «хождения» валюты и т.д.) в период президентских и парла­ментских выборов прибегать нельзя. Как мы видим, социальная политика в нашей стране стала орудием «большой политики».

В ситуации трансформации принципов экономики в особо трудном положении оказываются предприятия, потерявшие военные заказы от государства. Одним из традиционных способов выхода экономики из кризиса считаются государственные дотации неэффективным отраслям, поддержка предприятий-банкротов, протекционистские меры защиты отечественных производителей от внешней конкуренции. Такой подход ведет к возрождению старой структуры экономики с низким качеством продукции и низкой производительностью труда. В России в начале 1990-х годов величина финансовой поддержки предприятий федераль­ным правительством составляла до 30% внутреннего национального продукта. К 1995 г. этот показатель уменьшился до 6-7% и остановился на этом уровне. В других восточноевропейских государствах данный показатель в 1990-е годы колебался на уровне от 1,3% до 3 %. Одновре­менно наблюдался рост ВНП в диапазоне от 2,6% до 9%. В условиях рыночных отношений финансовая поддержка государства тормозит структурную перестройку предприятий, не стимулирует их приспособ­ление к рыночной среде, делает излишним совершенствование произ­водства и обновление продукции. Получаемые от государства (т.е. за счет налогов) средства, субсидии, льготные кредиты, защита от ино­странной конкуренции на практике не только препятствуют развитию производства, но и создают дополнительные условия для коррупции. Например, выделяемые предприятиям или регионам средства могут оседать на счетах организаций, «прокручиваться» в коммерческих бан­ках. Отказ государства от выплат предприятиям субсидий вынуждает последних искать внутренние резервы для выживания в конкурентной
-----101-----

борьбе за сбыт продукции. В результате повышается качество выпус­каемой продукции или изменяется профиль предприятия. В современ­ном обществе типичным становится лоббирование как способ продви­жения необходимого законодательного акта в парламенте. При этом достаточно часто в качестве лоббистов выступают государственные структуры (например, правительство).

Интерес регионов к государственному маркетингу как к одному из наиболее перспективных направлений связан с появлением в рыночных условиях возможностей для эффективной реализации преимуществ от­дельных территорий и возможностей развития предпринимательства с учетом местных условий, рынка и ресурсов и необходимости учета спе­цифики регионов в осуществлении общегосударственной политики. На территориальное развитие влияют в различном направлении глобальная конкуренция, НТП, региональная политика государства. Для обеспече­ния эффективного развития регионов считается необходимым отказать­ся от практики финансирования дотационных территорий. В качестве важного механизма государственного регулирования в рыночных усло­виях предлагается обеспечить дополнительное вложение финансовых средств в регионы, где обеспечивается максимальная прибыль, совер­шенствовать инфраструктуру, обеспечить дополнительный приток средств в бюджет местных органов власти. Считается, что хотя в этом случае разрыв в экономическом благополучии различных территорий будет увеличиваться, подобная политика государства спровоцирует бо­лее интенсивное развитие экономики.

Одна из серьезных проблем участия государства в реализации мар­кетинга регионов заключается в отказе от сложившейся практики, со­гласно которой планирование развития крупных территорий и промыш­ленных городов находится в ведении федеральных властей без учета «местной специфики» (с этим связано создание городрв с опорой на единственное структурообразующее предприятие, планы поворота рек на север, создание колоссальных водохранилищ на месте густонаселен­ных центров). В стратегическом планировании развития региона наряду с представителями федеральной власти активнейшее участие должны принимать руководители регионов, представители научных заведений и вузов, общественных организаций как выразители консолидированного мнения активной части населения.
Основная предпосылка успешной реализации регионального мар­кетинга— эффективная и компетентная деятельность органов власти. Организационно структура по реализации маркетинговой стратегии может включать в себя совет по управлению региональным маркетин-
-----102-----

гом (представительный орган), штаб, дирекцию по реализации регио­нального маркетинга (исполнительный орган), консультативный совет и рабочие группы. В администрации региона за эту работу отвечают под­разделения экономики, транспорта, образования, туризма и т.д. Для привлечения посетителей населенные пункты открывают бюро по ту­ризму и организации съездов, конгрессов. Возможно создание ведомств (некоммерческой организации) для стимулирования экономического развития, страхового общества по минимизации предпринимательских рисков, общества стимулирования экспортно-импортных операций. Общим принципом работы всех этих учреждений является сотрудниче­ство региональных органов власти и граждан, представителей бизнеса (принцип партнерства государства и частного сектора — Public-Private-Partnership).

Динамика внутреннего развития регионов может иметь как поло­жительный, так и отрицательный тренд. В первом случае в регионе раз­мещаются новые предприятия, растет рынок предложений рабочих мест, стабилизируется уровень жизни, возрастает приток инвестиций, жителей и приезжих. Несоразмерность этих процессов может привести к росту цен на недвижимость, перегрузке инфраструктуры, социальной напряженности. Попытки разрешить эту ситуацию путем повышения местных налогов могут привести к потере привлекательности террито­рии. Признаками отрицательного тренда являются кризис бюджета ре­гиона, стагнация экономики, рост безработицы и дефицита местных бюджетов, ужесточение кредитной политики банков и т.д.

Объективно в ситуации рыночных отношений регионы конкуриру­ют между собой в борьбе за инвестиции и квалифицированную рабочую силу, обеспечение растущего уровня потребностей населения в качестве коммунальных услуг и качестве жизни. Регионы являются не просто объектом проведения экономических акций, они вынуждены становить­ся продавцами товаров и услуг, участником рыночных отношений. На­селенный пункт продается как товар, имеющий свою стоимость и по­лезность. Речь идет, таким образом, о маркетинге регионов (населенных пунктов) как составной части государственного маркетинга, субъектом деятельности которых выступает государство в различных своих ипо­стасях (от федеральных до местных структур власти).

Под маркетингом региона понимают применение маркетинговых инструментов, особенно рекламы, продвижения и спонсорства для по­вышения известности и улучшения имиджа территории или комплекс идей, требующий ориентации на потребности целевых групп покупате­лей услуг территории. Предполагается, что властные структуры региона
-----103-----

ориентируются на потребности клиентов и целевые группы, стремятся к созданию лучших по сравнению с другими территориями конкурентных преимуществ для пользы клиентов. На основании этого принципа воз­можна разработка маркетинговых стратегий и их трансляция во внут­реннюю и внешнюю среду региона.

В качестве главных целей (макроцелей) маркетинга регионов называют следующие:

  • • улучшение/сохранение конкурентоспособности расположенных в регионе предприятий промышленности и сферы услуг,
  • • повышение степени идентификации граждан со своей территори­ей проживания,
  • • создание в регионе новых структурообразующих предприятий,
  • • повышение уровня известности регионального в стране.

К микроцелям относят улучшение управления, повышение культурной привлекательности и улучшение инфраструктуры региона. Достижение этих целей позволяет использовать ограниченные ресурсы с большей пользой и большей ориентацией на целевые группы. При этом должны выполняться следующие условия: гармоничное сочетание основных функций территории (место жительства, место отдыха (природная среда), место хозяйствования); точная формулировка отдельных признаков оценки перспектив региона; достижимость перспективных целей регионального маркетинга; своевременное доведение до граждан информации и объяснение смысла перспективных программ; ориента­ция поведения региональных органов власти и управления на интересы граждан и инвесторов; маркетинг отдельных населенных пунктов должен вписываться в схему общего регионального маркетинга.

Покупателями услуг территории могут быть физические и юриди­ческие лица, которые чрезвычайно важны для населенного пункта (например, градообразующие предприятия), представляют для него некоторый интерес (разовые посетители) или не представляют для него интереса (криминальные элементы). Выделяются четыре крупных целевых рынка покупателей услуг региона: постоянные жители и работающие по найму, приезжие (частные посетители — туристы и отдыхающие, дру­зья или родственники, а также деловые посетители — командированные, бизнесмены и коммивояжеры), отдельные отрасли экономики (промышленность, торговля и т.п.), инвесторы; внешние рынки.

Чем больше число частных и деловых посетителей и дольше их пребывание в регионе, тем меньше удельные расходы на них и выше чистые доходы населенных пунктов. Поэтому усилия направляются на
-----104-----

привлечение тех посетителей, чьи ежедневные расходы наиболее высоки, а пребывание наиболее продолжительно.
Основной целевой рынок составляют жители и работающие по найму. Этим объясняется стремление использовать в регионе дополни­тельную неквалифицированную рабочую силу, стимулировать рождае­мость, привлекать отдельные категории высокооплачиваемых работни­ков и специалистов. Политика перенаселенных регионов сводится к ну­левому приросту населения, например за счет миграции.

Третью категорию целевых рынков образуют отрасли экономики и инвесторы. Как правило, все населенные пункты пытаются усилить свой экономический базис, чтобы создать для своих жителей рабочие места и получить дополнительные бюджетные доходы. Предпосылкой выступает соответствие территории критериям размещения производительных сил, таких как инвестиционный климат, качество жизни, доступность получения образования и профессии, качество трудовых ресурсов. Возможны следующие варианты государственного маркетинга: поддержка существующих перспективных предприятий, поддержка их внешней экспансии, облегчение создания новых предприятий, привлечение предприятий и производства из других мест, особенно относящихся не к традиционным (добывающие отрасли, тяжелая промышленность, авто­мобилестроение), а к более современным отраслям (наукоемкие, высокотехнологичные производства).

К последней группе целевых рынков относятся отечественные ре­гиональные и международные рынки, проникновение на которые связа­но со способностью города или региона производить товары и услуги, необходимые находящимся за его пределами другим территориям, фи­зическим и юридическим лицам. Каждый регион побуждает располо­женные на его территории фирмы к возможно более широкому сбыту их продукции, например, продвигая их товарные марки. Сам имидж региона зачастую оказывает положительное или отрицательное влияние на объем продаж в других регионах.
-----105-----

Разработка и реализация концепций регионального маркетинга включает в себя следующий ряд шагов:

  1. 1. Создание информационных основ концепции.
  2. 2. Разработка исходных концепций региона как места для прожи­вания и работы населения, путешествий и посещений туристов, размещения предприятий. В разработке маркетинговой концепции региона необходимо учесть сочетание требований различных целевых групп (туристов, уже имеющихся предприятий, населения, стремящихся к размещению в регионе новых предприятий).
  3. 3. Профилирование и позиционирование региона, предполагающие жесткий анализ сильных и слабых сторон региона. Позиционирование — активизация сильных перспективных сторон региона. Успешное позиционирование должно формироваться на длительный срок, а образ региона должен отличаться от конкурирующих регионов. Стратегия подражания другим регионам не может принести положительных результатов. Существует опасность заимствования стратегического пла­нирования со стороны других регионов (например, в политике коммуникаций). Профилирование региона бывает удачным только тогда, когда у целевых групп укрепилось непротиворечивое и вызывающее доверие представление о регионе.
  4. 4. Проектирование согласованных со специфичной региональной си­туацией маркетинговых стратегий и специфичных для каждой целевой группы маркетинговых мероприятий (имеется в виду не только классическая реклама) для достижения направленных внутрь и вовне целей маркетинга региона.
  5. 5. Обеспечение комплексного подхода, укрепление внутреннего самосознания и территориальной идентификации населения, утверждение на длительный срок приоритетов в мероприятиях и целях, обеспе­чение координации и ответственности региональных и местных структур власти, проведение контроля реализации.

Следует учитывать долгосрочность процесса реализации стратеги­ческой концепции в последовательно проводимых мероприятиях. Необ­ходимо иметь представление о будущем, нужны навыки воплощения задуманного в жизнь. На каждом этапе следует проводить контроль за результатами: качественный (например, обращения с предложениями инвесторов и представителей других целевых групп) и количественный (например, появление в центральной прессе сообщений о регионе).

Стратегическими направлениями в развитии региона являются мар­кетинг имиджа, достопримечательностей, инфраструктуры, обеспечение поддержки со стороны граждан, политиков, организаций, реклама.
Маркетинг имиджа включает в себя создание, развитие и распро­странение позитивной картины региона рекламными агентствами, что требует определенных затрат. Эффективность стратегии маркетинга имиджа напрямую связана действительным положением дел в регионе. Возможны различные исходные ситуации для корректировки имиджа региона: позитивный, слабый, негативный, смешанный, противоречи­вый, чрезмерно привлекательный имидж. В зависимости от оценки
-----106-----

имиджа формируют схему мероприятий по его улучшению, которые должны иметь комплексный и продолжительный характер, поскольку создание и корректировка имиджа не относится к «разовым» мероприя­тиям. Для корректировки имиджа региона используют слоганы, визу­альные символы, различные акции, имиджевое позиционирование по принципу «территория — привлекательная характеристика».

Маркетинг достопримечательностей, аттракционов дополняет мар­кетинг имиджа и эксплуатирует естественные достопримечательности (реки, озера, моря, горы, леса, уникальные ландшафты, пещеры и т.д.), историческое наследие (музеи, памятники архитектуры, храмы), извест­ных личностей («место выступления, написания, постановки, решения, учебы, работы, смерти» и т.д.), объекты культуры и отдыха (стадионы, культурные и торговые центры, парки). Стратегии маркетинга досто­примечательностей связаны с их количеством и необходимым объемом времени для их осмотра. Комплексное оформление территории как еди­ного целого повышает ее привлекательность и уникальность, эстетиче­ские достоинства. Необходимым инструментом является здесь террито­риальное планирование.

Маркетинг инфраструктуры служит важнейшим элементом марке­тинга региона. Надежное энергоснабжение, хорошее образование, дос­тупное и качественное медицинское обслуживание, чистая питьевая вода, развитые коммуникации, безопасность на улицах — все это при­знаки развитой инфраструктуры. Ее наличие еще не гарантирует преус­певание региона в условиях рыночной конкуренции, но является обяза­тельной, необходимой предпосылкой успеха. В противном случае эф­фективное осуществление регионального маркетинга невозможно. Для обновления инфраструктуры недостаточно только строительства жилых зданий или дорог. Ограничения в ресурсах, требования охраны окру­жающей среды и межтерриториальные связи вынуждают территории развивать особый вид управленческой деятельности — инфраструктур­ный менеджмент. Этот вид деятельности включает в себя спектр меро­приятий от контроля за инфраструктурными объектами до их система­тического улучшения с помощью современных методов и технологий.

Обеспечение поддержки со стороны граждан, политиков, организа­ций — необходимое условие развития региона. От их доброжелательно­го отношения к иногородним жителям, повышения сплоченности, ква­лификации и образования зависит уровень удовлетворенности потреб­ностей целевых рынков. Недружелюбие к приезжим или отрицательное представление о жителях региона сведет к нулю все усилия и достигну­тые результаты в других направлениях маркетинга.
-----107-----

Реклама и коммуникации являются одной из стратегий, конкрет­ным инструментом маркетинга регионов. Их роль заключается в рас­пространении и поддержке регионального имиджа среди представите­лей избранных целевых групп, причем усилия и затраты смещаются от возможных к вероятным и действительным клиентам. В распоряжении регионального маркетолога находятся различные инструменты для влияние на целевые группы: СМИ (телевидение, радио, внешняя рекла­ма, региональная пресса, общие и специальные журналы), прямая рек­лама, региональные стимулы и скидки, спорт, музыка. Проблема заклю­чается в их правильном выборе, комбинации и использовании. Напри­мер, материалы в газетах, по сравнению с журналами, актуальны, широко распространяются среди населения, но их действие краткосрочно.
Критериями выбора канала коммуникации для рекламы служат предпочтения целевых групп, свойства самих каналов коммуникации, содержание рекламы и необходимые затраты. Далее уже в рамках выбранного инструмента принимается решение об объеме и периодично­сти рекламы в зависимости от соотношения эффективности от затрат. Примером акций, используемых для рекламы, является выпуск брошюр, проспектов, организация представлений, праздников, объявлений, маркетинг во время событий (ивентмаркетинг). Основным принципом явля­ется непротиворечивая реклама в выступлениях основных региональных действующих лиц (например, сообщения о городе как привлека­тельном месте размещения тяжелой индустрии не противоречили рек­ламе этого города как места отдыха и туризма).

Осуществление Corporate Identity, создание однозначного непроти­воречивого образа региона возможно при соблюдении следующих пра­вил: односмысловое оформление регионального маркетинга; ясное об­ращение и коммуникация с целевыми группами; единое ориентирование на целевые группы поведения. Логика реализации маркетинговых стра­тегий заключается в поэтапном создании инфраструктуры, расширении сферы достопримечательностей, обеспечении дружественности жителей и распространении уже сложившегося на этой основе положительного имиджа. В случае отсутствия необходимых средств маркетологи путем имитации хорошего имиджа и распространения рекламы рекомендуют привлекать инвестиции для инфраструктуры по принципу чучхе (опора на собственные силы; в российском варианте это звучит, как «спасение утопающих — дело рук самих утопающих»). Объем финансирования по отдельным мероприятиям должен соответствовать объему целевого рынка. В противном случае финансовые потери неизбежны.
-----108-----

В условиях преобразования российского общества государствен­ный маркетинг приобретает особое значение, поскольку создание поло­жительного имиджа страны в глазах мирового сообщества является наиболее сложной задачей. Восстановление доверия инвесторов и рос­сийских граждан может сыграть в этом вопросе ключевую роль. Спе­циалисты в области маркетинга считают, что наиболее уместной явля­ется тактика «малых дел», которая позволит реализовывать краткосрочные экономические проекты сроком на 1,5-2 года.

ЛИТЕРАТУРА

  • Герасимчук В.И,, Удалое Ф.Е, Маркетинг в рисунках, схемах и таблицах. Нижний Новгород, 1995.
  • Конопяин Ю.С., Лобанов В.В. Маркетинговый анализ политического рынка и фор­мирование имиджа политического товара. М., 1995.
  • Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1996.
  • Крылов И. Маркетинг М., 1998.
  • Политическая теория: тенденции и проблемы. Вып.1. М., 1993.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Брэндинг, бюджет маркетинга, жизненный цикл товара, затраты на маркетинг, имидж, информационное обеспечение систем маркетинга, исследование операций марке­тинга, исследование рынка, коммуникативная политика, комплекс маркетинга, маркетинг-микс, формула 4Р — Product; Pric; Place; Promotion, консьюмеризм, концепция маркетин­га, макросреда, маркетинг, маркетинговое решение, маркетинговый потенциал, мультиме­диа технологии, план маркетинга, позиционирование товара на рынке, пресс-релиз, проб­ный маркетинг, региональный маркетинг, реклама, «рекламная пирамида», сегмент рынка, сегментация рынка, сетевой подход в маркетинге, скрытая реклама, спрос, стратегический маркетинг, товар, функции маркетинга, целевой рынок, цена, эго-маркетинг.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. 1. Понятие, концепции и элементы государственного маркетинга,
  2. 2. Отличия государственного, экономического и политического маркетинга.
  3. 3. Направления государственного маркетинга.
  4. 4. Проблемы реализации государственного маркетинга в условиях рыночной экономики
    -----109-----

Наши рекомендации