Понятие и структура государственного маркетинга
Под маркетингом в общем смысле понимают предпринимательскую деятельность с целью продвижения товаров и услуг от производителя к покупателю или потребителю. Что же может предложить государство своим гражданам в виде подобных «товаров и услуг»? Основная особенность маркетинга в государственном секторе — убеждение граждан в том, что государственные проекты (например, социальная и ценовая политика, выпуск ГКО или военные операции) соответствуют коренным потребностям населения, поддержка «реноме» государственных структур, обеспечение «надлежащего» общественного мнения.
Специфика государственного маркетинга наиболее четко просматривается при сравнении его с политическим и экономическим маркетингом. В условиях рыночных конкурентных отношений основные характеристики (субъект, объект, цель, товар/услуги, особенности реали-1вции) государственного, экономического и политического маркетинга существенно различаются,
В политическом маркетинге субъектами выступают политические пвртии и движения, объектами являются избиратели, активные социальные слои и общественные организации. Целью политического маркетинга является получение поддержки общества для достижения и удержания власти. Предлагаемые продукты— политические программы, политические лидеры и организации, идеология. Особенностями рынка являются сильная конкуренция, множество соперников и значительное влияние внешних факторов (например, состояние экономики, eteriem» вмешательства государства в избирательные процедуры и т.д.).
В экономическом маркетинге субъектами выступают фирмы, предприятия, промышленные и финансовые группы, объектами являются попадающее покупательной способностью население, смежные в произ-шшственной цепочке предприятия, конкуренты, выпускающие продук-
-----91-----
цию с аналогичными потребительскими характеристиками. Целью экономического маркетинга является получение максимальной прибыли, получение рынка дешевой и квалифицированной рабочей силы, а также завоевание новых рынков сбыта товаров и услуг. Особенности рынка совпадают с особенностями политического рынка.
В государственном маркетинге субъектами выступают государственные органы и учреждения управления всех уровней от федерального до местного, объектами являются граждане, социальные группы, общины, государственные и частные организации (как производственные, коммерческие и некоммерческие, так и непроизводственные). Товаром выступают государственные услуги, товары и социальные программы. Целью маркетинговой деятельности является их реализация и распределение. Особенности рынка определяются высокой степенью монополизации всех процессов, а также безусловным доминирующим влиянием бюрократии и правовых норм, устанавливаемых самим же государством.
Деятельность государства «перекрывает» почти все известные виды маркетинга:
- • макромаркетинг (маркетинг в сфере рынка);
- • социальный маркетинг (реализация социальных программ);
- • некоммерческий маркетинг, или метамаркетинг (влияние на политические партии, общественные объединения);
- • маркетинг услуг;
- • промышленный маркетинг (маркетинг товаров производственного назначения);
- • потребительский маркетинг (маркетинг товаров массового спроса).
Сфера государственного обслуживания даже в условиях развития частной собственности очень широка. К государственному сектору в любом случае будут относиться судебная система и армия, силовые министерства, система образования, институты социального обеспечения, биржи занятости, пожарная охрана и т.д. и т.п. Государство обширно представлено в сферах производства (например, оборонного) и социальных услуг.
Государственные услуги можно классифицировать в зависимости от следующих критериев: сфера услуг (социальные, экономические, финансовые, политические и т.д.), источник услуги (отдельный человек, организация, структура и т.д.), присутствие гражданина в момент оказания ему услуги, мотивы приобретения клиентом услуг (личные, деловые
-----92-----
и т.д.), форма услуги (инвестиции, концепции развития региона, поддержка политических партий и т.д.).
Предлагаемые государством услуги (например, обязательные отчисления в пенсионный фонд, создание системы пенсионных свидетельств или система регистрации по месту жительства, в том числе и оплата штрафа за отсутствие временной регистрации для пополнения местного бюджета) могут быть охарактеризованы с помощью следующих пяти признаков:
- «неосязаемость» (услуги невозможно получить до момента приобретения),
- обязательность (очень немногие люди могут уклониться или позволить себе уклониться от действия государственных программ),
- неотделимость от источника (отделения милиции (ОМ) не будут заниматься выдачей российского паспорта, если, например, вынужденный переселенец из других государств СНГ предварительно не получил российское гражданство в ОВИРе; оба подразделения (ОМ и ОВИР) при этом относятся к одному министерству),
- неспособность гарантировать постоянство качества (производимые сейчас отчисления работающих на государственных предприятиях в пенсионный фонд не гарантируют им в будущем пенсионного содержания на определенном уровне от средней по стране заработной штаты или обеспечения в соответствии со стоимостью пенсионной корзины),
- несохраняемость в зависимости от колебаний спроса (например, городской общественный транспорт работает в соответствии с графиком, построенным из расчета пассажиропотока, но при этом никто из пенсионеров, имеющих дарованное государством право на бесплатный проезд в общественном транспорте, не имеет гарантий от томительного ожидания на остановке и тоскливого провожания взглядом очередной «тэшки»).
Традиционно выделяют пять моделей маркетинга (Ф. Котлер): сбытовую; производственную; товарную; традиционную; социально-л-ическую. В литературе встречается и другая классификация концепций маркетинга.
Под сбытовой концепцией маркетинга понимают навязывание гражданам безальтернативных услуг без учета их качества, например услу-t и Аэрофлота и Сбербанка в 1970-е годы.
Распределительная концепция маркетинга предполагает повышение эффективности механизма товародвижения.
Институциональная концепция маркетинга предполагает анализ жшедения различных социальных групп, организаций, государства.
-----93-----
В рамках функциональной модели маркетинг понимается как функции организации (института, предприятия) по реализации товаров (услуг, социальных программ) и предполагает изучение рынка, социальную рекламу, стимулирование сбыта, создание благоприятного общественного мнения по отношению к государственным программам, планирование мероприятий и т.д.
Трактовка маркетинга как рыночной концепции управления подразумевает конкурентное предложение гражданам одновременно несколько вариантов социальных программ, на основании предпочтений одной из них большинством граждан победившему проекту обеспечивается государственная поддержка.
В рамках управленческой концепции маркетинг рассматривается как элемент общекорпоративной системы управления, обеспечивающий взаимосвязь институтов государственной власти с социальной средой.
В современной науке под маркетингом понимается ориентированный на рынок управленческий стиль мышления (творческий, систематический, агрессивный), предполагающий не только регистрацию реакции граждан на государственные программы, но и сознательное стремление к модернизации программ в соответствии с этой реакцией и потребностями населения.
В конце 80-х годов в связи с процессом становления конкурентных рыночных отношений в российской экономике возникла иллюзия «избыточного предложения» не только типов товаров, но и их качества. На область государственного маркетинга этот процесс распространился лишь в одном отношении: принятие государственных решений более не освящалось лозунгом «чистоты идеологии». Но при этом во многом не были реализованы принципы целесообразности и эффективности.
Обязательным элементом реализации стратегии маркетинга является продвижение продукта/услуги потребителям. Государство по этой позиции обладает практически неограниченными возможностями. Информационное обеспечение государственных программ (видеофильмы, интервью с положительно настроенными экспертами, интерактивная информация, печать, обращения напрямую к потенциальным потребителям, возможности СМК в целом) из-за практически неограниченных ресурсов не имеет себе в обществе равных. Одним из способов продвижения товара/услуги гражданам является лоббирование.
Эффективность маркетинговой деятельности государства определяется степенью включенности в социальные программы или государственные проекты самих объектов маркетингового воздействия. Индикаторами служат также приток финансовых поступлений в государст-
-----94-----
венную казну и готовность участвовать в экономических проектах иностранных инвесторов, репутация государства на международной арене, уровень социальной напряженности в обществе.
Выделяют два типа маркетинговых стратегий: маркетинг сделок и маркетинг взаимоотношений. В первом случае программы или услуги со стороны государства носят краткосрочный характер, каждая программа рассматривается изолированно от других (например, программа государственного кредитования при приобретении жилья военнослужащим). Во втором случае акцент делается на продолжительных проектах.
Вопрос о возможности аморальности или безнравственности государственного маркетинга неуместен, поскольку вопрос о выгодах, интересах и потребностях потребителей (т.е. граждан) в рамках этого вида деятельности менее значим, чем принцип необходимости соблюдения интересов государства как единого целостного территориального образования и как управленческой структуры (следовательно, реализуются прежде всего интересы политики и политиков, бюрократических слоев). Как следствие, критерий нравственности заменяется в государственном маркетинге критерием целесообразности.
Предполагается, что государственный маркетинг опирается на принципы рационального выбора с учетом максимально возможного извлечения выгоды как для управленческих структур, так и для рядовых граждан общества. При этом специалисты особо оговаривают необходимость целенаправленной деятельности со стороны государства по совершенствованию (трансформации) структуры потребностей населения для совпадения «фактического и рационального вектора». Анализ реальных политических и экономических процессов в нашей стране не позволяет подтвердить это положение.
В современной России можно видеть при принятии государственных решений целый спектр плохо согласованных групповых стратегий, ориентированных на извлечение личной и сиюминутной политической выгоды для «государственных людей». Четко прослеживается несоответствие стратегических и тактических решений. Но при этом технологии «продвижения товара» основываются на знании нужд, желаний, психологии граждан, используются знание принципов коммуникации и манипулирование общественным сознанием с помощью как «высоких идеалов», так и прагматических интересов людей.
Адаптация государственных программ к рыночным условиям представляет собой сложную проблему. Использование маркетинговых технологий в деятельности государства в совокупности с традиционными подходами к управлению позволяет снизить остроту многих социаль-
-----95-----
ных проблем. Государственные структуры занимаются маркетингом мест (регионов, городских зон, зон отдыха, зон хозяйственной застройки, жилья и т.д.)- Деятельность с целью создания, поддержания или изменения отношения к определенным территориям (например, поддержание представления о Новосибирске как городе фундаментальной науки, о Сочи как наилучшем месте отдыха, о Санкт-Петербурге как культурной столице России, о Москве как о «третьем Риме») напрямую связана с программами развития регионов. Маркетинг жилья предполагает политику застройки городской территории в соответствии с ориентацией на определенный тип жильцов (создание микрорайонов с элитной точечной застройкой, малогабаритных квартир для малосемейных и т.д.). Маркетинг зон хозяйственной застройки предполагает учет экономической целесообразности строительства тех или иных предприятий, складов и т.д. на определенных территориях в зависимости от источников сырья, инфраструктуры и квалификации рабочей силы. Поскольку государство остается монополистом в распоряжении природными ресурсами, прерогатива в маркетинге зон хозяйственной застройки также остается за ним.
Особым направлением в деятельности государства выступает маркетинг идей (общественный или социальный маркетинг), который наиболее явно проявляется в создании социальной рекламы. Этот вид маркетинга может преследовать самые различные цели: достижение понимания (необходимость для большинства населения в очередной раз «затянуть пояса» в связи с невозможностью повысить пенсии или заработную плату «госбюджетникам»), побуждение к единовременному действию (например, участие в митингах поддержки государственной внешней политики), изменение стандартов поведения (снижение опасности на дорогах как следствие выполнения правил дорожного движения), изменение основополагающих представлений (убеждение общества в праве и способности женщин руководить не только образовательными организациями, но и крупными предприятиями и фирмами). Защита окружающей среды, планирование семьи, рациональное использование энергоресурсов и эффективная работа общественного транспорта и т.д. как виды общественного маркетинга остаются по преимуществу в ведении государства.
За государством остаются также решения в области законодательного регулирования экономического маркетинга. Под контролем государства находятся следующие сферы экономических маркетинговых решений: а) охрана патентных прав, гарантии качества и безопасности товаров; б) ценовая политика, повышение, поддержание цен, стимули-
-----96-----
рование демпинговых цен на товары, установление дотаций производителям социально значимых товаров; в) маркировка и упаковка продукции с точки зрения сохранения потребительских свойств товара, использование для упаковки дефицитных природных ресурсов и т.д.; г) решения в области конкурентных отношений, возможности создания новых фирм, выпуска новых видов товаров; д) информирование потребителей об их правах, поддержка обществ потребителей через судебную систему; е) запреты на лживую, вводящую в заблуждение недобросовестную рекламу; ж) соглашения о принудительном ассортименте товаров на определенной территории, права дилеров на каналы распределения товаров по регионам.
К латентным функциям государственного маркетинга можно отнести маркетинг организаций (деятельность по созданию, поддержанию и изменению отношения к конкретным структурам или организациям целевых аудиторий; например, формирование позитивного отношения к институту частных приставов или налоговой полиции), организацию общественного мнения (соотнесение принципов и приемов деятельности официального лица или управленческой структуры с интересами общества, планирование и реализация программ, рассчитанных на позитивное восприятие граждан), маркетинг отдельных лиц (деятельность, направленная на создание или поддержание определенной позиции или поведения к представителям государства; например, отношение к президенту, руководителям фракций в парламенте или отдельных персон в большой политике). В условиях, когда государство все более настойчиво стремится получить контроль не только над процедурой выборов, но и над всем избирательным процессом, последнее направление становится все более актуальным.
Комплекс маркетинга включает в себя следующие элементы:
- • товар (программа, услуги и т.д.),
- • цена (стоимость реализации программы за счет средств, получаемых из государственного бюджета, т.е. за счет налогов с граждан; таким образом, государство предлагает гражданам услуги, предварительно уже оплаченные гражданами),
- • товародвижение и распределение (структуры реализации социальных программ или услуг),
- • продвижение (процесс реализации программы),
- • персонал (государственные служащие, обеспечивающие реализацию программы),
- • способ действия (комплекс мероприятий).
-----97-----
Выделяют пять элементов (блоков исследования) для обеспечения эффективного маркетинга (при этом маркетинг понимается как непрекращающийся циклический процесс):
- • ситуационный анализ (оценивается состояние общества, его отдельного сегмента или определенной социальной сферы; делается прогноз относительно возможного развития событий при существующем положении дел; определяется совокупность сопутствующих факторов, влияющих на состояние ситуации),
- • маркетинговый синтез (выдвижение целей для исправления ситуации, оценка целей, формирование иерархии задач для решения основной проблемы (принятие решений для стратегического планирования)),
- • стратегическое планирование (выдвижение стратегий относительно программы действий, выбор наиболее эффективной, разработки тактики (что и как необходимо делать)),
- • тактическое планирование (разработка и реализация оперативного плана, формулирование возможных вариантов реализации плана в различных условиях),
- • маркетинговый контроль (сбор данных относительно результатов деятельности, оценка данных и в случае необходимости решение о проведении ситуационного анализа).
Для осуществления маркетингового анализа привлекают компетентных исследователей, с которыми чаще всего работают методом Дельфи. Эта методика заочного анализа включает в себя подбор экспертов из числа опытных управленцев, постановку перед ними задачи, выявление мнений каждого эксперта, определение преобладающей позиции, обозначение крайних позиций, формулировку принципиальных расхождений в позициях экспертов и определение причин этих расхождений, согласование позиций по наиболее важным аспектам.
Для изучения отношения граждан к введению предполагаемых государственных услуг или товаров используют фокус-группы. Для проведения групповой дискуссии (обычно необходимы так называемые «сессии» для различных социальных слоев, Фокус-группы проводятся специально подготовленными модераторами, которые в ходе 1,5-2-часовой беседы получают «качественную» информацию (отвечают на вопросы «как» и «почему»). Группы (в каждую включают по 7-10 человек) формируются по принципу совпадения пола, сходства возраста, образования, доходов и социального статуса.
-----98-----
Выделяют следующие виды маркетинга в зависимости от интереса к предлагаемым программам, услугам или товарам:
- • развивающий (потенциальный интерес общества к предлагаемым программам есть, необходимо сделать его реальным),
- • конверсионный (спрос на предлагаемый товар необходимо создавать, т.к. отношение к нему негативное),
- • стимулирующий (спрос на товар отсутствует, его необходимо стимулировать),
- • синхромаркетинг (спрос колеблется, необходимо его стабилизировать),
- • ремаркетинг (спрос снижается, его необходимо восстановить),
- • поддерживающий (отношение к предлагаемым программам соответствует возможностям государственных структур, спрос необходимо поддерживать),
- • демаркетинг (спрос на предлагаемый товар чрезмерный, его невозможно удовлетворить, необходимо потребность в товаре снизить),
- • противодействующий (сформировался иррациональный спрос, его необходимо свести к нулю).
Процесс управления маркетингом включает в себя следующие элементы:
- • анализ рыночных возможностей (маркетинговые исследования и сбор маркетинговой информации, анализ социальной среды и потенциальных потребителей продукции);
- • отбор целевых рынков реализации государственной программы (замеры и прогнозирование спроса на конкретную идею, определение социальных групп, заинтересованных в реализации государственных проектов);
- • разработка государственной программы (просчитывание всего: от общей идеи до деталей и условий реализации проекта);
- • разработка способов продвижения товара/услуг, пропаганда проекта.
Необходимость развития общества в рамках любой системы предполагает согласование государственной политики с принципом экономической эффективности. Весьма высокопарно звучащий лозунг «необходимости подъема всеобщего благосостояния» в действительности не связан с типом политических отношений в обществе или принципов управления, а выступает лишь инвариантом основной цели экономического развития общества. Вполне естественно, что государство должно взять на себя ответственность за его реализацию.
-----99-----
На практике в России в последнее десятилетие наблюдалось явное снижение роли государства в условиях рыночной экономики. На фоне падения объемов внутреннего национального продукта на 50%, снижения уровня жизни большинства граждан страны и инфляции этот процесс выглядит весьма тревожно. Но государство остается наиболее реальным инициатором экономического возрождения страны, ориентированным на решение проблем производственного сектора вместо ставших традиционными финансовых спекуляций.