Особенности развития государственного управления и политики как науки в различных странах

Современная наука государственного управления и политики — дисциплина со многими подходами и концепциями: структурно-системными, неоинституционалистскими, кибернетическими, менедже-риальными, сетевыми, синергетическими, постмодернистскими и др. Она разрабатывалась и разрабатывается сегодня учеными многих дис­циплинарных направлений. Среди них— Вудро Вильсон («Изучение публичного управления», 1887), Анри Файоль («Промышленное и общее управление», 1916), Леонард Уайт («Введение в изучение государствен­ного управления», 1926), Честер Барнард («Функции исполнительной власти», 1938), Герберт Саймон («Административное поведение», 1947), Дуайт Уалдо («Административное государство», 1948), Мишель Крозье («Феномен бюрократии», 1963), Питер Дракер («Эффективная исполни­тельная власть», 1966), Уильям Нисканен («Бюрократия и репрезента­тивное государственное управление», 1971), Эндрю Далдшр («Публич­ное административное управление», 1973), Джеймс Марч и Йохан Олсен («Переосмысливая институты», 1989), Дэвид Осборн и Тед Гэблер («Пе­реосмысливая государственное управление», 1992) и др. Издаются спе­циализированные журналы: Public Administration, Public Administration Review, International Review of Administrative Sciences, Administration and Society, International Journal of Public Administration, International Public Management Journal, Social Policy and Administration, Governance. An International Journal of Policy and Administration, Public Policy, Revue francaise d'administration publique, Politiques et management public и др. Во многих университетах развитых стран открыты кафедры государст-
-----10-----

венного управления и политики, имеются национальные институты и международные организации, занимающиеся координацией и активиза­цией деятельности в этой отрасли науки и преподавания (American Soci­ety/or Public Administration, Institut International des Sciences Administra-tives (Брюссель), Institute International d'Administration Publique (Фран­ция), International Public Management Network (США) и др.).

Наука государственного управления и политики формировалась под влиянием прежде всего политической науки, но на нее серьезное влия­ние оказывали менеджмент, право, социология, теория организации. В различных странах этот процесс имел свои особенности.

Соединенные Штаты Америки. Для США характерна тесная взаимосвязь науки государственного управления, политической науки и менеджмента. Фактически, наука государственного управления здесь представлена двумя основными ветвями — политологической и менед-жериально-организационной. Это различие складывается исторически в связи с попыткой сформировать особую научную дисциплину наряду с имеющимися.

Интерес к государственному управлению как научной отрасли про­явился в 80-е годы XIX в. и определялся необходимостью реформы го­сударственной службы. В связи с покушением на президента Джеймса Гарфильда в 1881 г. его сторонника, не получившего пост в админист­рации, встал вопрос о патронажной системе формирования государст­венной службы. В 1883 г. был принят закон Пенделтона, который ори­ентировался на замену патронажной системы— практики заполнения административных должностей политическими союзниками президента или его родственниками, системой заслуг, основанной на квалификации, опыте и знаниях претендента на соответствующую должность в госу­дарственном аппарате. Этот исторический факт рассматривается в каче­стве стимулирующего момента в развитии исследований в области госу­дарственного управления. Вудро Вильсон считается основателем амери­канской науки публичного управления и политики. Несмотря на то, что отмечается серьезное влияние французской административной мысли на американскую в этот период (см.: Martin, 1987), именно нормативная концепция управления, представленная В. Вильсоном, получила наи­большее распространение и имела наиболее сильное влияние на пер­спективу научных исследований и практики управления в общественной сфере Соединенных Штатов.

В. Вильсон считал, что административно-государственное управле­ние можно изучать и на этой основе создать точную науку. Хотя эта
-----11-----

наука и была, как считал Вильсон, результатом развития политической науки, но существовало различие между государственным управлением и политикой, которое следовало учитывать. Если в политике определя­ются основные цели государства, то управление занимается осуществ­лением этих целей, т.е. управление зависит от политики, но и имеет соб­ственные законы развития: «Администрирование лежит вне собственной сферы политики. Административные вопросы не являются политическими вопросами. Хотя политика и ставит задачи перед администрацией, но ад­министрация не должна страдать от манипуляции ее отделами» (Wilson, 1993, 40). Административное управление зависимо от политики и в том смысле, что политические органы (прежде всего Конгресс) определяют правила деятельности администрации в праве. Государственное управле­ние является детализированным и систематическим исполнением публич­ного права. Следовательно, конституционные вопросы и административ­ные вопросы различаются: «различие состоит в общих планах и специаль­ных средствах» (ibid., 4Г). Цель изучения государственного управления и состоит в детальном обследовании методов управления и выработке на этой основе устойчивых принципов. Для этого, считал Вильсон, необхо­димо систематически изучать опыт других стран, используя компаратив­ный метод анализа. Являясь относительно самостоятельной сферой дея­тельности, государственное управление должно быть подконтрольно об­щественному мнению и не противоречить демократическим принципам организации американского общества.

Значительный вклад в развитие науки государственного управления в США внесли в дальнейшем Франк Гуднау («Политика и администра­ция», 1900), который продолжил обсуждение различий между полити­кой и управлением, начатое Вильсоном в 1887; Леонард Уайт, который в 1926 г. опубликовал первый учебник по государственному управлению «Введение в изучение государственного управления»; У. Ф. Уиллогби, Честер Барнард, Лютер Гулик и Линдэлл Урвик, написавшие работы о принципах государственного управления; (Gulick, Urwick, 1937; Barnard, 1938}. Развитием науки государственного управления занимались Гер­берт Саймон, внесший значительный вклад в теорию государственного управления своей концепцией «ограниченной рациональности» и соот­ветствующей ей «удовлетворяющей» моделью принятия управленческих решений (Simon, 1947); Джеймс Марч вместе с Саймоном, Амитай Эт-циони, которые развивали организационные концепции управления (March, Simon, 7955; Etzioni, 1961). В конце 60-х годов в США появи­лось движение за «новое государственное управление», которое обост-
-----12-----

рило проблему моральных ценностей и оценок в сфере управления об­щественными делами, ответственности правительства в целом перед обществом. В 80~90-е годы развиваются концепции нового государст­венного менеджмента с акцентом на методологии экономической науки и сетевые теории управления, о которых читатель сможет прочесть в соответствующем разделе книги.

В целом американская наука государственного управления и поли­тики всегда находилась под влиянием проблемы дихотомии полити­ки/управления, которая была обозначена Вильсоном еще в начале фор­мирования этой отрасли знания. Но уже Уайт поставил под сомнение жесткое разделение этих двух сфер деятельности, выделив в четвертом издании своей книги специальный раздел «Политика и управление». В нем он писал о том, что идея разделения политики и управления пришла в противоречие с современным состоянием дел, когда правительство все более и более влияет на процесс формирования политического курса и законотворческую инициативу, расширяя сферу своей компетенции. «Следовательно, утверждение, что политика и управление— это от­дельные и автономные структуры или процессы в американской систе­ме, очевидно ошибочное» (White, 1955, 8). Дуайт Уалдо, книга которого «Административное государство» получила известность и оказала влия­ние на политологию государственного управления в США, показывает, что дихотомия политика/управление все еще остается существенной характеристикой американских споров об управлении. «Важной доктри­ной, — пишет он, — является формула "политика-администрация"; по­нятие, что деятельность государства разделена на решение и исполнение и что исполнение (администрация) является или может быть научным. "Наука" для ортодокса обозначает поиск фактов, отвержение теории и, вероятно, прагматизм. Понятие того, что есть "принципы", научно и тгически обоснованные, которые могут быть раскрыты в ходе научного изучения, является все еще ортодоксальным символом веры. И изучаю­щие управление в целом остаются при мнении, что слегка подправлен­ные ценности и практика американского бизнеса могут быть приняты для управления государством» (Waldo, 1984, 199). В последние годы эта проблема вновь выходит на первый план (Wing-yee Lee, 1995), а точнее переформулируется в контексте новых методологических споров между либералами и коммунитаристами, сторонниками и противниками ры­ночных методов государственного управления, в контексте поиска но­ной гражданской этики.
-----13-----

Наука государственного управления во Франции. Французская административная наука берет свое начало в XVIII в. Однако тогда вни­мание обращается, скорее, на простое описание административного процесса в связи с нарастающей централизацией в государственном управлении, и опубликованные работы следуют, скорее, немецкой каме-ралистской теории. В начале XIX в. Шарль-Жан Бонен первым ставит вопрос о разрыве с традицией и о необходимости трактовать управление как науку. Как пишет Жак Шевалье, «эта модель административной нау­ки старалась тогда стать как "социальной наукой" в самом строгом смысле этого слова, так и общей наукой, которая способна оперировать со всеми социальными данными об управленческом действии с помо­щью разнообразных исследовательских инструментов, в особенности с помощью статистики. Она стремилась инкорпорировать все то, что впо­следствии стало политической наукой, экономической наукой или со­циологией, но она имела по сути прагматическую цель повысить эффек­тивность деятельности государства и, таким образом, социальное благо­получие» (Chevallier, 1996, 68). В 40-е годы возникает настоятельная потребность развития преподавания науки управления, и все чаще зву­чат требования открытия специальных управленческих факультетов. В результате в 1849 г. возникает Школа управления, которая, впрочем, просуществовала недолго. Во второй половине XIX в. исследования в области государственного управления находились в целом под влиянием юридической теории, хотя отмечались сильные тенденции социального и политического анализа управления. Наиболее значительными трудами в области широкого социально-политического анализа французской ад­министративной системы стали книга Алексиса де Токвиля «Старый порядок и революция» (Tocqueville, 1857) и Ипполита Тэна «Происхож­дение современной Франции» (Taine, I877). Большое влияние на разви­тие теории государственного управления оказала Свободная школа по­литических наук, возникшая в 1872 г. Формируется иной взгляд на ад­министративное управление: администрирование — не только задача юристов; необходимо изучать, как организовано реальное управление, обращать внимание на роль инноваций в этой сфере. Конец XIX — на­чало XX в. отмечены двумя тенденциями: институциональным юриди­ческим направлением административных исследований (Л. Дюги и М, Ориу) и научным направлением в изучении управления Анри Файоля (см.: Василенко, 1998, 60-62).
-----14-----

В целом во Франции наука административно государственного управления тесным образом связана с особенностями французской модели государства. К основным характеристикам этой модели следует отнести: (1) общественную автономию государства, которая выражается в четкости контуров государства и его бесперебойном функционирова­нии (органическая автономия), в употреблении различных правил его функционирования, занимающих особое место в общем праве (легаль­ная автономия), в представлении государством себя как воплощения общественного интереса, который доминирует над особыми интересами частной сферы (символическая автономия); (2) социальное доминирова­ние государства, проявляющееся в укорененной французской традиции мнтервенционализма, т.е. в регулярном проникновении государства во нее сферы общественной жизни; (3) постоянное противоречие двух тен­денций в политической культуре: установок на плебисцитарную и ре­презентативную модели демократии; (4) устойчивые централизаторские тенденции в устройстве государства и в проведении государственной политики; (5) особая роль бюрократии в механизме связи государства и гражданского общества, ее способность служить условием относитель­ной стабильности французской общественно-государственной системы (Chevallier, 1996; Crazier, 1973; Салмин, 1992). Учитывая французскую специфику, Мишель Крозье выделяет в политической и административ­ной системе Франции три подсистемы принятия решений, которые од­новременно тесно взаимосвязаны и очень операционально отдалены. К ним он относит, во-первых, административную субсистему, ответствен­ную за все решения, которые можно принимать, используя множество правил и хорошо проработанных программ; во-вторых, субсистему при­нятия политических решений на основе обсуждения, где все проблемы рассматриваются минуя принятые правила; в-третьих, субсистема рево-нюционного недовольства, которая заставляет принимать решения вне принятой легальной структуры (Crozier, 1973, 252).

Если в этом аспекте анализировать современную науку админист­ративно-государственного управления во Франции, то она характеризу­ется тремя основными подходами. Прежде всего выделяется юридиче­ский подход. Здесь административное управление рассматривается в рамках институциональной методологии, и право рассматривается в ьячестве критерия отличия гражданской службы от политики. Вместе с и'м, как указывает Шевалье, данное направление теоретически пытается провести различие между административной наукой и административ­ным правом (Chevallier, 1996, 69). Вторым направлением является межрегиональный подход к государственному управлению. Административное управление тесным образом связывается с управлением в сфере
-----15-----

бизнеса, а исследования ориентированы на описание и поиск повышения производительности и эффективности в современной техни­ке государственной организации и производства решений. Третьим в изучении государства и государственного управления является мощное социологическое направление. В центре этого направления находятся вопросы социологии государственной организации, бюрократии, сиязи управления с властью, гражданской службы с политикой.

Институционально французская административная наука представ­лена Центром социологии организаций (Centre de Sociologie des Organisations), Французским институтом административных паук (Institut Frangais des Sciences Administratives), Национальной школой управления (Ecole Nacionale d'Administration), Региональными институ­тами управления (Institute Regionaux d'Administration).

Административная наука в Германии. Развитие административ­ной науки в Германии находилось длительное время под влиянием юриспруденции и разработанной немецкими юристами концепции пра­вового государства. Проблематичным было выделение самостоятельной административной науки. Административное поведение рассматрива­лось как комбинация строгости и гибкости при применении специали­стами публичного права. В 60-70-е годы XX в. на развитие исследова­ний административного управления повлияла политическая наука, ставшая в это время самостоятельной отраслью знания и преподавания в западногерманских университетах. Вместе с тем, институты и кафедры политической науки редко занимаются проблемами государственного управления, здесь отмечается, скорее, интерес к государственной поли­тике. В последнее время особое внимание уделяется исследованию взаимосвязи публичного административного управления и публичной политики. В частности широкую известность приобрела немецкая школа исследования политических сетей в Институте общественных исследо­ваний Макса Планка (Max-Planck-Institut fur Gesellschaftsforschung). По­пытки институционализации административной науки в качестве само­стоятельной дисциплины не получили широкого распространения в не­мецких университетах. В этом отношении выделяются два центра: фа­культет административной науки в университете в Констанце, образо­ванный в 1973 г. и включающий в себя помимо отделения администра­тивной науки отделение политической науки и отделение информацион­ной науки и Высшая школа административной науки в Шпеере, откры­тая в 1976 г. Административные исследования активно проводятся так­же в Потсдамском университете.
-----16-----

Наши рекомендации