Вопрос 2. Гитлеровская Германия

1.Фашизм в Германии появился после окончания первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений.

В 1921 г. складываются организационные основы фашистской партии - Национал-социалистической рабочей партии, - осно­ванные на принципе неограниченной власти вождя (фюрера). Главной целью создания партии становятся распространение фашистской идеологии, подготовка специального террори­стического аппарата для подавления демократических, ан­тифашистских сил и, в конечном счете, захват власти.

В 1923 г. фашисты предпринимают прямую попытку захватить государственную власть. Провал путча заставляет фашистских лидеров изменить тактику борьбы за власть.

С 1925 г. начинается "битва за рейхстаг" путем создания широ­кой социальной базы фашистской партии. Программа партии была рассчитана на привлечение недовольных - рабочим обе­щали ликвидацию безработицы, крестьянам - повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, мелким лавочникам -ликвидацию крупных магазинов и т. д. Уже в 1928 г. эта так­тика дала свои первые плоды - фашисты получили 12 мест в рейхстаге; в 1932 г. по числ у мандатов фашистская партия по­дучила больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге.

30 января 1933 года Гитлер по распоряжению Гинденбурга за­нимает пост рейхсканцлера Германии. С этого времени рейхстаг сохранялся формально.

2. Германский фашизм в первые же месяцы гитлеровского правления ликвидировал буржуазно-демократические свободы. С этой целью были изданы чрезвычайные декреты:

ü отменялись свобода личности, слова, печати, собраний;

ü полиция наделялась неограниченными правами;

ü запрещались партии - в первую очередь коммунистическая, а затем все остальные партии, не исключая и буржуазные.

Право на существование и господство получила лишь одна на­ционал-социалистическая партия - воцарилась однопартийная правительственная система.

Партия имела военизированную структуру. Члены партии бы­ли обязаны безусловно подчиняться приказам и указаниям фюрера. В непосредственном подчинении партийного центра находились штурмовые отряды, эсэсовские охранные отрады, воинские части, укомплектованные сторонниками Гитлера.

Решения съездов партии с момента их принятия получали силу закона. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Цен­тральные и местные органы партии получили правительствен­ные функции и практически решали все существенные вопросы правления.

Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточи­лась в правительстве, правительственная власть - в руках фюрера.

Местное самоуправление и традиционное деление государства на земли в интересах централизации управления были ликви­дированы. Областями управляли чиновники, назначаемые из Берлина центральным правительством.

3. Придя к власти, германские фашисты выдвинули расовую тео­рию, которая провозглашала немцев господствующей над миром нацией. Эта теория послужила идеологическим основанием "большой войны", в которой "великая Германия" завоюет себе "достойное жизненное пространство".

В одностороннем порядке Германия аннулировала Версальский мирный договор 1919 г. и начала подготовку к мировой войне.

1 сентября 1939 года Германия обрушилась на Польшу и, окку­пировав ее территорию, в десять дней уничтожила ее как воен­ную державу. Затем Германия нанесла поражение Франции и ряду других стран Европы.

В 1941 г. немецко-фашистские войска вторглись на террито­рию Советского Союза. Началась Великая Отечественная вой­на советского народа, в ходе которой агрессору было нанесено сокрушительное поражение. В 1945 г. СССР вместе с союзными державами - США, Великобританией и Францией - завершил военный разгром фашистской Германии.

4. Вынудив гитлеровскую армию к капитуляции и оккупировав территорию Германии, союзники - СССР, США, Великобри­тания - выработали политику в отношении Германии. 5 июня 1945 года было принято решение образовать Союзный кон­трольный совет, призванный решать текущие вопросы, имею­щие значение для всей Германии.

Летом 1945 г. в Потсдаме состоялась конференция глав прави­тельств: СССР (И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобри­тании (У. Черчилль, с 27 июля К. Эттли). Союзники согласи­лись установить в Германии временный оккупационный режим и принять ряд мер, направленных на ликвидацию опасности фашистского милитаризма:

ü распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать ге­неральный штаб германской армии;

ü арестовать и предать суду военных преступников;

ü произвести чистку немецкого государственного аппарата от военных преступников;

ü ликвидировать военно-промышленный потенциал Германии;

ü восстановить действие демократических институтов - местное самоуправление, свободы собраний, слова, печати.

Управление оккупированной страной сосредоточилось в Союзномконтрольном совете.

В декабре 1946 г. было создано сепаратное управление сначала двумя западными зонами, американской и английской, а затем и тремя. Следствием этого стало разделение Германии и возникновение двух германских государств: Федеративной Рес­публики Германии (на западе) и Германской Демократической Республики (на востоке).

Вопрос 3. Япония после второй мировой войны

1. Решающее влияние на государственно-правовое развитие Япо­нии после второй мировой войны оказали ее поражение и ка­питуляция.

В 1945 г. американские войска практически единолично окку­пировали Японию от имени союзных держав-победительниц. Оккупационный режим осуществлялся американской военной администрацией, возглавляемой генералом Д. Макартуром, а состав нового правительства был согласован со штабом окку­пационных войск. Японские правительственные органы были обязаны проводить в жизнь директивы и указания оккупаци­онных властей.

В целях ликвидации опасности возрождения японского мили­таризма были проведены следующие реформы:

ü демобилизована японская армия;

ü упразднены все органы военно-террористического подавления, распущены милитаристские общественные организации;

ü отменены нормативные акты, фиксировавшие военно-полицейский режим;

ü произведена чистка государственного аппарата от военных пре­ступников и наиболее милитаристски настроенных чиновников.

В пакет реформ входили также демократизация системы обра­зования и децентрализация полицейской системы, предусмат­ривавшая подчинение полиции местным властям и упраздне­ние центрального аппарата.

В области социально-экономических отношений были проведе­ны следующие важные преобразования:

ü аграрная реформа 1946 - 1949 гг., в основном ликвидировавшая крупное помещичье землевладение. Отныне максимальная пло­щадь обрабатываемой сельскохозяйственной земли не должна была превышать 3 те (9 га). Остальную землю покупало госу­дарство и продавало ее крестьянам, в первую очередь крестья­нам-арендаторам;

ü декартелизация в промышленности и банковском деле, на не­которое время ограничившая влияние крупнейших монополи­стических концернов. В результате разукрупнения монополий появилось значительное количество средних, относительно са­мостоятельных предприятий.

Основы трудового и социального законодательства были демо­кратизированы: трудящиеся получили права на:

ü создание профсоюзов;

ü заключение коллективных договоров;

ü проведение забастовок;

ü социальное страхование;

ü 8-часовой рабочий день и т. д.

2. В октябре 1946 г. была принята парламентом и 3 мая 1947 года
вступила в силу новая Конституция, утвердившая либерально-
демократические преобразования в области государственного
строя. По сравнению с действовавшей до нее Конституцией 1889 г.
она означала весьма важный шаг.

Проект конституции разрабатывался американской администра­цией в Японии. В девятой статье декларировался отказ Японии от применения вооруженной силы как средства разрешения ме­ждународных конфликтов и от создания с этой целью армии.

3. В соответствии с действующей Конституцией Япония - либерально-демократическая парламентарная монархия.

Наследственный император Японии является "символом госу­дарства и единства народа". По представлению парламента он назначает премьер-министра; по представлению кабинета ми­нистров назначает главного судью Верховного суда. По совету и с одобрения кабинета осуществляет: официальное опублико­вание поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламента, роспуск палаты пред­ставителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение на­значении и отставок министров и других высших должностных лиц, подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний и др.

Согласно конституции все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства, и правительство несет за них ответственность.

4. Высший орган законодательной власти - парламент, состоящий из двух палат:

ü палаты представителей - избирается на 4 года;

ü палаты советников - избирается на 6 лет с переизбранием по­ловины советников через каждые 3 года.

Проект закона обсуждается в палатах и становится законом по­сле его принятия обеими палатами. Принятый палатой пред­ставителей законопроект, по которому палата советников приняла иное решение, становится законом после его вторичного принятия палатой представителей большинством в 2/3 голосов присутствовавших депутатов. Каждая палата имеет право про­водить расследование по вопросам государственного управле­ния и требовать при этом явки и показаний свидетелей, а так­же представления протоколов. Премьер-министр и министры должны присутствовать на заседаниях парламента, если это необходимо для дачи ими ответов и разъяснений.

Согласно Конституции парламент обладает всей полнотой за­конодательной власти, имеет исключительное право распоря­жаться финансами и контролирует деятельность правительства.

Избирательное право имеют все граждане, достигшие 20 лет (в отличие от предыдущей конституции, когда женщины не имели избирательного права, а возрастной ценз был выше на 5 лет).

5. Высший орган исполнительной власти - правительство (кабинет
министров), который должен ее осуществлять в рамках Конституции и законов, принятых парламентом. Состав его формируется премьер-министром.

Премьер-министр выдвигается парламентом из числа своих членов, а затем назначается императором.

6. Судебную систему Японии возглавляет Верховный суд, состоящий из главного судьи и 14 судей.

Главный судья Верховного суда назначается императором по представлению кабинета министров. Остальные судьи назна­чаются кабинетом министров из списка лиц, предложенных Верховным судом. Этот суд как высшая инстанция выполняет также функции конституционного.

В судебную систему входят также апелляционные суды, основ­ные местные суды и дисциплинарные (первичные) суды. Судьи этих судов назначаются кабинетом министров по представле­нию Верховного суда.

Наши рекомендации