Вопрос 2. Развитие Великобритании в XX в.

1. В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущ­ность которой заключается в господстве на выборах двух ос­новных партий.

Основным средством сохранения двухпартийной системы явля­ется избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители малочисленных партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте.

До 1923 г. основными партиями Англии были консерваторы и либералы:

✓ консервативная партия организационно оформилась в середине XIX в. на основе партии тори. В настоящее время выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников;

✓ либеральная партия, опирающаяся на средний класс, также об­разовалась в середине XIX в., на основе партии вигов. Посте­пенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции. С 1923 г. ее место заняла лейбористская партия - одна из ведущих партий Социалистического интернационала, воз­никла как результат подъема европейского социал-демократи­ческого движения и появления в Англии социалистических групп и организаций.

2. Главой государства в Великобритании является король (королева).
Он считается основным носителем исполнительной власти, главой системы, верховным главнокомандующим армией, с в с главой англиканской церкви. За британским монархом формально сохраняется право роспуска парламента и назначения премьер-министра и т. д. Король обладает пра­вом окончательного отклонения закона - абсолютного вето, однако почти триста лет это право не применяется. Таким об­разом, власть короны носит скрытый характер.

Высший орган законодательной власти - парламент, который состоит из короля, палаты лордов и палаты общин.

В 1949 г. лейбористским правительством была проведена ре­форма парламента, касающаяся палаты лордов. В состав пала­ты входят светские и духовные пэры. К светским пэрам и пэрессам относятся наследственные пэры (потомки старинной земельной аристократии), пожизненные пэры, имеющие титу­лы, пожалованные в XX в.; лорды по апелляциям, назначаемые для осуществления судебных полномочий палаты лордов. В число духовных пэров входят архиепископы и епископы. Об­ладая большим влиянием, верхняя палата способна оказывать сильное политическое давление.

Законодательная инициатива почти полностью осуществляется правительством.

Развитие государственного строя Великобритании в XX в. сво­дится к усилению исполнительной власти.

Фактически с начала XVIII в. высший орган исполнительной власти - кабинет министров, который сосредоточивает в своих руках все важнейшие полномочия по осуществлению внутрен­ней и внешней политики.

В 1914 г. было приостановлено действие "Хабеас корпус акт" и принят "Акт о защите государства", передававший правительст­ву на время войны всю полноту власти. По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права продолжали применяться. В 1920 г. был принят "Закон о чрезвычайных полномочиях", предусматривавший возможность издания пра­вительством от имени короля указа о введении в стране чрез­вычайного положения. Накануне второй мировой войны, в 1939 г., парламентом был принят новый акт о чрезвычайных полномо­чиях, предоставляющий исполнительной власти полномочия на издание таких предписаний, какие правительство считает необходимыми для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка.

Предоставляя правительству чрезвычайные полномочия, парла­мент передал ему и законодательную власть. Получило распро­странение делегированное законодательство - акты, издаваемые правительством по поручению парламента (распоряжения, при­казы, указания, инструкции министров и т. д.).

Право премьер-министра в любое время добиться роспуска пар­ламента способствует еще большему усилению власти кабинета.

3. Высший центральный судебный орган - Верховный суд правосу­дия, в состав которого входят:

ü Высокий суд (рассматривающий гражданские споры);

ü Суд короны (специализирующийся по уголовным делам);

ü Апелляционный суд.

Высшая судебная инстанция в Великобритании - палата лордов. Она является апелляционной инстанцией и судом первой ин­станции для пэров, обвиняемых в уголовных преступлениях.

На местах правосудие осуществляют мировые судьи.

В Англии и Уэльсе имеются магистратские суды (по уголов­ным делам), выездные суды - суды ассизов, суды графств (по гражданским делам).

В Шотландии уголовные дела рассматриваются полицейскими судами в городах и мировыми судами в графствах, а также ше­рифскими судами.

В Северной Ирландии первая инстанция по уголовным и граж­данским делам - суды графств и суды суммарной юрисдикции.

В Великобритании существуют также специальные судьи - коронерские, административные, военные.и т. д.

Полиция состоит из отдельных местных формирований, нахо­дящихся в ведении местных выборных органов. Общее управ­ление полицейскими силами страны осуществляет министерст­во внутренних дел. Кроме регулярной полиции, существуют особые резервные подразделения, призываемые в случае чрез­вычайных обстоятельств.

4. Верховным главнокомандующим армией Великобритании считается
король (или королева). Ответственность за подготовку страны
к войне и за состояние вооруженных сил несут премьер-министр
и кабинет министров. Высшее руководство вооруженными силами
осуществляет комитет обороны и внешней политики.

В мирное время традиционный способ комплектования воору­женных сил Великобритании - вербовка добровольцев. В периоды первой и второй мировых войн вводилась обязательная воин­ская повинность. После второй мировой войны правительство продлило действие закона об обязательной воинской повинно­сти на мирное время. С января 1961 г. этот закон был отменен, и армия, как и прежде, формируется путем добровольного набора.

5. Выборным органом местного самоуправления во всех административно-территориальных единицах Великобритании (кроме
малонаселенных приходов) является совет. В состав советов
графств, городов-графств и муниципальных городов входят
старейшины - олдермены. Председатель совета - мэр, избираемый
из числа членов совета.

В течение XX в. контроль центральных органов за деятельно­стью советов в городах и графствах усилился, эти органы ли­шались наиболее важных полномочий в проведении неза­висимой местной политики. Основным рычагом воздействия на деятельность местных органов стала их жесткая финансовая зависимость от дотаций правительства.

ЛЕКЦИЯ 19

Наши рекомендации