Тема: развитие сша и великобритании в xx вв.
Цель:Изучить развитие США и Великобритании в XX вв.
Форма занятия:лекция
Время проведения:1 час 20 минут
Место проведения:Учебная аудитория
ВОПРОСЫ:
Новый курс» Франклина Рузвельта
Развитие Великобритании в XX вв.
ЛИТЕРАТУРА:
Абдурахманова И.В. История зарубежных стран. – М., 2005
Батыра К.И. Всеобщая история государства и права. – М., 2009
Крашенинников Н.А. История зарубежных стран. Ростов - на Дону, 2009
Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2006
Орлова Н.Е. История государства и права зарубежных стран. – М., 2009
Желудков А.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2007
Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2008
Черниловский З.М. Хрестоматия по истории зарубежных стран. – М. 2009
Якушев А.В. История государства и права зарубежных стран. - Спб. 2008
Борисюк В. И. Политические институты США. - М., 2008
Ивонин Ю. Е. Становление европейской системы государств. - Минск, 2009
История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 1- 4. - М., 2004
Колобова К. М. Возникновение и Афинского государства. -СПб., 2009
Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. - СПб., 2000
Прокопьев В. П. История германской государстсвенности. – М., 2004
Ратиани Г. М. Франция: судьба двух республик. - М., 2000.
Розин В.М. Генезис права. - М., 2000.
Разумович Н. П. Политическая и правовая культура: Древняя Греция. 2009
Савельев В. А. Капитолий США: Прошлое и настоящее. - М., 2008
Семиряга М. И. Тюремная империя нацизма и ее крах. - М., 2001
Сироткин В. Г. История Франции: Пятая республика. - М., 2009
Хачатурян Н. А. Сословная монархия во Франции XII – XV вв. -М., 2008
Шишова И. А. Раннее законодательство в античной Греции. - СПб, 2001
Филиппов С. В. Судебная система США. - М., 2000
Чиркин В. Е. Государственная власть в развивающихся странах. - М., 2000
Эйдус Х.М. История Японии с древнейших времен до наших дней. - М., 2005
Вопрос 1. Новый курс" Франклина Рузвельта
1.За годы первой мировой войны экономический потенциал Соединенных Штатов Америки и их доля в мировом хозяйстве значительно возросли. Однако экономический кризис, разразившийся в 1929 - 1933 гг., охватил все основные капиталистические страны. США оказались в его эпицентре и в полной мере ощутили его последствия:
ü сокращение объема производства - промышленное производство в США понизилось до 56%;
ü расстройство финансовой системы - национальный доход сокр.
ü разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм - обанкротилось 40% банков;
ü массовая безработица - потеряли работу около 17 млн. человек:
При отсутствии в США государственной системы социальной защиты жертв экономических бедствий кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к широким выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренных изменений старого уклада жизни.
Правительство президента Г. Гувера, находившееся в этот период у власти, предприняло ряд мер, направленных на поддержку монополий, что не дало положительных результатов. К 1932 г. очевидное банкротство внутренней политики этого правительства привело к победе на очередных президентских выборах Франклина Делано Рузвельта - кандидата от Демократической партии.
Ф.Д. Рузвельт выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей название «Новый курс». В 1933 - 1938 гг. в рамках этой программы был принят пакет законов, охватывавший практически все важнейшие области экономических и социальных отношений:
ü Закон о банковской деятельности;
ü Закон об обращении ценных бумаг;
ü Закон о восстановлении промышленности;
ü Закон о регулировании сельского хозяйства;
ü Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера);
ü Закон о социальном страховании и помощи безработным;
ü Закон о справедливом найме рабочей силы.
2. Принятие Закона о банковской деятельности и Закона об обращении ценных бумаг преследовало цель сохранения и укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США, в сотрудничестве с которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического строя.
Для восстановления банковско-финансовой системы были приняты следующие меры:
ü запрещен вывоз золота за границу;
ü проведена девальвация доллара;
ü укрупнена банковская система;
ü крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии.
В 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности. На его основании в 1934 г. были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов, а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений.
Это привело к восстановлению доверия к банкам, к притоку в них вкладов частных лиц.
Деятельность фондовых бирж регулировалась Законом об обращении ценных бумаг, принятым в 1934 г. и предусматривавшим предоставление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам (ФКЦББ). наделенная правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам всех интересующих их сведений о деятельности компаний и пр.
3. Закон о восстановлении промышленности 1933 г. разделил всю
промышленность страны на 17 групп, деятельность каждой из
которых регулировалась нормативными актами - кодексами
честно'/ конкуренции, определявшими квоты выпускаемой
продукции, распределявшими рынки сбыта, фиксировавшими
цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени,
уровень зарплаты и т. д.
Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - Национальную администрацию восстановления промышленности.
4. Закон о регулировании сельского хозяйства, также принятый в
1933 г. предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства, который был призван сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота для всех фермеров.
Был принят также Закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов.
5. В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствии безработных направляли в трудовые лагеря - специально созданные организации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д.
Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ.
6. В 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), впервые в истории США легализовавший деятельность профсоюзов. Этим законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры; признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона и др. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым отношениям.
В 1935 г. были приняты первый в истории США Закон о социальном страховании и другие законы помощи бедным. Закон о социальном страховании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в году.
В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанавливавший максимум продолжительности рабочего времени для некоторых категорий трудящихся и минимум зарплаты.