Вопрос 4. «Русская правда» - основной источник права древних славян

Крупнейшим памятником права Древней Руси считается Русская Правда. Она была составлена XI-XII веках. Впервые ее текст был обнаружен русским историком Татищевым в 1738 г. среди летописей, а также в различных, более поздних юридических сборниках.

Слово «Правда» весьма часто встречается в юридических актах древности. Под «правдою», прежде всего, понимается право, как видно из выражений «stara prawda» (старое право), «судить в правду» (по праву) и т.д. Так как о правде, справедливости представления жили еще в народных обычаях, то под «правдою» понимались - обычаи, которые действовали в стране.

Русская Правда не существовала в виде отдельного документа, а воспроизводилась в различных исторических памятниках. Списки ее находятся в новгородских летописях, в Кормчих книгах, в различных сборниках наряду с другими источниками. Эти сборники часто имеют название «Мерило праведное». Текст чаще всего сплошной. Деление текста на статьи было проделано В.Н. Татищевым, разделившим текст на 35 статей и опубликовавшим его в 1986г. В настоящее время имеется более ста списков русской Правды, которые по объему, структуре и содержанию давольно заметно отличаются друг от друга. Русскую Правду принято делить на три редакции: Краткую, Пространную, Сокращенную.

Источниками кодификации явились нормы обычного права (это положения о кровной мести и круговой поруке). Вторым источником права можно считать судебные решения, причем уже утрачивается их казуальный характер. Ведь, непросто так на протяжении нескольких веков Русская Правда, служила основным руководством при судебных разбирательствах. Третьим источником Правды надо признать «княжеские уставы», упоминание о которых находится в отдельных списках Правды. Наконец, четвертым источником Русской Правды, было право византийское, всего более воспринятое пространною Правдою. В целом Русская правда была результатом развития юридической мысли на Руси.

Вещное право.

Русская Правда знает деление частной собственности на движимую и недвижимую; регламентирует ее охрану (например, за перепахивание межи предусматривался штраф в 12 гривен), передачу по наследству, по обязательствам и договорам.

Обязательственное право. Обязательства могли возникать из причинения вреда или из договоров. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой.

Форма договоров — устная: они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника; иногда требовалось совершение символических действий — рукобитья и т.п.

Упоминаются следующие виды договоров: купля-продажа (людей, вещей, коней, самопродажи); займ (денег, хлеба, вещей) — три вида займа: обычный заем; заем между купцами (с упрощенными формальностями); заем с самозакладом — закупничество; проценты по договору займа различались: при займе денег (серебра) — взимались «резы», при займе хлеба — «присоп» (присыпка), при займе меди — «настава» (надбавка); кредитование (под про-центы или без); личный найм (в услужение — в тиуны, ключники; для выпол-нения определенной работы); договор подряда; договор хранения (поклажи): безвозмездный рассматривался как дружеская услуга; договор комиссии; по-ручения; договор перевозки и др[8].

Наследственное право.

Наследование было:

1) по закону (при этом преимущества имели сыновья умершего, дочери не получали ничего; наследники были обязаны только выдать сестер замуж; имущество делилось поровну, но младший сын получал двор отца); исключение: у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось вы-мороченным и поступало в пользу князя;

2) по завещанию (завещание было устным).

Родители после детей, муж после жены не наследовали (как и жена после мужа, получая «на прожиток» до вступления в новый брак).

Уголовное право.

Понятие преступления в Русской Правде отсутствует. Там употребляется термин обида, под которыми понимается всякое нанесение физического и морального вреда. Субъектами преступления могли стать только свободные люди, холопы не подлежали полноценной ответственности. Если преступление совершалось несколькими лицами, то все они несли одинаковую ответственность независимо от степени участия каждого. Русская Правда признает смягчающие вину обстоятельства, например, различает убийство на пиру и убийство в разбое, устанавливая за них разное наказание. Более легкое наказание следует за преступление, совершенное в состоянии опьянения.

Основным видом наказания за различный виды преступлений является, по Русской Правде, денежное взыскание. Оно осуществлялось в нескольких видах. Вира – штраф за убийство в пользу князя в размере 40 гривен. За убийство княжеских людей взималась вира в 80 гривен. Дикая вира взималась со всей общины, в которой состоял преступник. Головничество – денежное взыскание в пользу родственников убитого уплачивалось одновременно с вирой. За иные, чем убийство, преступления Русская Правда предполагает продажу (штраф в пользу князя) и урок (выплату потерпевшему). Различные денежные штрафы взимались за оскорбление действие (вырывание бороды), нанесение увечья, нанесения побоев и т.д. Также упоминается такое наказание, как поток и разграбление, то есть лишение личных и имущественных прав. Русская Правда не упоминает о смертной казни, но в тоже время из арабских источников известно, что русы казнили воров через повешение.

Из имущественных преступлений Русская Правда упоминает татьбу, конокрадство, поджог, незаконное пользование чужим имуществом и т.д. Самым тяжким имущественным преступлением считалось конокрадство, за которое назначалось высшее наказание – поток и разграбление.

Судебный процесс по Русской Правде носил состязательны характер. Обе стороны назывались истцами. Если преступник не был известен, его отыскивали при помощи так называемого свода. Свод состоял в отыскании истцом ответчика при похищении вещи. Он начинался с заклича, когда пострадавший объявлял на торгу о пропавшей вещи. Человек, у которого была найдена данная вещь, должен был показать, у кого он ее приобрел, иначе он сам признавался похитителем.

Если преступник бежал, происходило гонение следа (розыск преступника по следам). Если след терялся на территории общины, она сама разыскивала преступника или уплачивал дикую виру.

В качестве судебных разбирательств Русская Правда признавала присягу, собственное признание, ордалии (судебные испытания), свидетельские показания (видоки и послухи). Видоки – те, кто видел преступление, его непосредственные очевидцы, а послухи – те, кто только слышал о преступлении и преступнике. О судебном поединке в Русской Правде не упоминается, но о нем говорят арабские источники. Победивший в поединке признавался выигравшим процесс.

Русская правда обладает определенным сходством с таким памятником права франкского государства, как Салическая Правда. И там, и здесь основным видом наказания является денежный штраф. И по Русской, и по Салической Правде наказание зависит от социального положения преступника и потерпевшего. Но есть и важные отличия. Так, по словам исследователей С. Кондрашкина и М. Неборского, «ярким отличием древнерусского уголовного права от германского является практически полное отсутствие в ранних юридических памятниках Древней Руси X-XI вв. упоминаний об ордалиях и судебных поединках, которые были неотъемлемой частью судебного процесса германских народов».

Система наказаний:

1) высшая мера — «поток и разграбление» (за убийство в разбое, поджог, конокрадство) — включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», то есть в рабство;

2) вира — штраф, назначаемый за убийство (поступала в княжескую казну; родственникам потерпевшего уплачивалось «головничество», равное вире). Виды виры: одинарная (за убийство простого свободного человека — 40 гривен: на эту сумму в то время можно было купить 20 коров); двойная (за убийство привилегированного — до 80 гривен); «дикая», или «повальная» (налагалась на всю общину в случае невы-дачи преступника); полувирье (за убийство свободной женщины — 20 гривен);

3) «продажа» — штраф за все иные преступления — от 1 до 12 гривен (потерпевший получал урок — денежное возмещение за причиненный ему ущерб)[9].

Краткая редакция Русской Правды допускала кровную месть за убийство близкого родственника: за убитого брата мог мстить брат, за отца — сын, двоюродный брат или племянник со стороны сестры (правление Ярослава Мудрого), лишь во второй половине XI в. кровная месть была заменена денежным выкупом (при сыновьях Ярослава Мудрого).

В Русской Правде смертная казнь не упоминается, хотя на практике она была (так, при Владимире Святославиче для разбойников была установлена смертная казнь, но ненадолго, поскольку это отрицательно сказывалось на доходах князя). В Русской Правде сохраняются обычаи, связанные с принципом талиона, но главной целью наказания становится возмещение ущерба (материального и морального)[10].

Судебный процесс.

Носивший состязательный характер судебный процесс начинался только по инициативе истца. Истец и ответчик обладали равными правами; судопроизводство было гласным и устным. Самому процессу предшествовали три процессуальные формы досудебной подготовки дела:

1) заклич — публичное обращение потерпевшего «на торгу» к населению о пропаже и ее приметах (по истечении трех дней после заклича лицо, у которого находилось пропавшее имущество, считался ответчиком) (ПП)[11];

2) свод — древнейший институт русского права: лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь, — таковой признавался татем. Эта своеобразная очная ставка должна была происходить при 12 свидетелях; собственник утраченной вещи шел только до третьего свода, после чего получал стоимость пропавшей вещи от лица, к которому привел свод и которому передавалось право его продолжения (ПП);

3) гонение следа — поиск доказательств и преступника силами общины: поиски преступника прекращались, если след терялся на большой дороге или приводил к границам государства (ПП).[12]

Система доказательств включала:

1) свидетельские показания — видоков (очевидцев преступления) и послухов (свидетелей доброй славы, поручителей);

2) вещественные доказательства (поличное);

3) ордами (испытание водой, огнем и железом);

4) жребий (прибегали, когда стороны отказывались от присяги);

5) присяга («рота») — для христиан она заключалась в словесной клятве и целовании креста[13].

В Русской Правде не упоминаются судебный поединок — «поле» (но он был на практике), собственное признание и письменные доказательства.

Заключение

1. Предки славян — венеды на рубеже тысячелетий населяли обширные области Центральной и Восточной Европы. Их восточная часть — анты — во II—V вв. проживали в регионе между Днепром и Днестром. Государства у них еще не существовало, они были объединены в племена. Социальные отношения у раннеславянских племен первой половины 1-го тыс. н.э. были характерными для конечного этапа первобытно-общинного строя, периода зарождения классового общества. К V в. появились первые родо-племенные союзы во главе с вождями. Установился режим военной демократии. К VII в. упоминания об антах прекратились, их место в хрониках заняли склавины — славяне.

2. К VIII в. территория будущего Древнерусского государства была заселена различными восточнославянскими племенами, между которыми активно развивались социально-экономические связи. Государственным строем племенных союзов была военная демократия, со временем трансформировавшаяся в княжение — раннефеодальную форму правления. Основа общественного строя славянских племен — сельская община. Патриархальное рабство не получило развития и сменилось раннефеодальными отношениями. К началу IX в. все племенные союзы объединились в три государственных образования со сходным общественным строем с центрами в Новгороде, Киеве и Рязани. Во второй половине XI в. произошло образование Древнерусского государства со столицей в Киеве, чему способствовали экономические и политические предпосылки.

Особенности этого процесса — предмет спора между сторонниками норманнской и антинорманнской теорий. Норманнисты предполагают, что государственный строй Древней Руси на этапе становления оказался под сильным влиянием варягов, завоевавших славянские племена в середине IX в. По мнению их противников, Древнерусское государство образовалось в результате самостоятельного социально-экономического развития. Обе теории прошли несколько этапов развития, окончательно оформившись в первой половине XX в. В конечном счете норманнская теория была признана неверной, поскольку все ее аргументы были опровергнуты соответствующими научными исследованиями;

3. Общественный строй Древнерусского государства сформировался в IX—X вв. Высшую ступень социальной лестницы занимали феодалы — князья, бояре, младшая дружина, белое и черное духовенство. Помимо них в социальной структуре выделялись свободные крестьяне-общин-ники, свободные горожане, несколько категорий феодально-зависимого населения и немногочисленные рабы. В целом общественный строй Древнерусского государства характеризовался сильным расслоением, которое началось еще в период существования племенных союзов. Вассально-сеньориальные отношения были господствующим видом социальных отношений в этот период.

4. Во главе государства стоял великий князь, наделенный верховной военной властью и управлявший страной с помощью старшей и младшей дружин. Из числа старшей дружины формировался совет при князе — основной совещательный орган. Члены княжеской дружины становились тысяцкими, сотскими и десятскими — предводителями гарнизонов городов и селений. Со временем они были наделены и административными функциями, в том числе следили за порядком и подавляли выступления против центральной власти. Таким образом, основой государственного строя Древней Руси на первом этапе его развития стала разветвленная «десятичная система», существовавшая в синтезе с системой кормлений, за счет которой функционировал местный аппарат управления.

5. На втором этапе развития Древнерусского государства сложилась дворцово-вотчинная система управления под руководством князя, куда входили воевода, тиуны, дворецкий-огнищанин, стольник, сокольничий и чашничий. Эта система отличалась меньшей централизацией, чем ее предшественница, — власть великого князя ослабла. В связи с этим появилась новая форма государственной власть — феодальные снемы. Органом местного крестьянского самоуправления была вервь. Судебная система действовала вместе с административной. Функции обеспечения правопорядка возлагались на каждого вотчинника, обладавшего всей полнотой власти в пределах своих владений. Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ.

6. Важнейшие правовые источники древнерусского права: правовой обычай, церковное право и церковные уставы Владимира Святославича и Ярослава Владимировича, княжеские грамоты, договоры Древней Руси с другими государствами, Русская Правда. Наибольший интерес для изучения представляют положения брачно-семейного права, претерпевшие значительные изменения в процессе становления и христианизации Древнерусского государства. В ходе эволюции этих отношений происходило, хотя порой и не без труда, отмирание различных традиций и обычаев. Начиная с XI в. большую роль стали в системе источников стали играть княжеские грамоты и внешнеполитические акты (договоры с Византией 907, 911, 944, 971 гг.), оказавшие значительное влияние на древнерусскую правовую систему.

7. Русская Правда — наиболее важный памятник древнерусского права. Ее создание приписывается Ярославу Мудрому. Это кодификация, сделанная на основе норм обычного права и княжеской судебной практики. В ней закреплена социальная структура древнерусского общества. Кроме того, она включает положения, относящиеся к вещному праву, обязательственному праву, наследственному праву, уголовному праву. Отдельное место занимает подробное описание судебного процесса. Он носил состязательный характер, самому процессу предшествовали три процессуальные формы досудебной подготовки дела. В целом Русскую Правду можно определить, как кодекс частного права.

Список литературы:

Основная литература:

1. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский; Институт государства и права РАН. - 3-e изд., доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 816 с.

2. История отечественного государства и права : учебник для бакалавров / отв. ред. И. А. Исаев. – М.: Проспект, 2014. – 432 с.

3. История отечественного государства и права: Учебное пособие / Б.Н. Земцов. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 592 с.

4. История отечественного государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Г. Ю. Курскова и др.; под ред. Н. В. Михайловой, Г. Ю. Курсковой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 423 с.

5. История России: Учебно-практическое пособие / Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова, Я.А. Пляйс. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012.

6. История государственного управления в России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» / Р. Т. Мухаев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

7. История России: учебник для студентов вузов / Г. Б. Поляк; под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 687 с.

8. История России: Учебно-практическое пособие / Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова, Я.А. Пляйс. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. – 296 с.

9. История России: Учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2009. - 752 с.

10. История: Учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 528 с.

11. История отечественного государства и права в схемах и таблицах : учебное пособие для бакалавриата / И. А. Исаев, Н. С. Кувырченков. – М.: Проспект, 2015. – 336 с.

12. История государства и права России. Альбом схем: учеб. пособие / Н.В. Михайлова, А.В. Давиденко, Д.Г. Шеллестинский; под ред. Н.В. Михайловой. – М.: М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. – 263 с.

13. История отечественного государства и права: Хрестоматия: В 3 ч. Екатеринбург: Издательский дом "Уральская государственная юридическая Академия", 2009.

14. Шободоева А.В. История отечественного государства и права : хрестоматия по курсу: в 2 ч. – Иркутск, БГУЭП, 2010. – 160 с.

Дополнительная литература:

1. Введение христианства на Руси. М., 1987.

2. Вернадский Г.В. Киевская Русь. М., 1996.

3. Власов Ю.Н. Государство и право Киевской Руси: Становление политико-правовых отношений (VI—XIII века). М., 1999.

4. Гедеонов С.А. Варяги и Русь. М., 2004.

5. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1956.

6. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992.

7. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.

8. Древнерусское государство и право. М., 1998.

9. Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. СПб., 2005.

10. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. Т. I. М., 1989; Т. II, III. М., 1991.

11. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1,2. М., 1987.

12. Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1985.

13. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. Л., 1945.

15. Общество и государство феодальной России. М., 1975.

16. Оршин В.П. Древняя Русь: образование Киевского государства и введение христианства. Минск, 1988.

17. Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952.

18. Повесть временных лет: В 2 ч. М.; Л., 1950.

19. Правда Русская. Комментарий: В 2 т. М., 1947.

20. Рогов В.А. Государственный строй Древней Руси. М., 1984.

21. Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 1. М., 1984.

22. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1988.

23. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983.

24. Свердлов М.Б. От «Закона русского» к «Русской правде». М., 1988.

25. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1. Т. 1, 2. М. 1960.

26. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975.

27. Тихомиров М.Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. М.; Л., 1941.

28. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1980.

29. Чесных Т.И. Правосудие Древней Руси. М., 2006.

30. Шаскольский И.П. Норманнская теория в современной буржуазной науке. М.; Л., 1965.

31. Шинаков Е.А. Образование Древнерусского государства: сравнительно-исторический аспект. М., 2009.

32. Щапов Я.Н. Княжеские уставы церкви на Руси Х—XII вв. М., 1978.

33. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949.

[1]Повесть временных лет / Пер. с древнерусского Д.С. Лихочева, О.В. Творогова. – СПб.: Вита Нова, 2012. С. 11.

[2] Колосковская Ю.А. Кельты, иллирийцы, фракийцы на Дунае в V-VI в.в. В книге История Европы, т.I, М., 1988 г. С.505

[3] Лебедев Г. Вернёмся к началу. Знание-сила, 1986 г., №10, С. 18

[4] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков М.: Наука, 1981. С. 11.

[5] Повесть временных лет / Пер. с древнерусского Д.С. Лихочева, О.В. Творогова. – СПб.: Вита Нова, 2012. С. 18.

[6] Повесть временных лет / Пер. с древнерусского Д.С. Лихочева, О.В. Творогова. – СПб.: Вита Нова, 2012. С. 20.

[7] Ляпин И.Ф. Децентрализация государственной власти в России: исторические этапы формирования института / "Муниципальная служба: правовые вопросы", 2011, N 3

[8] Георгиевский Э.В. Статья: Собственность как объект охраны в уголовном праве Древней Руси / "Lex russica", 2013, N 4

[9] Орешников А.С. К истории текста Русской Правды // Восточная Европа в древности и средневековье: Сборник статей. М., 1978.

[10] Абрашкевич М.М. Эволюция идеи о преступлении и наказании. Публичная лекция. Одесса: Эконом. тип., 1903.

[11] История отечественного государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Г. Ю. Курскова и др.; под ред. Н. В. Михайловой, Г. Ю. Курсковой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

[12] О некоторых новых тенденциях в исследовании истории суда и правосудия в Древней Руси IX - XV вв. в современной историографии / История государства и права", 2013, N 22

[13] См.: Российское законодательство X - XX вв.: тексты и коммент.: В 9 т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1984. Т. 1. Законодательство Древней Руси. С. 48.

Наши рекомендации