Вопрос 2. Общественный строй Афин

1. Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин. Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей.

К наиболее важным правам гражданина относились:

ü право на свободу и личную независимость от другого человека;

ü право на земельный участок на полисной территории;

ü право на экономическую помощь от государства в случае мате­риальных затруднений;

ü право на ношение оружия и службу в ополчении;

ü право на участие в делах государства;

ü право на почитание и защиту отеческих богов;

ü право на защиту и покровительство афинских законов.

ü Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах. Обязанности, которые должен был исполнять каждый афин­ский гражданин, состояли в следующем:

ü беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

ü приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

ü защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане счита­лись военнообязанными с 18 до 60 лет);

ü повиноваться законам и избранным властям;

ü принимать активное участие в общественной жизни;

ü почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства-литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

2. Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе: права гражданства; права приобретать недвижимость; права заключать браки с афинскими гражданами. К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах. У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности. Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему по­ложению к метэкам.

3. Рабский трудв Афинах широко использовался в домашних ра­ботах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредито­рами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признава­лось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

Вопрос 3. Государственное устройство Афин

1. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику,в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Основными органами Афинского государства являлись:

ü Народное собрание;

ü Совет пятисот;

ü гелиэя;

ü коллегия стратегов;

ü коллегия архонтов.

2.Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.
Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий.

Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы вой­ны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверж­дала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные сущест­вующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специ­альной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы.

В Народном собрании мог выступить любой участник Собра­ния, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

3.Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот(булэ).

Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, пред­ставитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего воз­раста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 че­ловек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афин­ского государства действовал под руководством и непосредст­венным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, ко­торый становился также и председателем Народного собрания.

По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

4. К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциями коллегии стратеговбыли верховное ру­ководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избира­лись из числа наиболее богатых и влиятельных граждан откры­тым голосованием путем поднятия руки.

К компетенции коллегии архонтовотносились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности.

Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Со­вете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

5.Высшим судебным органом была гелиэя,действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек
(по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию
архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзника­ми и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства.

Прочими судебными органами в Афинах были несколько дру­гих коллегий, каждая из которых разбирала лишь определен­ные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Наши рекомендации