Понятийно-терминологический словарь
Тема № 1-2
Барщина – это отработочная рента - даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве земельного собственника - феодала. Барщина в России появилась с возникновением феодализма в Киевской Руси. С конца XV в., в связи с ростом товарно-денежных отношений, складывалась барщина нового типа: помещики увеличивали барскую запашку и переводили крестьянина на барщине. Выполнялось два вида барщинных работ: обработка господской пашни и подвозная повинность по доставке продуктов на рынок, в центральную усадьбу и в город. Барщина составляла 2-4 дня в неделю. В XVII в. появился новый вид барщины: работа на помещичьих предприятиях (суконных, полотняных и т.д.). Постепенно барщина заменялась денежным оброком, но она еще долго применялась в виде месячины, при которой крестьяне, получая от помещика ежемесячно продовольствие, должны были ежедневно ходить на барщину. Усиление барщины вело к разорению крестьянского хозяйства, лишало крестьян земли. Барщина сохранилась вплоть до 1882 г., когда введен был обязательный выкуп за землю. Но это - юридически, а фактически она продолжала существовать в виде отработной системы, когда крестьянин за пользование помещичьей землей обрабатывал пашню.
Варяги – собирательное название скандинавских военно-торговых отрядов и отдельных их представителей, действовавших на территории Восточной Европы в раннее средневековье. Древнерусские князья охотно прибегали к услугам наемных скандинавских отрядов. Наемники обходились недешево Руси. Например, скандинавская дружина Эймунда насчитывала 500 человек и служила Ярославу Мудрому "за золото, серебро и хорошее платье", получая особый дом, полное содержание и 1 эре (весовая единица ~ 50 грамм серебра). Ярослав вместо денег платил мехами по оценке. С социально-политическими изменениями в Скандинавии и укреплением княжеской власти на Руси постепенно надобность в наемниках отпала. Часть пришлых варягов осела на Руси и ассимилировалась, часть перешла на службу к византийским императорам.
Великий князь – титул киевских князей, перешедший затем на князей владимирского и некоторых других княжеств. В первоначальный период расширения княжеской семьи, понятие великий князь было связано с идеей старшинства, и идеальным порядком наследования великокняжеского звания считался переход его к старшему члену семьи, то есть старшему брату, но очень скоро с этим началом родового старшинства вступило другое начало семейного (вотчинного) наследования - от отца к сыну. Кроме того, оно постоянно нарушалось личным произволом и честолюбивыми стремлениями отдельных князей, их прижизненными распоряжениями относительно наследования и, наконец, вмешательством народного веча и его избранием. Характер великокняжеской власти, как морального авторитета "старейшего", носил неопределённый характер: определённость вносилась лишь формальными соглашениями, договорами великих князей с отдельными князьями. Эти договоры отдавали князей в "волю" великого князя обыкновенно лишь в области международных отношений, то есть по отношению к праву войны и мира. Без соглашения с князьями на общих съездах (в Любече - 1097г., в Витебске - 1100г.) великий князь не имел права начать никакого общего предприятия; после такого соглашения он действовал обыкновенно, как исполнитель решения, принятого сообща. В случае нарушения соглашения отдельными участниками суд над нарушителем принадлежал не ему, а опять-таки общему совещанию. В Московской Руси форма договоров остаётся по существу та же, но их содержание постепенно меняется: равноправность договаривающихся сторон и начало договора устраняется и превращается в начало подданства.
Второе значение "Великий князь" появилось в начале XVIII века. В Российской империи его имели члены императорской фамилии, родственники императора или императрицы.
Вервь – название общины в Древней Руси и у южных славян.
Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел (от "вещать" - говорить). Возникло из племенных собраний славян. Вече получило широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти (2-я половина XI - XII вв.), став формой управления во многих городах - центрах отдельных земель. Вече созывалось обычно по звону вечевого колокола по инициативе власти или населения; не имело определенной периодичности. Принятое решение одобряли криком. Вече имело постоянное место сбора (Новгород - Ярославово дворище, Киев - двор храма Софии). Постановления веча "старших" городов были обязательны для "младших". Кроме того, собирались также народные собрания отдельных частей крупных городов (например, "кончанские" в Новгороде). На вече часто происходили острые столкновения между верхушкой населения и городскими низами. Князья стремились к уничтожению веча, которое часто становилось мощным средством противодействия им. В Северо-Восточной Руси уже к концу XIV в. княжеская власть ликвидировала вече, хотя во время народных волнений народные собрания принимали форму веча (восстания в Твери 1293 и 1327 гг., в Костроме и Нижнем Новгороде в 1304 - 1305 гг. и др.). Дольше всего вече сохранялось в Новгородской и Псковской республиках. С присоединением к Москве Новгорода (1478) и Пскова (1510) В. было упразднено.
Дань – один из рано возникающих способов эксплуатации, состоящий в регулярных поборах с побежденных или подвластных народов натуральными продуктами, рабами, деньгами и т. п. Особенности: данничество не составляет особого способа производства; данники эксплуатируются путем внеэкономического принуждения, которое распространяется на весь коллектив; данники и получатели дани не интегрированы в составе одного этнического и социального организма (они могут принадлежать к различным этносам и у них может быть различная общественная и политическая организация).
Дружина – профессиональные воины, связанные с князем военно-служилыми отношениями. Дружина пополнялась из местного населения и выполняла функции телохранителей, а также княжеской администрации. За службу дружинники получали денежное вознаграждение, усадьбу и предметы роскоши. Численность дружины не превышала нескольких сот человек.
Закупы – категория зависимых людей, возникшая только в ХII в. Закуп - разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Он получал какую-то ссуду ("купу") и за нее (вернее, за проценты с суммы долга) должен был работать на господина - либо на его пашне, либо как слуга. Хозяин имел право подвергать закупа телесным наказаниям, а попытка бегства наказывалась превращением в холопа. Вместе с тем закуп отличался от раба. Прежде всего он имел право выкупиться на волю, вернув долг. Закон специально оговаривал, что не считается бегством, если закуп отправился открыто на заработки, чтобы выплатить свой долг. Закуп продолжает вести свое, отдельное от господина хозяйство. Закуп несет материальную ответственность перед господином, следовательно, он платежеспособен. Его положение близко к статусу будущего крепостного крестьянина.
Изгои – в Древней Руси XI - XII вв. люди, вышедшие из своей обычной социальной категории (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и т.д.).
Кириллица – одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Название "кириллица" происходит от имени просветителя славян Кирилла, который разработал славянскую азбуку. Алфавитный состав, графика азбуки неоднократно изменялись. На основе ее построен алфавиты большинства народов Русского государства, а также болгарский, македонский, сербский и монгольский.
Норманская теория – направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Теория была сформулирована немецкими учеными, работавшими в Петербургской Академии наук во 2-й четверти XVIII в.: Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и др. Сторонником теории стал позднее приехавший в Россию А.Л. Шлецер. Основанием для вывода о норманском происхождении древнерусского государства послужил сказ "Повести временных лет" о призвании на Русь князей-варягов - Рюрика, Синеуса и Трувора в 862 г., что, как установлено исследователями летописания, является позднейшей интерполяцией. Он был внесен, по-видимому, в XII в. с целью противодействовать стремлению Византии навязать Руси политическую зависимость вместе с зависимостью церкви от Византии. В середине XVIII в. с критикой норманнской теории выступил М.В. Ломоносов. Он указал на научную несостоятельность теории.
Оброк – термин, употребляемый для обозначения двух форм феодальной земельной ренты - продуктовой (натуральный оброк) и денежной (денежный оброк). Обе эти формы означали присвоение феодалом прибавочного продукта (или его денежного эквивалента), произведенного внутри крестьянского хозяйства, в отличие от барщины, при которой феодал присваивал прибавочный труд земледельцев вне пределов крестьянского хозяйства. На этой основе возникло понятие оброчного хозяйства (в отличие от барщинного), подразумевающее такую экономическую систему, в которой главным методом эксплуатации крестьян было взимание натурального или денежного оброка (в том или ином их сочетании).
Взимание оброка практиковалось в Киевской Руси с IX - XI вв. С XIII - XIV вв. натуральный оброк стал основным методом феодальной эксплуатации. С конца XV в. с ростом товарно-денежных отношений рос не только продуктовый, но и денежный оброк. Утверждение поместной системы приводит в XVI - начале XVII вв. к господству барщины в сочетании с оброком. Со 2-й половины XVIII в. идет процесс увеличения денежного оброка. После крестьянской реформы 1861 г. оброк сменила система выкупных платежей.
Печенеги – тюркоязычные племена средневековой Европы. Перекочевали в Северное Причерноморье в конце IX в. из Азии под давлением тюркоязычных народов (узов и др.), двинувшихся в Восточную Европу из Приаралья и бассейна Сырдарьи. Выиграв несколько битв у хазар, печенеги овладели причерноморскими степями и стали расширять зону своей активности. О появлении печенегов в Причерноморье источники впервые сообщают около 889 г. Вытеснив в 90-е годы IX в. из Причерноморья мадьяр (венгров) и уличей (славян), печенеги завершили захват причерноморских степей. С конца IX в. они определяли политическую ситуацию на Балканах и в Подунавье. Византия активно использовала печенегов в борьбе с Болгарией и Русью. С образованием Древнерусского государства киевские князья вступили в сложные взаимоотношения с печенегами. Одно из первых сообщений о печенегах в русских летописях относится к 915 г. Периоды военных столкновений Руси и печенегов сменялись совместными действиями против общего врага. Так, князь Святослав использовал печенежские племена в войне с болгарами и Византией.
Погост – финансово-административный пункт в Древнерусском государстве. Место стоянки и сбора дани княжеской администрации. Позднее фискально-административная единица.
Половцы – кочевой народ средневековой Евразии.к 30-м годам XI века половцы стали хозяевами всей степи от Иртыша до Волги и в последующие десятилетия начали осваивать Восточноевропейские степи.
Полюдье – примитивная система сбора дани в Восточной Европе князьями, а также отправления княжеского судопроизводства. Заключалась в зимнем объезде князем и его дружиной подвластных земель. Просуществовала до XI в.
Посадник – древнерусское должностное лицо. Сначала наместник князя; затем термин сохраняется как обозначение высшей государственной должности в Новгороде (до 1478 г.) и Пскове (до 1510 г.) - до присоединения этих городов к Москве.
«Русская Правда» - первый письменный свод древнерусского права. Включает: отдельные нормы "Закона русского", Правду Ярослава Мудрого, Устав Владимира Мономаха. Основное содержание - защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, положение зависимых людей, наследственное право. Сохранились три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная в списках 13 - 18 веков.
Село – одно из древнейших названий поселений у славян. В Древней Руси - название княжеского загородного имения. Позже - крупное крестьянское поселение с церковью или помещичьей усадьбой. Более мелкие носили название выселков, починков, заимок и т.д.
Смерды – изначально свободные крестьяне - общинники в Древней Руси (IX - XIV вв.). Как особая категория населения упоминается в Русской Правде, своде древнерусского права, созданном в XI в.
Тема №3
Баскаки – особые чиновники татаро-монгольских ханов, собиравшие натуральные и денежные повинности, дань с населения в покоренных землях. Они посылались во все области государства, имели под своим началом военные отряды и при всяком протесте населения пускали в ход оружие. Так было в 1259 г. в Новгороде, в 1262 г. в Ростове, Суздале и Ярославле. Баскаки поначалу также контролировали русских князей, которым предоставлялась независимость во внутренних делах их княжеств. В каждое княжество назначался особый баскак. Но система баскачества продержалась недолго. Уже в XIV в. контроль осуществлялся посредством наезжавших на Русь послов; они разбирали жалобы князей - ханских вассалов, следили за сбором дани.
Бояре– высший слой дружины, княжеские советники и руководители его администрации, а также предводители отдельных воинских отрядов.
Боярская дума – высший совет при князе (с 1547 г. - при царе) в Русском государстве Х - начале XVIII вв., состояла из представителей фeoдaльной аристократии, ее деятельность носила законосовещательный характер. В Киевской Руси IX - XI вв. боярская дума была совещанием князей с дружинниками и "старцами градскими", но с XII - XIII гг. политическая роль Б.Д. значительно выросла. С образованием в конце XV в. Русского централизованного государства дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В нее входили бояре, окольничие, с на XVI в. - думные дворяне, позже - думные дьяки. Иногда дума становилась органом княжеско-боярской оппозиции самодержавной власти.
Вотчина – древнейший вид феодальной земельной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в X - XI веках как княжеская, боярская и монастырская. В XIII - XV веках господствующая форма землевладения. С конца XV века противостояла поместью, с которым сближала - XVII веках и вначале XVIII века слилась в один вид - имение. Второе значение термина "вотчина", употребляемое в русской исторической литературе, служит для обозначения комплекса феодальной земельной собственности какого-либо феодала и связанных с этой собственностью прав на феодально-зависимых крестьян. Как правило, делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. В пределах вотчины её собственнику, обладавшему правом иммунитета, принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. Синонимы вотчины - сеньория, манор, поместье.
Губа - территориальный округ в Русском государстве XVI - XVII вв., в пределах которого действовала уголовная юрисдикция губного старосты. Как правило, совпадала с волостью, с сер. XVI в. - с уездом. Органами местного управления в России с 30-40-х гг. XVI в. по 1702 г. были губные учреждения. Состав их был: губные старосты, целовальники, дьячки. Ведали сначала сыском и судом по уголовным делам, затем и др. вопросами текущего управления.
Заповедные лета – впервые были введены в 1581-1582 гг. В эти годы отменялся Юрьев день и запрещался переход крестьян. "Заповедными" стали и последующие годы. Сохранившиеся источники не дают ответа на вопрос о том, по всей ли стране распространился режим "заповедных лет" или это была локальная мера. Но в любом случае это законодательство означало важный шаг на пути к оформлению крепостного права в России.
Земский собор - сословно-представительный орган, совещание представителей "земли", посвященное государственному строительству. Это орган, пришедший на смену вечу, воспринявший древнерусские традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменивший элементы демократизма началами сословного представительства. Первым Земским собором считается совещание, созванное царем Иваном Грозным 27 февраля 1549 г. Сначала Грозный выступил перед боярами, окольничими, дворецкими и казначеями в присутствии церковных иерархов, и в тот же день он говорил перед воеводами, княжатами и дворянами. На этом Соборе было решено создать новый правовой кодекс - Судебник, который был принят в 1550 г. Наиболее известные Земские соборы: 1566 г. - о внешней политике (продолжать или нет Ливонскую войну), 1598 г. - избрание царем Бориса Годунова (после прекращения династии Рюриковичей), 1613 г. - избрание на царство Михаила Федоровича Романова, 1642 г. - о принятии Азова в состав Русского государства и возможных последствиях этого шага, 1648 г. - о составлении Соборного Уложения (принято в 1649 г.), 1653 г. - о войне с Речью Посполитой и о присоединении Украины. Собор 1653 г. считается последним Земским собором.
Кормление– система содержания должностных лиц (наместников, волостелей), за счёт местного населения. Существовала на Руси до сер. 16 в. Ликвидирована Земской реформой (1555 - 1556 гг.) при Иване Грозном. Заменена выборными губными и земскими учреждениями.
Купечество – социальный слой, занимавшейся торговлей, посредник между производством и рынком. Купец - горожанин, занимавшийся торговлей.
Гость - купец, связанный торговыми операциями с другими городами и странами. Торговец - термин появившейся с XIII в. Первые упоминания о купцах в Киевской Руси относятся к X в. В XI - XII вв. они составили особую социальную группу городского населения, занимаясь наряду с торговлей ростовщичеством. В XII веке возникли первые купеческие корпорации. В XVI в. - вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов были объединены в одно сословие посадских людей. С 17 в.- крупное купечество стало соединять торговлю с предпринимательством в соледобывающей, винокуренной, кожевенной и другой промышленности. А с 18 в. - в металлургии, текстильной, бумажной и других отраслях. Начался процесс формирования русской национальной буржуазии. С 1775 г. - возникли объединения купечества - гильдии. С 1861 г. ( с отменой крепостного права) купечество стало составной частью буржуазии. Окончательная ликвидация купечества как социального сословия осуществлена в советской России.
"Ледовое побоище"– битва (5 апреля 1242 г.) русского войска с рыцарями немецкого Ливонского ордена на льду Чудского озера. Немецкие рыцари были разбиты новгородским войском во главе с князем А.Невским. Ликвидирована опасность захвата страны немецкими рыцарями.
Местничество– система феодальной иерархии в Русском государстве XV - XVII вв.: распределение служебных мест при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков и личных заслуг. Название произошло от обычая меняться "местами" за столом и на службе. Место же зависело от родословной - "отечества", "отеческой чести" - служебной карьеры самого служилого человека. Местнические раздоры разбирали царь и Боярская Дума. Местничество отменено в 1682 г.
Мыт– в Древней Руси государственная пошлина с торговли. Взималась при провозе товаров через заставы. Упразднена Торговым уставом 1653 г. В Москве и Нижнем Новгороде существовал в виде пятипроцентной пошлины до 1753 г.
Опричнина– в XIV - XV вв. опричниной назвалось особое владение, выделенное членам великокняжеской династии. название удела Ивана Грозного в 1565-72 гг. (с особой территорией, войском, учреждениями), название внутренней политики правительства Ивана Грозного в эти же годы.
Ордынский выход– дань с русских земель Золотой Орде в XIII - XV вв. Данью облагалось все население кроме духовенства. Размер дани менялся. Собирали дань баскаки и откупщики-мусульмане, а с XIV в. - русские князья.
Повоз– вид феодальной повинности на Руси (перевозки по приказу феодала, выдача коней его гостям и т.д.). С XV в. - денежный оброк и ямская повинность.
Пожилое– в Русском государстве в XV - XVII вв. пошлина, которую платил крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и после Юрьева дня осенью. В связи с отменой права ухода крестьян от своих владельцев пожилое отменено в XVII в.
Сословия - социальные группы общества, отличающиеся своим юридическим положением, определенными правами и обязанностями, характеризующиеся относительной замкнутостью и наследственностью. Их формирование начинается в Киевской Руси Х - XI вв. Окончательное оформление сословий произошло в эпоху абсолютизма. В юридическом плане четко фиксируются права и обязанности привилегированных ("неподатных"): и непривилегированных ("податных") сословий. К первым принадлежали духовенство, дворянство, гильдийское купечество; ко вторым - мещане, крестьянство. Сословный строй в России сохранялся вплоть до 1917 г., когда был принят Декрет "Об уничтожении сословий и гражданских чинов".
Стоглавый собор – церковно-земский собор, состоявшийся в Москве в январе - мае 1551 г. Отверг секуляризационные планы правительства, по которым все богатства церкви должны были перейти в ведение государства, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял "Стоглав".
«Судебник» - кодекс феодального права Русского государства в XV - XVI вв. Судебник 1497г. - первый кодекс единого Русского государства. В его основу были положены Русская Правда, Псковская судная грамота и др. документы. В Судебнике содержались нормы процессуального, уголовного и гражданского права. Судебник 1550 г. был утверждён Земским собором. Содержал нормы Судебника 1497 г. и законодательные акты первой половины XVI в.; впервые регламентировал взаимоотношения царя с Боярской думой.
Юрьев день – церковный праздник в честь святого Георгия (Юрия). Осенний Юрьев день (26 ноября) совпадал с окончанием сельскохозяйственных работ. Судебником Ивана III (1497 г.) был установлен срок перехода крестьян от одного феодала к другому за неделю до осеннего Юрьева дня и в течение недели после него.
Ярлык – письменные документы, обычно исходившие от монголо-татарских ханов. Под ярлыками могли пониматься дипломатические ноты и тексты межгосударственных договоров. Однако наиболее часто ярлыки являлись иммунитетными льготными грамотами, дававшимися ханами Золотой Орды, казанскими и крымскими ханами подвластным им светским и духовным феодалам. Ярлыки утверждали русских князей на столах их княжеств. По ярлыкам, выданным русским митрополитам за молитву о ханах, русская церковь освобождалась от подчинения ордынской администрации, от уплаты налогов со своих владений, от несения повинности.
Тема №4
Казачество – военное сословие, в котором числилось население ряда районов России. Складывалось постепенно (с XIV в.), по мере расселения на окраинах русских княжеств служилых людей с целью охраны границ. Основные группы российского казачества : донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Казацкое войско активно участвовало в войнах России в XVI - XVII вв. В течении XVII в. казаки разведали и присоединили к России земли Сибири и Дальнего Востока. В XVIII - XX вв. казаки - опора самодержавия.
Кабальные люди – одна из форм холопства, возникла в сер. XV в. Крестьянин, взявший в долг у феодала, должен был отрабатывать его вплоть до полной уплаты. Эта форма зависимости называется кабалой. Единственное отличие кабального холопства. от холопства других видов заключалось в возможности избавиться от зависимости с помощью выплаты долга. Реально это можно было сделать, лишь перейдя от одного феодала к другому, который и предоставлял необходимую для выплаты долга сумму. Постепенно кабальные холопы. приравнялись к крепостным крестьянам. Окончательно это произошло с введением Петром I подушной подати.
Крепостное право – форма феодальной зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В России в общегосударственном масштабе стало оформляться с Судебников 1497 г. и 1550 г. ,указов о " заповедных летах " (1581 г.) т.н."урочных летах" (1597, 1607 гг.). Окончательно оформилось Соборным Уложением 1649 г. В 17 - 18 вв. Все несвободное население России слилось в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861 г.
Медный бунт — произошедшее в Москве 25 июля 1662 года восстание городских низов против обесценивания медных монет по сравнению с серебряными, для замены которых с 1655 года медные копейки чеканились на русских денежных дворах. Выпуск необеспеченных (номинал многократно превышает рыночную стоимость содержащегося в монете металла) медных денег привел к их значительному обесцениванию в сравнении с серебряными. Через год после бунта чеканка медных монет была прекращена. Как и Соляной бунт, Медный бунт был, в основном, выступлением бедноты против неудачной политики первых Романовых и конкретно правительства Алексея Михайловича.
Поместье – условное земельное владение в России конца XV - начала XVIII века предоставлялось государством за несение военной и государственной службы. Не подлежало продаже, обмену и наследованию. В XVI - XVII веках постепенно сближалось с вотчиной и слилось с ней по указу 1714 года.
Посадские люди – торгово-промышленное население русских городов, посадов, слобод, включавшее объединения по 64 специальностям: гости, гостиная сотня, суконная сотня, купцы и мелкие торговцы, ремесленники и "черные" люди (общины); с конца XVIII в. посадскими стали называть мещан.
Самозванство – присвоение чужого имени и звания выходцами из низших слоев русского общества, преследовавших социальные, династические, иногда корыстные, мошеннические цели. Часто в самозванстве находил выражение протест народных масс, принимавший наивно-монархическую окраску. Как правило, самозванцы появлялись в моменты обострения социально-экономической ситуации в стране, ухудшения жизни народных масс (войны, голод, неурожаи, рост податей и т.д.).
Слобода – название различных поселений в Русском государстве XI- XVII вв., население которых освобождалось от налогов и повинностей, ложившихся на тяглое население (отсюда и произошедшее от слова "свобода" название). Предоставление разного рода льгот должно было привлекать население, занимающееся различными ремеслами, селиться вне города-крепости.
Соляной бунт – одно из наиболее крупных городских восстаний середины XVII века в России, массовое выступление низших и средних слоёв посадского населения, городских ремесленников, стрельцов и дворовых людей. Причина недовольства в том, что в тот период соль была основным консервантом. Поэтому в связи с подорожанием соли срок годности множества продуктов питания резко сократился, что вызвало всеобщее возмущение, особенно у крестьян и купцов. В связи с вновь нараставшим напряжением в 1647 году соляной налог был отменен, но образовавшаяся недоимка продолжала взыскиваться посредством прямых налогов, в том числе и тех, которые были отменены.
Церковная реформа патриарха Никона – предпринятый в 1650-60-х годах комплекс богослужебных канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.
Тема №5
Бироновщина – режим в России в 30-х гг. XVIII в., в царствование императрицы Анны Иоанновны, назван по имени ее фаворита Эрнеста Йогам на Бирона (1690 — 1772), курляндского дворянина, с 1737 г. — герцога Курляндского. В ноябре 1741 г. произошел государственный переворот, Бирон был свергнут. Воцарение Елизаветы Петровны положило конец власти иностранцев.
Губерния– основная административно-территориальная единица в России с начала ХVIII в. и до конца 20 - х годов ХХ в. Губернии появились при Петре I в 1708 г. Во главе губернии находился губернатор. Первоначально их было всего восемь и каждая из них охватывала огромную территорию. С течением времени количество губерний увеличивалось, а при Екатерине II в основу губернского деления было положено количество жителей. К концу ХIX в. Россия делилась на 78 губерний, 18 областей и остров Сахалин. Губернии делились на уезды, а области - на округа.
Дворянство– в феодальном и, позднее, в капиталистическом обществе привилегированное сословие. На Руси первоначально: дворовые слуги князей, затем - служилые люди по "отечеству", обязанные служить в силу того, что владели вотчинами и поместьями (в более узком смысле: члены Государева Двора, верхушка класса феодалов). Служба дворянина начиналась с 15 лет и была бессрочной - до смерти или увечья. В XVIII в. дворянство добивается уменьшения своих обязанностей и расширения прав: ограничение срока службы 25 годами, монополия на винокурение, свобода от налогов и т. д. При Петре I (1722 г.) была введена "Табель о рангах", которая давала возможность выслужить дворянство: тем выходцам из других сословий, которым удавалось достигнуть 8-го ранга на гражданской службе и чина прапорщика на военной, присваивалось потомственное дворянство и они приобретали все привилегии этого сословия. При Николае I (1845 г.) был принят указ, который ограничивал возможность приобретения дворянства не дворянами. Теперь чтобы стать потомственным дворянином необходимо было достигнуть 5-го ранга согласно "Табели о рангах". В 1762 г. при императоре Петре III был опубликован Манифест о вольности дворянства - теперь дворяне сами могли решать: служить им или не служить. Наибольшие права дворянство получило при Екатерине II. В Жалованной грамоте дворянству (1785 г.) были собраны и подтверждены все права, которые дворяне имели ранее и введены новые. Дворянство получило право сословного самоуправления и возможность влиять на местную правительственную администрацию.
Коллегии– введены в эпоху Петра I. Заменили собой приказы, являлись центральными учреждениями в России, ведавшими отдельными ветвями в управлении государством. Так, с 1717 г. их было 10: Коллегия иностранных дел. Военная коллегия, Юстиц-коллегия и др. Коллегии способствовали централизации государственного управления, их введение являлось важным этапом в формировании абсолютной монархии в России. Коллегии просуществовали до начала XIX в.; были заменены министерствами.
Мануфактура– одна из ранних форм капиталистической организации промышленности, при которой сохраняется ремесленная техника, но производство уже основано на кооперации и техническом разделении труда среди рабочих. Термин мануфактура в XVI - XIX вв. означал не форму производственной организации, а обрабатывающую промышленность вообще.
Мещане– податное сословие России в 1775 - 1917 гг., включавшее бывших посадских людей (ремесленников, торговцев, домовладельцев), объединённых по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления.
Рекрутские наборы– способ комплектования русской регулярной армии в XVIII - XIX вв. Повинности подлежали податные сословия (крестьяне, мещане и др.), которые выставляли от своих общин определенное число рекрутов. В 1874 г. заменена воинской повинностью.
Самодержавие– монархическая форма правления в России, когда носителю верховной власти - царю, императору - принадлежало верховное право в законодательстве (утверждение законопроектов), в управлении (назначение и увольнение высших чиновников), верховное руководство центральными и местными учреждениями и органами управления, верховное командование армией и флотом, заведование финансами и др., в высшем суде (утверждение приговоров, помилование). В истории самодержавия прослеживается два этапа: в XVI- XVII вв. монарх осуществлял свои права вместе с Боярской Думой и боярской аристократией; в XVIII - начале XX вв. утвердилась абсолютная монархия. Манифестом 17 октября 1905 г. царская власть ограничивалась - вводилась Государственная Дума. В таком виде самодержавие просуществовало до 2 марта 1917 г., до отречения последнего императора Николая II.
Табель о рангах– закон о порядке государственной службы, окончательно утвержденный 24 января 1724 Петром I. Вместо происхождения, знатности рода в его основу был положен принцип служебной годности, было узаконено приобретение дворянства выслугой. Табель содержала 14 рангов - ступеней служебной лестницы, причем каждый из них в свою очередь подразделялся на чины военные, гражданские (статские) и придворные.
Тема №6
Анархизм – (от греческого слова anarchia - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самопроизвольного", стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергает политическую борьбу, политические партии. Главными идеологами анархизма были М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин.
Военные поселения – особая организация войск в России в 1810-57 гг., совмещавших военную службу с занятием сельским хозяйством. Введены Александром I в целях формирования особой военной касты, оторванной от народа, способной вести борьбу с освободительным движением, а также в целях создания (без увеличения расходов на армию) резерва обученных войск. Первое опытное военное поселение было создано в 1810 г. графом А.А. Аракчеевым в Климовичском уезде Могилевской губернии.
Декабристы – участники дворянского революционного движения, завершившегося восстанием 14 декабря 1825 г. Правительственная реакция второй половины царствования Александра I, утверждение в части общества просветительских вольнолюбивых идей, стремление преобразовать общество на либеральных началах, неприятие самодержавной формы правления и крепостного права привели часть дворянской молодежи в тайные общества.
Западничество – сложившееся в 1830-1850-х годах направление русской общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х годов XIX века выступали за ликвидацию крепостного права и признававшие необходимость развития России по западно-европейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами. Идеи западничества выражали и пропагандировали публицисты и литераторы — Пётр Чаадаев, Иван Тургенев, Николай Мельгунов, Василий Боткин, П. В. Анненков, М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко и др.
Земство – орган всесословного местного управления, созданный по реформе 1864 г. В ведении земств находились вопросы местного хозяйства, промышленности, распределение государственных податей, назначение местных налоговых сборов, здравоохранение, народное образование, устройство благотворительных учреждений. Земства могли обращаться к правительству с ходатайством, но они были лишены какой-либо законодательной инициативы. Запрещались межгубернские объединения земств. Земские учреждения вводились в 34 губерниях европейской России. Впоследствии они стали центрами либеральной оппозиции правительству.
Крестьянство – общественный класс непосредственных производителей, использующих на основе исторически меняющихся отношений собственности землю для производства с<