Понятийно-терминологический словарь

МЕНЕДЖМЕНТ

Адаптация– приспособление системы и ее отдельных элементов к изменяющимся условиям внешней среды.

Анализ – разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реализацией управленческого решения по развитию объекта.

Аппарат управления – 1) система органов государственного управления, совокупность учреждений и организаций, обеспечивающих управление в какой-либо сфере или области деятельности; 2) совокупность работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей) какого-либо учреждения или организации, выполняющих работу по управлению.

Аттестация – комплексная оценка персонала за 3–5 лет, призванная оценить уровень труда, качеств и потенциала личности, соответствие требованиям выполняемой деятельности. По результатам аттестации принимают решение о служебном росте, перемещении или увольнении работника.

Безопасность – создаваемые системой условия, гарантирующие предотвращение утечки конфиденциальной информации, нарушение тайны, осуществление диверсии, сохранение экосистемы и здоровья человека. В качестве объектов безопасности могут быть страна, регион, экосистема, фирма, человек и др. По направлениям безопасность может быть военная, экологическая, экономическая, информационная, техническая и др.

Бизнес – инициативная деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой страх и риск, под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли, другого результата, развитие собственного дела.

Бизнесмен – собственник, применяющий свой или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода.

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различного рода средств (авторитета, права, принуждения).

Власть в организации – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия части людей в организации на выполнение заданий. Основные типы власти основаны на принуждении, вознаграждении, компетенции, примере и традиции. Руководство может также влиять через разумную веру, вовлечение в принятие решений и убеждение.

Влияние – способность изменять поведение окружающих людей или ход процессов.

Внешняя среда организации – компоненты макросреды, инфраструктуры региона и микросреды организации, оказывающие прямое или косвенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность организации.

Внутрифирменное обучение – система подготовки и повышения квалификации кадров, проводимая на территории предприятия или корпоративного учебного центра с привлечением собственных или внешних преподавателей и строящаяся на решении проблем, характерных для данного предприятия.

Группа – совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т. п. Большинство идей, положений, касающихся группы, вообще можно синтезировать в следующих утверждениях: люди живут в группах в состоянии постоянной взаимозависимости; члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие цели; группы имеют неодинаковые функции. Индивиды участвуют во многих группах. Группа является естественной и неизбежной частью жизни человека. Существуют постоянные, временные и случайные группы; некоторые группы являются свободными, в них вступают по желанию, другие имеют обязательный характер (семья, нация и т. д.). Группы могут быть формальными и неформальными. Формальные группы характеризуются организованной структурой. В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой.

Делегирование полномочий–передача части прав одного лица другому (как правило, от высшего к низшему), которое принимает на себя ответственность за них. Вышестоящее лицо делегирует подчиненным в основном ответственность за рутинные вопросы, освобождая себя для решения более важных проблем.

Деловой этикет – сложившиеся правила поведения в определенной социальной сфере, а именно – в сфере производства и управления.

Дерево целей – построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены: главная цель («вершина дерева»), подчиненные ей подцели первого, второго и т. д. уровней («ветви дерева»).

Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающей действительностью с целью удовлетворения своих потребностей.

Диверсификация – расширение программы производства, компании за счет внедрения новых изделий и использования новых рынков сбыта.

Дисциплина – обязательное для каждого работника, для каждой организации подчинение установленному порядку и правилам.

Должность – служебное место, связанное с исполнением определенных служебных обязанностей и определенной ответственностью.

Единый тарифно-квалификационный справочник – основной государственный документ для тарификации работ, предназначенный для определения уровня квалификации рабочего в пределах конкретной профессии, а также объема профессиональных знаний, навыков и умений учащихся профтехучилищ.

Жизненный цикл организации – совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Задача – совокупность требований для принятия действий в конкретной ситуации.

Задачи организации – это работа или ее часть, которая должна быть выполнена определенным способом в определенный период.

Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке, обладающий высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам.

Затраты – широко распространенное в экономической литературе понятие, не имеющее, однако, общепринятого определения. В самой общей форме – это ресурсы, «уничтожаемые» в процессе производства ради получения продуктов этого производства. Тогда если рассматривать производство как кибернетическую систему, то затраты являются ее входом, а результаты (продукты, эффект) – выходами: процесс производства соответственно выступает как преобразование затраты ресурсов в результаты.

Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Имидж организации – общественный образ организации, привле-кательность, репутация, доверие, складывающиеся у клиентов, партнеров, общественности. Его основу составляет существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика: название, эмблема, товарный знак.

Инвестиции – долгосрочные вложения средств в промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли экономики с целью их сохранения и увеличения, получения дохода.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок, для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления, с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Инновационный менеджмент – самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный процесс – процесс преобразования научных знаний в инновацию. Главная его черта – обязательное завершение инновации, т. е. получение результата, пригодного для практической реализации.

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к
социальным услугам.

Инструкция – указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо.

Интересы – осознаваемые субъектом формы проявления его потребностей, альтернативное разнообразие потребностей в конкретных жизненных
обстоятельствах.

Информация – совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки
ситуации и разработки управленческих решений.

Исследование – научное изучение какого-либо объекта.

Кадровая политика – генеральная линия и принципиальные установки на длительную перспективу в работе с персоналом.

Кадровое планирование осуществляется в интересах как предприятия, так и персонала. Для предприятия важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач. Кадровое планирование должно создавать условия для мотивации высокой производительности труда, удовлетворенности работой.

Кадровое планирование реализуется посредством осуществления комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом и включающем разделы: планирование потребности в персонале; планирование привлечения, адаптации и высвобождения персонала; планирование использования персонала; планирование обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала; планирование деловой карьеры, служебно-профессионального продвижения; планирование расходов на персонал.

Кадровый менеджмент – одно из направлений современного менеджмента, нацеленное на развитие и эффективное использование кадрового потенциала предприятия.

Кадровый резерв – группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, которые предъявляются должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.

Кадры – основной (штатный) состав квалифицированных работников предприятий, государственных учреждений, общественных организаций. Кадры характеризуются структурой, составом, численностью.

Карьерограмма – перечень профессиональных и должностных позиций в организации и вне ее, фиксирующий оптимальное развитие профессионала и последовательное занятие им определенных позиций; формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на каждом последующем месте.

Категория – разряд, группа предметов, явлений, лиц, объединенных общностью каких-либо признаков.

Качество – наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других; то или иное свойство, достоинство, степень пригодности кого-нибудь, чего-нибудь.

Качество информации для разработки управленческого решения – степень соответствия совокупности сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы требованиям, предъявляемым управляющей системой, которая использует их для оценки ситуации и разработки управленческих решений. Требования, предъявляемые к информации: достоверность, обоснованность, конкретность, системность, своевременность, сопоставимость.

Качество трудовой жизни – важнейшее условие роста производительности труда, базирующееся на росте материальных потребностей и концепции всестороннего развития личности. Качество трудовой жизни включает следующие группы показателей: трудовой коллектив, оплата труда, рабочее место, руководство предприятия, служебная карьера, социальные гарантии блага.

Качество управления – совокупность свойств, присущих управлению и отражающих его реальное состояние, особенность и соответствие потребностям развития производства.

Качество управленческого решения – совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации.

Квалификационная характеристика – краткое изложение основных задач, навыков и умений, прав и обязанностей, предъявляемых к различным специальностям в организации.

Квалификация – степень профессиональной подготовленности к выполнению какого-либо вида работы.

Квалификация работника – это степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы. Устанавливается в форме присвоения работнику разряда или категории.

Квалификация работы – характеристика данного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности. Обычно определяется разрядом, к которому данная работа отнесена тарифно-квалифика-ционным справочником.

Комитет – группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий.

Коммуникабельность – способность, склонность к коммуникации, к
установлению контактов и связей.

Коммуникация – совокупность информационных каналов в системе управления. Наличие коммуникации обеспечивает возможность связи между различными звеньями системы управления.

Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя и
более людьми.

Коммуникации в управлении – общение, передача информации от органа к органу, одного субъекта другому в процессе деятельности.

Компетентность – личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенных решений или самому решать вопросы.

Конкурентоспособность – способность товаров и услуг выдерживать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей и продаваться в связи с этим по ценам не ниже среднерыночных.

Конкуренция – экономический процесс взаимодействия и борьбы производителей или поставщиков, соперничество между ними за наиболее выгодные условия производства и сбыта.

Контроллинг – инструмент планирования, учета и анализа состояния дел на предприятии для принятия решений на базе компьютеризированной системы сбора и обработки информации.

Контроль – функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, заданий, управленческих решений; система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, выявление отклонений от программы, их причины и характер.

Конфликт – столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Концепция – комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи данного явления или системы и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы, формированию стратегии фирмы, установлению правил поведения личности.

Координация – одна из функций управления, реализация которой состоит в согласовании внутреннего состояния фирмы с условиями внешней среды, в обеспечении согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними, взаимодействия между подсистемами, в обеспечении единства и согласования всех функций управления.

Корпоративная культура − комплекс предположений, принимаемых членами организации, задающий общие рамки поведения. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции.

Критерии эффективности – это социально-технические параметры, оценивающие качественно и количественно степень соответствия того или иного продукта человеческой деятельности удовлетворяемой им потребности.

Критерий – 1) признак, на основании которого производится оценка, классификация, определение; 2) требования, на основании которых определяются правила и процедуры однозначного выбора средств достижения определенного эффекта, варианта альтернативных решений, производится оценка степени достижения поставленной цели.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; различают материальную и духовную культуру; в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.

Лидер – член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях; наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Лидерство – один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть группы объединяет, направляет действия всей группы. Это особый статус менеджера или иного члена группы, который характеризуется отношением, в основе которого лежат доверие, авторитет, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление учиться и перенимать опыт. Лидерство является объективным явлением, характеризующим отношения между людьми в группе.

Личность – человек, обладающий комплексом индивидуальных характеристик и качеств, отличающих его от других людей.

Лозунг – призыв, в краткой форме отражающий руководящие задачи
организации.

Маркетинг – концепция ориентации деятельности на потребителя.

Менеджер – специалист по управлению хозяйственными процессами, производством и обращением товаров; наемный управляющий. Менеджеры организуют работу в организации, руководят деятельностью сотрудников.

Менеджмент – вид управления, необходимый экономически самостоятельному звену производства в рыночной экономике и представляющий собой систему гибкого, предприимчивого, экономического управления, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития.

Менталитет – склад ума, мироощущение, мировосприятие, образ
мышления.

Метод – прием, способ или образ действия.

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Механизм управления – комплекс средств управляющего воздействия на управляемую систему.

Миссия – принципиальное назначение организации, которым она отличается от других организаций. Правильно сформулированное заявление миссии от имени организации – это исчерпывающий инструмент планирования, который позволяет менеджерам концентрировать внимание на основных направлениях сегодняшней и завтрашней деятельности компании. Подобное заявление очерчивает круг клиентов компании, дает описание предлагаемых товаров и услуг, ограничивает географическую сферу деятельности, определяет основные технологии, содержит приоритетные ценности или цели, облегчает понимание философии, положенной в основу компании. Организации, заявляющие о своей миссии, имеют лучшие финансовые показатели, так как создают себе популярный имидж.

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения поведения и характеристик реальных систем.

Модель – копия или аналог изучаемого процесса, предмета или явления, отображающая существенные свойства моделируемого объекта с точки зрения целей исследования. Модели могут быть логическими, физическими, математическими, экономико-математическими и др.

Мониторинг – система сбора данных о сложных явлениях, процессах, описываемых с помощью определенных ключевых показателей, позволяющих диагностировать состояние объекта исследования, оперативно отслеживать тенденции и динамику происходящих в нем изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения.

Мотив – внутренняя сила, побуждающая человека к осуществлению каких-либо действий и определяющая его поведение. Мотивы обусловлены потребностями человека, осознанием степени и возможностей их удовлетворения.

Мотивация – функция менеджмента, предполагающая использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью.

Объект управления – управляемая подсистема, воспринимающая управляющие воздействия со стороны органа управления (управляющей подсистемы).

Организационная культура –исповедуемая сложившаяся и развивающаяся система ценностей, этических и эстетических норм и правил деятельности сотрудников организации; один из основных резервов повышения эффективности деятельности организации.

Организационные ценности – свойства тех или иных предметов, процессов или явлений, позволяющие им служить образцами, ориентирами поведения членов организации, признаваемые большинством из них.

Организация – 1) систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей; 2) функция управления, задачей которой является формирование структуры объекта, а также обеспечение всем необходимым для его нормальной работы.

Организация управления – комплекс организационных положений (регламентов, нормативов, инструкций, требований, ответственности), определяющий порядок управления.

Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. В этой связи каждый работник организации должен знать не только свои права, но и обязанности, то, за что он лично несет ответственность. Реализация на практике категории «ответственность» означает создание четкой организационной структуры; разработку положений о подразделениях организационной структуры, положений о правах и обязанностях руководителей, должностных инструкций для исполнителей; разработку положений о премировании работников и т. п.

Паблик рилейшнз (PR)– наука и искусство анализа тенденций, предсказания их последствий и выдачи рекомендаций руководству организации и осуществления программных действий в интересах как организации, так и общественности; планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью.

Персонал – личный (штатный) состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками. Прежде всего, это наличие юридически оформленных трудовых взаимоотношений с работодателем. Персонал обладает качественными характеристиками, которые определяют структуру персонала организации по категориям: руководители, специалисты, другие служащие, рабочие. Все категории персонала, в свою очередь, могут структурироваться по профессиям, специальностям, квалификационным признакам.

План – 1) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения;
2) замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.

Планирование – одна из функций управления, заключающаяся в анализе ситуаций и факторов внешней среды, прогнозировании, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.

Планирование карьеры – процесс сопоставления потенциальных возможностей и целей человека с потребностями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы его профессионального и должностного роста.

Поведение – комплекс действий человека или группы лиц, отражающий характер и направленность их деятельности, взаимодействие между собой и окружающей действительностью.

Полномочия –1) право на принятие управленческих решений, закрепленное организационным положением; 2) реализация власти в действиях
менеджера.

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Предприниматель – самостоятельный субъект рыночных отношений, который идет на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги, действующий под свою ответственность в целях получения прибыли.

Предпринимательство– вид деятельности людей, применяющих собственный или заемный капитал в производственной или непроизводственной сферах экономики в целях получения прибыли.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности; имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринима-тельской деятельности; может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок.

Престижная реклама – коммерческая пропаганда положительного
образа организации.

Принцип – 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутренне убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения.

Принятие решения – связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции; процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта
достижения поставленной цели.

Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий
разрешения.

Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта или процесса в будущем или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний.

Прогнозирование – система научных исследований качественного и количественного характера, направленных на выяснение тенденций развития народного хозяйства или его частей (отраслей, регионов, предприятий и т. п.) и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития.

Программа – комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей.

Производительность труда − количественная характеристика выполняемой персоналом работы, связанной с уровнем эффективности труда.

Профессиограмма – документ, в котором отражены (описаны) особенности специальности, профессии (психологические, производственно-техничес-кие, медико-гигиенические и т. п.), раскрывающие содержание профессионального труда, требований, которые они предъявляют к человеку.

Профессионализм – это качество работника, которое определяется степенью владения им содержанием труда и средствами решения профессиональных задач.

Процедура– конкретные действия как часть операции, которые следует выполнять или предпринимать для достижения данной цели.

Процесс – ход, развитие какого-либо явления, последовательная смена состояний в результате совокупности действий, осуществляемых для достижения какого-либо результата.

Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие коллектива – это процесс становления коллектива, достижения им определенной степени зрелости, способности эффективно решать стоящие перед ним производственные задачи и обеспечивать условия для развития личности работника.

Ранжирование – определение важности, весомости, ранга факторов по их эффективности, актуальности, масштабности, степени риска.

Регулирование – функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, принятию мер по доведению (совершенствованию) параметров «входа» системы или процессов, в ней происходящих, до новых требований «выхода» (потребителей).

Резерв кадров – часть персонала, проходящая подготовку для того, чтобы занять места более высокой квалификации.

Решение – 1) выбор альтернативы, направления действия для разрешения проблемы; 2) волевое воздействие человека на объект управления для разрешения проблемы.

Роли – конкретные проявления различных образцов поведения, возникающих в тех или иных жизненных ситуациях.

Ротация кадров – процесс перемещения работника с одной работы на другую в целях приобретения им более широкого, разностороннего опыта.

Руководитель – лицо, отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющее в своем подчинении коллектив работников управления и наделенное правами и полномочиями по принятию и руководству реализацией управленческих решений, касающихся объекта руководства и подчиненного коллектива работников.

Руководитель организации – руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации.

Рынок– это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Рыночные отношения – система экономических, правовых и социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потребителем, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции.

Система – совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели.

Система менеджмента – система научных подходов и методов, целевой, обеспечивающей, функциональной и управляющей подсистем, способствую-щая принятию и реализации конкурентоспособных решений.

Система управления – совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей.

Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью
символов.

Стандарт – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов; нормативно-технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения, требования к продукции и производственным процессам, требования, обеспечивающие безопасность людей и сохранность материальных ценностей и т. д.

Стиль руководства – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых задач и выработки управленческих решений с учетом особенностей взаимодействия должностных лиц, подчиненных данному руководителю.

Стимул – внешнее обстоятельство, воздействующее на поведение человека. Стимулы выступают в процессах управления в качестве факторов воздействия, которые менеджер использует для достижения поставленных целей и получения результатов и для согласования совместной деятельности работников.

Стимулирование – создание условий, возможностей, атмосферы заинтересованности человека в проявлении инициативы и достижении определенного качества своей деятельности.

Стресс – состояние повышенного напряжения организма, вызываемое
каким-либо раздражителем.

Структура – взаиморасположение и связь составных частей чего-либо.

Структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвя-занных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, которая обеспечивает их функционирование и развитие как единого целого.

Субъект управления – управляющая подсистема, звено, элемент в системе управления, воздействующий на объект управления.

Теория управления – комплекс теоретических положений, позволяющих дать описание, объяснение и предвидение объективных явлений управления; совокупность категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления.

Технология – средство, с помощью которого входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; она охватывает машины, механизмы и инструменты, навыки и знания.

Технология управления – последовательность и комбинация операций, выбираемых менеджером по критериям эффективности воздействия на объект управления.

Товарная реклама – любая форма неличного обращения к потенциальным покупателям с целью их убеждения приобрести товары, услуги; коммерческая пропаганда потребительских средств товара.

Топ-менеджер – специалист по управлению, имеющий высшую профессиональную квалификацию, ведущий менеджер.

Управление – целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующее и объединяющее совместный труд людей.

Управленческая компетенция− это комплекс знаний, умений, способностей и личностных качеств, способствующих решению относительно самостоятельной организационной задачи. Именно задачаявляется основным фактором, объединяющим знания, умения и индивидуальные качества человека в компетенцию − более крупную единицу анализа человеческой деятельности.

Управленческая проблема – сложный вопрос, задача, требующая своего уяснения, изучения, оценки и разрешения.

Управленческий процесс – совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры фирмы.

Управленческое решение – результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Функции менеджмента – основные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, они выделились в результате специализации управленческого труда, связанного с процессами сбора и обработки информации, принятия и реализации решений.

Функция – 1) обязанность, круг деятельности, назначение, роль; 2) зависимая переменная величина.

Цель – выраженное количественно или качественно будущее состояние объекта управления, достижение которого является для него желательным и на достижение которого направлена его деятельность.

Эволюция – 1) процесс изменения, развития; 2) одна из форм движения, развития в природе и обществе – непрерывное, постепенное количественное изменение, в отличие от революции – коренного, качественного изменения.

Эккаутинг – учет и анализ хозяйственной деятельности предприятия.

Эмпатия – способность поставить себя на место другого. Например, способность руководителя видеть организационные проблемы и ситуации глазами своих подчиненных.

Этика – совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде или профессиональной группе.

Этика бизнеса – система норм взаимоотношений между различными сторонами делового процесса, а также социальная ответственность организаций по отношению к своей внутренней и внешней среде. Социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика со стороны организации на социальные проблемы.

Этика менеджера – поведение или действия руководителя в соответствии с общепринятыми нормами.

Этикет – совокупность правил поведения, закрепляющих порядок и формы внешнего проявления отношения к людям. В конечном счете, это свод законов приличия.

Этические нормы – система общих ценностей, нравственных правил, соблюдения которых организация требует от своих сотрудников.

Эффект – 1) действие, результат чего-либо; 2) впечатление, производимое на кого-либо кем-либо.

Эффективность – соотношение показателей эффекта (результата) и затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов на его достижение.

Эффективность менеджмента – социально-экономическая категория, результативность управленческой деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых, трудовых и людских ресурсов. Определяется посредством сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Функциональная роль эффективности менеджмента – отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.

Эффективность менеджмента социальная – социальный результат управленческой деятельности, который характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.

Эффективность менеджмента экономическая – экономическая сущность управленческих решений. Это, по существу, система взаимоотношений и взаимодействий ресурсов и полученных результатов, доходов и произведенных затрат управленческой деятельности, отражающихся в значениях переменных (показателей).

Наши рекомендации