Перестройка» в СССР. 1985 -1991 гг.
Объективная необходимость глубоких перемен была обусловлена кризисом в государстве и обществе, который приобрел всеобъемлющий характер и проявлялся в: 1) торможении, стагнации экономического роста и социального развития; 2) нараставшем отставании от Запада по темпам экономического роста, использованию научно-технических достижений, современных технологий, структуре и эффективности экономики, уровню жизни населения; 3) растущем недоверием в обществе к высшему руководству страны. Потребность в глубоких переменах осознавалась миллионами людей и частью партийно-государственного руководства.
Курс на перестройку провозгласил новый Генеральный секретарь ЦК
КПСС М.С. Горбачев (самый молодой, 54 г., член Политбюро). Цель пере-
стройки состояла в обновлении всех сфер жизни государства и общества,
модернизации экономики и ее устойчивом развитии, придании социализму
современного облика, в решении в исторически короткий срок накопившихся проблем, достижении большей открытости по отношению к остальному, в том числе и западному миру. Все это предполагалось осуществить при сохранении основ советской политической и экономической системы, но путем их реформирования и совершенствования.
Перестройка продолжалась пять с половиной лет и прошла два основных этапа: 1) 1985 -1988 гг. - время умеренных реформ, принятия грандиозных, но утопических программ (ускорения, жилье – 2000 г., продовольственной, школьная реформа, борьба с алкоголизмом); 2) 1989 – 1991 гг. - происходит углубление преобразований в экономической и политической системе. Вначале новый курс и его инициатор М.С. Горбачев пользовались широкой поддержкой в обществе, но по мере осуществления реформ, не приносивших, однако, желаемых социальных результатов, росло разочарование перестройкой, началось размежевание и противостояние и в руководстве и в обществе сторонников обновления, но сохранения основ советского строя и тех, кто все решительнее отстаивал не социалистические, а либеральные ценности.
В 1985 г. была принята программа ускорения экономического и социального развития путем модернизации и технического переоснащения промышленности, ускорения научно-технического прогресса, активизации «человеческого фактора» (предполагалось за 15 лет удвоить экономический потенциал, объем промышленного производства и национальный доход). Принятые вскоре законы (о бригадном подряде, госзаказе, госприемке и др.) предусматривали перевод госпредприятий на самоокупаемость, ограниченную легализацию частного предпринимательства (в форме индивидуальной трудовой деятельности и кооперативов). Но все это результатов не дало. Ускорение оказалось утопией. Кризисные процессы в экономике и социальной сфере не преодолевались, а обострялись. Отрицательно повлияли на экономические планы Чернобыльская катастрофа (конец апреля 1986 г.), снижение мировых цен на нефть, начавшийся распад прежде тесных связей в рамках СЭВ, непродуманная антиалкогольная кампания.
Демократизация на первом этапе была ограниченной и выразилась в кадровом обновлении руководящих структур, возобновлении реабилитации репрессированных в 20-30-е годы, освобождении всех политических диссидентов, альтернативных выборах функционеров КПСС, в переменах во взаимоотношениях государства с церковью. Наиболее значительным достижением первого этапа и перестройки в целом была провозглашенная политика гласности. Она привела к ограничению, а затем и отмене идеологической цензуры, раскрепощению общественной мысли, создала условия для свободного обсуждения всех накопившихся проблем (касающихся истории, современного состояния и перспектив страны), разрушила монополию правящей партии на истину, стимулировала становление идеологического плюрализма, обусловила повышение общественной роли СМИ.
Углубление перестройки. Неудачи с ускорением экономического и социального развития подтолкнули руководство в 1989-1991 гг. в сторону рыночной экономики, к созданию «социалистического рынка». Были приняты законы о частном предпринимательстве, аренде, малом предприятии, акционерных обществах, банках, предприятиях с участием иностранного капитала, о фермерских хозяйствах. Но главными субъектами рынка оставались госпредприятия. Они освобождались от контроля госчиновников, но не попали под контроль еще не сформировавшегося рынка. В этих условиях директора госпредприятий часто использовали свои расширяющиеся права не для развития производства, а для извлечения любым путем прибыли и личного обогащения. Негосударственный сектор развивался во многом стихийно, его рост не покрывал падения в госсекторе. Положение в народном хозяйстве продолжало ухудшаться, темпы роста ВНП снижались. В 1991 г. впервые национальный доход уменьшился по сравнению с 1989 г. на 9%. Обострились все социальные проблемы, увеличивался товарный дефицит, росли цены, инфляция, дефицит госбюджета, внешний долг, появилась и росла безработица (в 1990 г. - 6 млн. чел.). В стране процветал спекулятивный черный рынок, мафиозные структуры захватывали целые сферы экономики и управления. Все это было следствием того, что старая централизованная система управления разрушалась, а новая, рыночная еще только нарождалась. Нарастал социальный протест, с конца 80-х гг. ширилось забастовочное движение. Шли дискуссии о путях реформирования экономики, разрабатывались различные антикризисные программы, в частности, Л. Абалкина - Н. Рыжкова, С. Шаталина - Г. Явлинского (более радикальная, поддержанная Б.Н. Ельциным). М.С.Горбачев, пытавшийся лавировать между консерваторами и радикальными реформаторами (уступая и тем и другим), утвердил компромиссную программу.
Демонтаж тоталитарных структур. Гласность, раздвигавшиеся границы свободы, выявили разномыслие, несовпадение общественных интересов, привели к зарождению различных политических течений и платформ, усиливали поляризацию и противостояние в обществе, стимулировали национально-сепаратистские движения в республиках, нередко выливавшиеся в острые межнациональные конфликты. О серьезных разногласиях в высшем руководстве страны, поляризации внутри правящей элиты относительно смысла и перспектив перестройки свидетельствовало первое столкновение между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным осенью 1987 г., закончившееся тогда его отставкой, но одновременно способствовавшее росту его популярности как истинного реформатора.
Сопротивление реформам со стороны консервативной части управленческого аппарата побудило искать механизм поддержки реформам «снизу», демократизации политической системы путем передачи всей полноты власти Советам. В результате высшим органом государственной власти с 1989 г. становится Съезд народных депутатов СССР и избираемый им Верховный совет СССР, вводился институт президентства ( в 1990 г. СНД избрал президентом М.С. Горбачева, в Российской Федерации население избрало в 1991 г. президентом Б.Н. Ельцина). При этом Горбачев стремился сохранить «авангардную» роль КПСС. Но под давлением крепнувшей оппозиции была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС, началось создание различных политических партий. Создается объединение депутатов, стоящих на либерально-демократической платформе - Межрегиональная депутатская группа (с неформальным лидером Б.Н. Ельциным), падает авторитет КПСС, переживавшей внутренний кризис и распад. В центре развернувшейся политической борьбы стоял выбор между социалистическими и либеральными ценностями. Нарастало движение за утверждение либеральных ценностей. Популярность М.С. Горбачева, отстаивавшего социалистический выбор, стала падать, авторитет Б.Н. Ельцина, олицетворявшего новый, более радикальный путь, напротив, возрастал.
Внешняя политика СССР периода перестройки исходила из приоритета общечеловеческих ценностей над классово-идеологическими различиями, отказа от военного соперничества с США (весьма обременительного для экономики страны), необходимости совместного решения обострившихся глобальных проблем современности. По договорам с США осуществлялось сокращение и уничтожение тактических вооружений (в одностороннем порядке) и взаимное сокращение стратегического наступательного вооружения (хотя и непропорциональное), сокращалась общая численность Советской Армии (в том числе в Восточной Германии). В ноябре 1988 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана. Установились дипломатические отношения с Южной Кореей и Израилем, нормализовались межгосударственные отношения с КНР. Законодательно был признан ряд международных норм, касающихся прав человека (в частности, упрощался порядок выезда и въезда граждан в СССР). СССР был принят в Международный валютный фонд. СССР отказался от вмешательства во внутренние дела союзников по Варшавскому Договору (после чего в странах Восточной Европы установились демократические режимы, начался переход к рыночной экономике). Распадалось социалистическое содружество, прекратили деятельность СЭВ и ОВД (1991 г.), стало свертываться экономическое сотрудничество.
Распад СССР. В ходе перестройки вскрылись и обострились многие проблемы межнациональных отношений (часто выливавшиеся в кровавые конфликты), в республиках возникли национальные движения (направлявшиеся народными фронтами), стали нарастать националистические, сепаратистские настроения, центробежные тенденции. В начале лозунгами национальных движений были расширение самостоятельности республик, ограничение диктата союзного центра, а вскоре в ряде республик развернулась открытая борьба за достижение полной независимости и выход из Союза. Началось провозглашение суверенитетов республик, устанавливался приоритет республиканского законодательства над союзным. В славянских и среднеазиатских республиках среди населения и руководства преобладало мнение о целесообразности сохранения Союза, но и его реорганизации на началах реального федерализма (т.е. значительного расширения самостоятельности республик и ограничения полномочий центра). В пользу сохранения обновленного Союза высказалось 76% участников референдума по этому вопросу в апреле 1991 г. (в нем не участвовали прибалтийские и закавказские республики). После трудных переговоров руководителей 9 республик был подготовлен проект нового союзного Договора. Леворадикальная оппозиция в руководстве СССР расценила проект как капитуляцию перед национал-сепаратизмом, грозящую развалом единого государства и экономики. Образованный в ночь на 19 августа 1991 г. ГКЧП (неконституционный орган во главе с вице-президентом Г.И. Янаевым) незаконно отстранил М.С. Горбачева от власти (под предлогом его, якобы, болезни в Крыму), объявил о чрезвычайном положении и намерении покончить с «анархией» в стране. Однако поддержки у болыпинства населения ГКЧП не получил. Президент РФ Б.Н. Ельцин признал действия ГКЧП незаконными, расценил как антигосударственный переворот, призвал демократические силы поддержать законную власть, объявил о прекращении деятельности КПСС как правящей государственной структуры (ее ЦК был обвинен в содействии заговору). Создание и действия ГКЧП (его члены были арестованы и позже амнистированы) ускорили распад СССР. О государственной независимости теперь заявила Украина и остальные республики. 8 декабря 1991 г. главы трех республик - России (Ельцин), Украины (Кравчук) и Белоруссии (Шушкевич) заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г., окончании деятельности госструктур бывшего СССР и создании Содружества независимых государств. СССР перестал существовать, М.С. Горбачев объявил о прекращении своих президентских полномочий. Вскоре к СНГ присоединились еще 8 республик (кроме прибалтийских и Грузии).