Демократизация политической системы, повышение открытости власти
После того, как главой региона стал представитель оппозиционной политической силы, в Иркутской области был взят курс на обновление политической системы, на преодоление ее внутренних издержек и противоречий, тормозящих развитие региона. Основным вектором в этой сфере стала демократизация системы, основными принципами – открытость политики и прозрачность системы принятия решений.
Моноцентричная модель политической системы и концентрация власти порождает риски неподконтрольности элит, коррупции. Для преодоления этих угроз в Иркутской области активно создаются условия для равноправного участия в политической жизни региона представителей разных конструктивных общественно-политических сили открытого диалога между ними, для усиления политических партий.
В настоящее время в регионе уже применяется коалиционная форма работы Правительства, в котором присутствуют представители разных политических сил. В дальнейшем планируется закрепление этой практики – формирование правительства народного доверия. Также в регионе предполагается повышение роли законодательных органов власти, переход к формированию исполнительной власти на основе парламентского представительства и широкого участия общественных сил.
Отсутствие тепличных условий и конкурентная политическая среда уже привели к росту эффективности деятельности как исполнительной, так и законодательной власти. Значительно выросла активность депутатского корпуса: если раньше в региональном парламенте редко можно было наблюдать дискуссию, то теперь она стала обязательной составляющей законодательного процесса.
При этом дискуссионность и умение руководства региона слышать оппонентов при обсуждении ключевых вопросов региональной политики оказывает положительное влияние: конкурентная политическая среда помогает выстраивать систему сдержек и противовесов, что значительно повышает эффективность деятельности всех органов власти.
В целом, в Иркутской области будут обеспечиваться: гарантии честных, конкурентных выборов, максимально возможное устранение искусственных фильтров, строгое соблюдение политических прав граждан и т.д.
Так, 4 апреля 2017 года Губернатором Иркутской области было сделано заявление о необходимости возвращения прямых выборов глав муниципалитетов в регионе. Этот вопрос планируется вынести на референдумИркутской области в марте 2018 года. Данное предложение поддержано мэром Иркутска, который в настоящее время избран Думой города. Таким образом, политическая система региона демонстрирует развитие главного демократического принципа: консенсуса различных политических сил и формирование власти исключительно через институты народовластия.
В целом, необходимо устранять выстроенные в предыдущие периоды искусственные барьеры между властью и населением. В настоящее время выстраиваются механизмы, с помощью которых повышается открытость и доступность региональных и местных органов власти Иркутской области. В частности, планируется проведение регулярных телевизионных обращений главы региона с информацией о проделанной работе и об актуальных планах, прямых линий и пресс-конференций Губернатора, руководителей региональных и местных органов власти.
Важно подчеркнуть, что целью этих мероприятий является не одностороннее информирование населения, а выстраивание постоянного открытого диалога с обществом. Необходимо использовать все возможности и каналы для того, чтобы вести этот диалог.
Программа совершенствования политической системы, предложенная в Иркутской области и основанная на принципах народовластия и повышения открытости, представляет интерес с точки зрения применения ее положений в других регионах и на общероссийском уровне. Повышение конкурентности, использование максимально широкого инструментария для выстраивания партнерства и диалога с разными конструктивными общественно-политическими силами, устранение искусственных фильтров и ограничений – все это послужит повышению эффективности политической системы страны.
Для страны в целом мы считаем целесообразным:
· отменить «муниципальный фильтр» на выборах губернаторов;
· повсеместно возвратить прямые выборы глав муниципальных образований;
· обеспечить честные, конкурентные выборы без административного вмешательства органов власти;
· создать постоянные диалоговые площадки, на которых будет обеспечена открытая, без искусственных барьеров, дискуссия власти и гражданского общества.
Борьба с коррупцией
Теневая экономика – коррупция в различных формах, увод капиталов в офшоры, уход от налогообложения и т.д. – является мощным тормозом для социально-экономического развития страны. К тому же, коррупция и связанные с ней явления непотизма и клановости нарушают работу социальных лифтов, способствуют росту социальных разрывов, усиливают уровень недовольства в обществе.
Модель «государства развития» предполагает отказ от расточительного потребления, предельную экономию ресурсов, высокие стандарты эффективности управления – все это априори исключает распыление средств и коррупционные издержки.
В связи с этим одной из наиболее приоритетных задач Иркутской области является выстраивание системы реальной борьбы с коррупцией, а также с прочими негативными социальными явлениями, уводящими денежные средства из «белой» экономики – офшоризацией, нелегальными предпринимательскими схемами и т.д.
В частности, руководство региона провело работу по повышению прозрачности в сфере деятельности органов власти, а также по централизации крупных госзакупок. Был налажен регулярный мониторинг госконтрактов. В результате значительно снизилось число жалоб на неэффективность госзаказа в регионе. В 2016 году Иркутская область значительно повысила свое место в рейтинге эффективности закупок, в том числе по их конкурентности, снижению объемов госзакупок с нарушениями.
Также были значительно усилены контрольные функции, активизирована работа общественных советов при исполнительных органах власти. Теперь региональные министерства ежеквартально и публично отчитываются перед гражданами о своей работе. Курс на открытость заставил работать чиновников в условия «прозрачных стен», и как следствие – появилось бережливое отношение к расходованию средств областного бюджета.
Основной результат борьбы с коррупцией – это снижение бюджетных издержек. Так, только за счет наведения порядка в сфере госзакупок Иркутской области удалось сэкономитьоколо 500 млн руб. Если провести аналогичную работу в других регионах, усреднить полученную экономию и посчитать высвобожденные деньги в целом для страны, то получится сумма в 42,5 млрд руб. И это притом, что в данном случае речь идет лишь о малой части проблемы и только об одной из сфер, в которых следует усилить контроль за расходованием бюджетных средств.
Высвобожденные средства могут быть эффективно потрачены на цели развития – на поддержку «точек роста» и рост обрабатывающих производств, на восстановление инфраструктуры, на социальную поддержку населения и т.д.