Права различных групп населения
Общая политика по группам населения, включая меньшинства
Меньшинств, как таковые, в Приднестровье официально не признаются. В конце 2011 г. официальное
число жителей составляло 513 000 – среди них русские (156 000), украинцы (148 000) и молдаване
(164 000). Остальные 45 000 относились к ряду небольших групп, самая большая из них – болгары
(13 000).
Русский, украинский и молдавский языки признаны в Конституции официальными языками, формально
с равным статусом (хотя эксперт мог заметить во многих ситуациях, что у русского языка был
привилегированный статус).
Большая часть жителей Приднестровья имеют российские, украинские или молдавские паспорта.
Национальности и этнические или лингвистические меньшинства
Конституция Приднестровья признает, что Приднестровье является "многонациональным". Официально
признаны три языка: молдавский, русский и украинский.
Русские
Российская Федерация во многих отношениях является самым важным торговым партнером и
источником финансовой поддержки Приднестровья. Значителен ее вклад в бюджет, и многие пожилые
43
людей в Приднестровье получают пенсионные пособия из России. Наблюдается также присутствие
российских солдат, служащих в Объединенном контрольном командовании или в специальном
контингенте, охраняющем военную технику и склад боеприпасов в селе Колбасна.
Сотрудничество с Российской Федерацией также тесное и в других областях. Решения российской Думы
послужили источником вдохновения для законодательства Приднестровья; осуществляется
сотрудничество и в разработке школьных учебных планов.
По всей видимости, эти отношения способствовали усилению положению русского языка и отразились в
повседневной жизни, не в последнюю очередь непосредственно в правительстве.
Украинцы
Приблизительно в одной трети начальных школ украинский язык является языком обучения. На
украинском языке выходит одна газета и есть двадцать минут вещания на одном из телеканалов. В
Приднестровье можно слушать радио и смотреть телепрограммы, транслируемые из Республики
Украина.
Имеющие украинские паспорта люди раньше могли принимать участие в официальных украинских
выборах в Приднестровье. Во время выборов 2012 года ситуация изменилась, поскольку украинские
власти не открыли избирательного участка в Приднестровье; было необходимо, чтобы люди ехали в
Кишинев или Бельцы на правом берегу, чтобы отдать свои голоса, что для большинства было
практически не возможным.
Другая проблема, поднятая в беседах с экспертом, связана с контролем на украинской границе. Граница
была проведена через села и, таким образом, в некоторых случаях оказались разделены семьи, а доступ к
другой стороне стал затруднительным.
Молдаване
Главным вопросом, поднятым в беседах с экспертом молдаванами, в Приднестровье наблюдалась
ситуация со школами на латинице (см. следующую главу по Праву на образование). Эксперт получил
жалобы от людей, которые чувствовали, что к ним плохо относятся или их дискриминируют из-за их
более близких контактов с властями или организациями в Кишиневе.
Начиная с 2012 года, молдавский частный телевизионный канал “Publika TV” и молдавская
государственная вещательная организация “Молдова 1” могли осуществлять вещание в Приднестровье.
Радиовещание “Publika TV” было приостановлено в ноябре 2012 с аргументом, что другая сторона не
сделала ответного хода и не выдала лицензию какому-либо теле - вещателю из Тирасполя.
Болгары
Эксперт не очень много консультировался с представителями болгарского сообщества в Приднестровье:
Это самая многочисленная языковая группа после трех официальных языков. Эксперт слышал мнение,
что их языковые права не очень уважаются.
Права Ромов
Согласно оценкам некоторых из представителей Рома, в Приднестровье проживает 5 500-6 000
представителей Рома. Согласно переписи 2004 года, их количество намного меньше (507), так, как и в
других местах, многие представители Рома идентифицируют себя, как принадлежащих к одной из
главных групп населения.
Эксперт посетил много семей в Бендерах и Варнице (Зона безопасности)19 и выяснил, что их положение
подвергается риску. У них практически нет возможностей зарабатывать на жизнь, а у некоторых из
пожилых людей были проблемы со здоровьем, которые они не могли решать. Те, кто смог, уехали за
границу в поисках временной работы.
19 Зона безопасности, созданная после конфликта 1992 года – это ограниченный (установленными
координатами) район между двумя конфликтующими сторонами, где не должно находиться никаких
военных сил и вооружения без общего на то согласия. Безопасность в этой зоне обеспечивается
Объединенной контрольной комиссией (Молдова, Приднестровье, Российская Федерация и наблюдатели
(Украина и ОБСЕ)), дающей указания трехсторонним миротворческим силам (Молдова, Приднестровье
и Российская Федерация)
44
Люди, с которыми беседовал эксперт, заявили, что соседи были дружелюбны и не имели никаких
предубеждений против Ромов. Однако они были глубоко обеспокоены судьбой женщины, которую
заключили в тюрьму за то, что она пытались заработать деньги гаданием (дело которой эксперт
обсуждал с властями).
Они также рассказали о множестве случаев физического насилия над представителями Рома,
задержанными полицией. Эксперт также получил информацию, что в недавнем прошлом были случаи,
когда Ромов выслали группами из зоны.
Комментарии
Гарантия равных прав для всех в обществе независимо от этнической принадлежности, языка или
культурных характеристик – это вопрос основных прав человека. Было бы полезно в этом отношении
решать вопросы положительным образом путем политических переговоров.
Сосредоточение внимания на обеспечении баланса между тремя главными группами населения может
отрицательно сказаться на необходимости защищать меньшинства и их интересы. Создание комиссии с
участниками, представляющими сами меньшинства, можно рассматривать как эффективный канал связи
с ключевыми лицами, принимающими решения, и возможность участия в общественных обсуждениях.
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
Образовательная политика
Образовательная политика Приднестровья основана на государственных школах; центральные органы
власти принимают решения по учебным планам, а местные власти, или районные органы власти
отвечают за технические проблемы, включая прием на работу учителей.
Первые девять классов являются обязательными, и есть возможность продолжить образование до
одиннадцати классов. Главными языками обучения являются русский, украинский или молдавский.
Начиная со второго класса, ученики изучают второй язык (из трех). В государственных школах обучение
на молдавском языке осуществляется на кириллице (про «Молдавский язык на латинице» см. ниже).
Развита сеть дошкольных учреждений и сейчас существует, согласно информации приднестровского
министра, 160 таких учреждений (на молдавском и русском языках).
Вопрос о нострификации дипломов в Приднестровье находится в стадии рассмотрения. Украина требует,
чтобы такие дипломы подтверждались в Республике Молдова, прежде чем они будут признаны
действительными в украинских университетах; в то время как Россия готова предоставлять
нострификацию без такого подтверждения. Эксперту сообщили, что, молдавские власти хранили
дипломы, выданные властями Приднестровье, выдавая молдавские документы.
Этот вопрос обсуждался в экспертной рабочей группе по образованию между Кишиневом и Тирасполем
и также на переговорах в формате5+2, во время которых было предложено, чтобы процедуры были
упрощены, и чтобы абитуриент мог получить назад свой оригинальный диплом.
Государственные школы
Эксперт посетил украинскую школу в Бендерах для бесед с учителями, учениками и родителями. В
школе работают 40 учителей, некоторые из которых хотели бы повысить квалификацию за границей.
Эксперту сообщили, что ощущается нехватка учителей на украинском языке. Сокращается число
учеников, учащихся на украинском языке в университетах, а те, кто заканчивает школу, испытывают
трудности с поиском работы в Приднестровье.
Основное беспокойство вызывает чувство изолированности от остальной части мира, чему способствуют
проблемы, связанные с признанием аттестатов и дипломов.
45
Люди говорят, что плата за подтверждение диплома высокая; в некоторых случаях обладатель диплома
должен был ждать в течение нескольких месяцев для получения необходимых документов.
Обучение основано на едином стандартизированном учебном плане Приднестровья с некоторыми
изменениями, внесенными в отношении украинской истории и культуры. Обучающий материал
завозится из Украины.
Эксперт также посетил молдавскую школу (с обучением на кириллице) в деревне Тея. Ему сообщили,
что обучающие пособия были разработаны в Тирасполе рабочей группой при Институте
образовательного развития, и что основное внимание уделяется молдавским традициям.
Министр сообщил, что в Приднестровье 4 688 учеников в школах с молдавским языком обучения,
преподаваемом на кириллице по сравнению с 1 244 – на латинице.
Школы с преподаванием на молдавском языке на латинице находятся под управлением молдавских
властей. Две из восьми таких школ, находившиеся в Дубоссарах и Григориополе, были ранее закрыты
властями Приднестровья и были вынуждены переехать на контролируемую Молдовой территорию;
другие остаются на территории, контролируемой Приднестровьем.
У школ возникает много проблем с властями. Были споры о помещении, учителя и родители
подвергались запугиванию, чинились препятствия с перевозом детей автобусами и транспортировке
товаров. В 2004 году была предпринята попытка закрыть школы в Тирасполе, Бендерах и Рыбнице
силой. Власти Тирасполя потребовали, чтобы школы были интегрированы в Приднестровскую правовую
систему.
Европейский суд по правам человека счел отношение к этим школам и ситуацию в отношении детей
нарушениями Европейской конвенции о правах человека.
Эксперт встретился с директорами и учителями школ в помещении тираспольской школы.
Определенную надежду вселяет тот факт, что судьба школ теперь рассматривается в объединенной
экспертной группе по образованию и на переговорах в формате 5+2 .
Темой соглашения является рекомендация местным властям отменить или, по крайней мере, уменьшить
арендную плату за помещение. Однако некоторые другие проблемы остаются нерешенными. Две школы,
которые, все еще работают не в своих помещениях, не имеют возможности вернуться и вопросы в
отношении школьных зданий остаются нерешенными.
При обсуждении этих проблем с ключевыми лицами, принимающими решения, в Приднестровье, у
эксперта возникло ощущение, что эти проблемы могли бы быть решены.
Имеется политически неоднозначная проблема в отношениях между этими школами и системой
образования Приднестровья. Сегодня пять (из шести) школ на контролируемой территории
Приднестровья зарегистрированы как юридические лица, но ни одна из них не имеет лицензии на
образовательную деятельность.
Закон о лицензировании не требует аккредитации или аттестации, то есть использования
приднестровских учебных планов, но в действительности требуется определенная координация учебного
плана с приднестровским Министерством образования. Эти факты были недавно представлены на
рассмотрение в Миссию ОБСЕ в Молдове совместно с Верховным комиссаром ОБСЕ по национальным
меньшинствам.
Эксперт изучил их исследование по данному вопросу и счел его полезным, как основу для
конструктивных усилий по поиску решения, которое принесло бы пользу интересам детей.
Комментарии
Оба спорных вопроса – вопрос о нострификации дипломов и вопрос о преподавании на латинице в
молдавских школах – обсуждаются в Рабочей группе по образованию и на переговорах в формате 5+2.
Эксперт надеется, что решения будут найдены, и они будут служить интересам тех, чьи права ущемлены.
Люди должны, в максимально возможной степени, быть защищены от неблагоприятных последствий
текущей политической ситуации.
Это может потребовать некоторых продуманных дипломатических действий и готовности согласовать
конкретные поэтапные предложения, которые служили бы созданию доверия, и, что более важно, имели
смысл для лиц, чьи интересы ущемлены.
46