Сирия в III- Iтыс. до н.э. Номовое государство Эбла, государство Ямхад, Дамасское царство
Развитие ремесел и сложение городов-государств. Эбла, Библ и Алалах.
В конце IV тысячелетия до н. э. племенной семитский мир Северной Аравии приходит в движение.
Восточные семиты (будущие аккадцы) проникают на Средний Евфрат, а какая-то другая группа семитских
племен (видимо, ханаанеев) расселяется в Сирии. С их появлением в регионе становится заметен резкий
прогресс в ремесленном производстве, прежде всего металлургии, и с этого времени начинается так
называемый Раннебронзовый период в истории Восточного Средиземноморья. Металл идет не только на
изготовление орудий и оружия, но также на выделку сосудов и литье небольших статуэток. Определенные
изменения происходят и в земледелии, где возделываются не только зерновые культуры, но также оливковое
дерево и виноград. В III тысячелетии до н. э. кое-где появляется террасное земледелие: поля располагаются по
склонам гор террасами, поддерживаемыми каменными стенками. Возможно, стала употребляться и соха.
Развивается сухопутная торговля с Месопотамией и морская — с Египтом, шедшая главным образом через
Библ.
Прогресс земледелия и ремесел, развитие торговли привели к появлению в конце IV тысячелетия до н. э.
первых протогородских центров. Одним из них становится протогород на месте Библа (археологический слой
Библ IV).
В начале III тысячелетия до н. э. в Восточном Средиземноморье происходят важные изменения. Ханаанеи
расселяются из Сирии в Палестину и переходят к оседлости и урбанизованному образу жизни на всем
протяжении своего ареала. Именно в это время они возводят на средиземноморском побережье основные
города будущей Финикии (финикийцами называли именно прибрежных ханаанеев) — собственно Библ
(археологический Библ VI), Тир и др. (ок. XXIX—XXVIII вв. до н. э.). По-видимому,
одновременно в Северной Сирии аналогичный процесс происходит с другим семитским народом,
«эблаитами» (назваными так современными учеными по Эбле, их крупнейшему центру в Сирии. В Шумере их,
по-видимому, называли «марту» — не исключено, что по среднеевфратскому Мари, частично заселенному
ими).
Библ III тысячелетия до н. э. представлял собой благоустроенное поселение, обнесенное каменной стеной, с
улицами, вымощенными булыжником, достаточно широкими для проезда повозок. В Библе появляются
монументальные постройки — храмы на каменном фундаменте. В храме местной богини найдены вазы с
египетскими надписями. Как и для других городов Финикийского побережья, для Библа характерно
значительное развитие торговли с Египтом. Библ снабжал египтян кедровым лесом и смолой,
использовавшейся для мумификации. Видимо, вывозились также вино и оливковое масло. Глиняная тара от
этих товаров обнаружена при раскопках некоторых египетских памятников. Из Египта в Библ привозились
изделия художественного ремесла — бусы, алебастровые и диоритовые сосуды, драгоценные ларцы, декоративное
оружие из золота и серебра.
В прибрежных городах интенсивно шла социальная дифференциация и складывались классы. Например,
крупные жилые строения (так называемые дома купцов) по размерам и богатству отделки явно принадлежали
городской верхушке. Началом II тысячелетия до н. э. датируются богатые гробницы, скорее всего правителей
города. Можно предположить, что к этому времени здесь уже сложилось политическое образование — город-
государство, подобный ранним государствам Южной Месопотамии. Египетское влияние в Библе все время
было очень велико.
Аналогичные процессы формирования городских центров, превращающихся в города-государства, и
сложения классового общества происходят и в глубине страны. Таков, например, городок Алалах в Северной
Сирии. Его центром уже в конце IV — первой трети III тысячелетия до н. э. был храм, располагавшийся на
высокой платформе. В XXVIII—XXIV вв. до н. э. рядом с храмом появляется дворец с парадной колоннадой,
постепенно заметно увеличивающийся в размерах, что свидетельствует
о возрастании могущества алалахского царька. Появляются печати с клинописными надписями, а в XVIII в.
до н. э.— клинописные глиняные таблички из царского архива. В Северной Сирии уже в конце IV тысячелетия
возникло протогородское поселение Эблы. К середине III тысячелетия до н. э. оно превращается в крупный
городской центр, занимающий площадь в 56 га с населением ориентировочно оцениваемым в 20—30 тыс.
человек. Расположенная в стороне от крупных водных источников Эбла была обязана своим подъемом в
большей мере развитию ремесленной и торговой деятельности, чем поливному земледелию.
В XXV—XXIV вв. до н. э. Эбла была центром крупного государства, охватывавшего всю Сирию вместе с
предгорьями малоазиатского Тавра и соперничавшего с Мари на Среднем Евфрате — столицей другого раннего
государства, заселенного аккадцами и, видимо, другой ветвью эблаитов. В Эбле этого времени существую
дворцовые комплексы, в которых сосредоточиваются архивы, хранятся запасы сырья, ценных привозных
изделий. Здесь имеются египетские алебастровые сосуды с именами фараонов, найдено около 32 кг лазурита. С
юго-востока поступали различные ткани, в широких масштабах велась обработка шерсти, получаемой в
местных скотоводческих хозяйствах. Торговый обмен совершался в больших масштабах, причем значительную
роль в нем играли и чужеземные купцы. Вскоре Эбла попала в орбиту притязаний аккадских правителей,
начавших осуществлять широкую завоевательную программу. Она упоминается уже в числе городов, будто бы
подчиненных Саргоном. Около 2225 г. до н. э. один из преемников Саргона Нарам-Суэн захватывает Эблу и
причиненные разрушения заметно сказались на развитии города. Однако к 2000 г. до н. э. наблюдается новый
подъем, городская территория окружается мощной глинобитной стеной двадцатиметровой высоты и шириной
до 40 м в основании. Заново отстраивается дворец, поблизости от которого располагаются царские гробницы,
содержащие богатые приношения (в том числе привозные египетские вещи и художественные изделия из
слоновой кости).
В социальном плане Эбла представляла собой типичный город-государство с развитой административной
системой управления. Во главе государства стоял царь, возможно, осуществлявший также некоторые
сакральные обязанности. При нем имелись советники, ведавшие различными отраслями хозяйства, все сведения
о деятельности которых сосредоточивались в специальных архивах. Так, в одном архиве хранились документы,
содержащие перечни полей, учетные данные о продуктах земледелия и поставках скота. В другом архиве
сосредоточивались данные о распределении пищевых продуктов и тканей согласно определенным рационам —
в этом отношении государственное земледельческое хозяйство напоминало традиции Древнего Шумера.
Имеются в документах различные термины для обозначения подневольных работников, трудившихся в таких
хозяйствах, среди них упоминаются и собственно рабы. Вероятно, нередко это были военнопленные. Во всяком
случае среди найденных изображений имеется фигура пленника с завязанными за спиной руками — образ,
типичный для искусства городов-государств, непрерывно ведших захватнические войны.
Весьма интересна Эбла и в культурном плане. Развиваясь на основе местных традиций, восходящих еще к
поре ранних земледельцев, культура Эблы в период развития государства и классового общества широко
использовала уже готовые нормы и эталоны шумерской цивилизации. Имелись даже специальные шумеро-
эблаитские словари для облегчения понимания текстов, почти на 90 % состоящих из шумерских идеограмм.
Отчетливо проступают связи с Месопотамией в архитектуре и в мозаичных фризах, украшавших стены
дворцов.
Небольшие городки Палестины в III тысячелетии до н. э. обносятся стенами, укрепленными овальными или
прямоугольными башнями (Мегидцо, Иерусалим, Лахиш и др.). Крепостные стены, так же как и значительное
количество оружия, находимого при раскопках, свидетельствуют о напряженной обстановке в стране, куда уже
начинают совершать первые походы египетские фараоны. В городах наряду со святилищами появляются
резиденции местных правителей. В конце III — первой половине II тысячелетия до н. э. эти процессы получают
дальнейшее развитие. Крупнейший центр в долине Иордана — Хацор занимает
в это время площадь в 50 га. Дворцы увеличиваются в размерах, появляются монументальные храмы.
Разница в инвентаре погребений и в типах домов указывает на социальное неравенство, устанавливающееся в
обществе. Правда, с точки зрения высокоразвитого египетского общества палестинские центры выглядели
бедными и отсталыми.
Страны региона в конце III — первой половине II тысячелетия до н. э.
Ок. XXII в. до н. э., после падения аккадской державы, нагорье Джебель-Бишри близ Среднего Евфрата и
рубежи Сирии заняли новые семитские кочевники — сутии (до того жившие у южных границ Нижней
Месопотамии). Отныне именно на них переходит месопотамское обозначение «марту» или «амореев», и в науке
они известны, как правило, под этим последним наименованием. Во второй половине X X I в. до н. э. сутии-амо-
реи огнем и мечом проходят по всей Сирии-Палестине и плотно заселяют северную часть региона. С этого
момента начинается так называемый Среднебронзовый период истории Восточного Средиземноморья. Об
щества этого времени хорошо известны по среднеегипетским источникам («Повесть о Синухете», «Таблички
проклятий» и др.), рисующим наш регион как совокупность аморейских и ханаанейских племенных княжеств и
городов-государств, отличающихся в целом невысоким уровнем развития и преобладанием кочевников. Исклю
чение составляют города побережья, прежде всего Библ. Довольно скоро они, а вместе с ними и большая часть
Палестины подпадают под верховное владычество или влияние среднеегипетского государства. Библ даже
формально включался в состав Египетской державы, и его правители считались наместниками фараона.
В конце X IX в. до н. э. одна из племенных групп сирийских амореев сделала попытку создать крупное
государство, известное под названием Ямхад. Его основатель не имел даже постоянной резиденции, но
переписывался как равный с царем Мари и контролировал всю Северную и часть Южной Сирии вплоть до
рубежей южносирийского номового государства Катны — злейшего врага Ямхада. Второй правитель Ямхада,
современник и союзник Хаммурапи Вавилонского и Зимрилима из Мари,
принял царский титул и сделал своей столицей Халпу (Алеппо, совр. Халеб). Ямхад вел обширную
торговлю с Мари, снабжая это государство сельскохозяйственной продукцией (хлебом, оливковым маслом, ви
ноградным вином и медом), а также тканями и получая взамен олово.
В конце XVIII в. до н. э. через все Восточное Средиземноморье с севера на юг проходят племена хурритов,
широко расселяющиеся в это время по странам Плодородного Полумесяца. Особенно плотно хурриты заселили
Сирию и Южную Палестину. В ходе бурных потрясений, сопровождавших это передвижение, на Синае и в
Южной Палестине возникло так называемое гиксосское объединение, возглавляемое семитскими племенами
Синая — шасу (откуда само слово «гиксос», т. е. «князь-шасу»), по-видимому, тождественными амалекитам
Библии. У хурритов, живших рядом с этим объединением, а частично и вошедших в него, гиксосы
заимствовали искусство колесничного боя. В XVII в. до н. э., опираясь на свое колесничное войско, они без
труда завоевали Нижний Египет и утвердили свою столицу в Восточной Дельте. Главными центрами
собственно гиксосской державы были Аварис в Дельте и Газа и Шарухен в Южной Палестине, но зависимость
от гиксосских царей Авариса признавали другие гиксосские, египетские и кушитские княжества долины Нила
(вплоть до третьего порога), а также, по-видимому, племена и области Сирии-Палестины и прилегающих
районов Сирийской степи вплоть до Евфрата. На севере тем временем аморейский Ямхад сменился хурритским
«великим царством» Халпа, сфера влияния которого простирась вплоть до Тавра.__