Плюрализм в понимании и определении государства

Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем невозможно. Государство обладает набором признаков. Они проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности они позволяют определить государство - единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для исполнения законы, обладает суверенитетом. Понятие государства на разных исторических этапах его развития трактовалось по-разному. Аристотель - определял государство как сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон-государство-союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Коркунов-государство - общественный союз, представляющий собой самостоятельное признанное принудительное властвование над свободными людьми. Большинство мыслителей прошлого рассматривали государство с социологической точки зрения, но также предпринимались попытки дать ему и юридическое определение. Еллинек-государство-целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав. Гегель-государство-порождение особых духовных начал человеческого бытия. Маркс, Энгельс-государство-аппарат угнетения одного класса другим. Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство - чрезвычайно сложное исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества.

2.Сущность государства: понятие, методологические подходы к ее выявлению и исследованию.

Сущность государства - обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия. При рассмотрении сущности государства важно учитывать 2 аспекта:1)то, что любое государство-организация политической власти (формальная сторона);2)то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). Можно выделить 2 подходы к сущности государства:1)классовый - в рамках которого государство рассматривается как организация политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется как средство для обеспечения интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызвать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном снятии данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.2)общесоциальный - в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Наряду с этими основными можно выделить религиозный, расовый, национальный и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, расовые, национальные интересы будут доминировать в политике конкретного государства. Сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из названных начал.

Формационный подход

Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств: Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне; Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат; Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма.

Недостатки Формационного подхода

Не универсальная схема, не все государства попадают под эту схему, наша история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

Весьма схематичная и одномерная;

Недооцениваются духовные факторы (национальность, религия, культура и т. д.).

Наши рекомендации