Б) индустриализация страны.
Решение о переходе к индустриализации страны как главного звена в деле построения социализма было принято на XIVсъезде ВКП(б) (декабрь 1925г.). В партийных документах того времени были определены основные цели индустриализации: достижение экономической независимости страны, укрепление ее обороноспособности, создание новых отраслей промышленного производства (тракторостроение, автомобилестроение, станкостроение, химическая индустрия, авиастроение и др.), а также развитие традиционных отраслей (металлургии, машиностроения, топливной и сырьевой промышленности, электроэнергетики и др.), механизация сельского хозяйства, подъем материального и культурного уровня жизни народа. Главным звеном в индустриализации было первоочередное развитие тяжелой промышленности.
Решение этой судьбоносной для страны задачи натолкнулось на серьезное сопротивление со стороны части партийных руководителей (Троцкий, Зиновьев, Бухарин, Каменев и др.), которые выступили против намеченного партией курса. В ходе развернувшейся в течение второй половины 20-х годов идейной борьбы противники определенного партией курса потерпели поражение.
Серьезной проблемой являлось изыскание средств на индустриализацию. А средства нужны были огромные. На внешние займы и кредиты рассчитывать не приходилось. Их нам не давали. Ставка была сделана на внутренние ресурсы: трудовая активность трудящихся, жесточайшая экономия, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, использование доходов от реализации промышленных товаров, внутренней и внешней торговли, использование накоплений трудящихся, выпуск займов индустриализации и др.
Первые годы индустриализации характеризовались строительством таких гигантов как тракторный завод на Волге, Ростовский завод сельскохозяйственного машиностроения, Керченский металлургический завод, Балахнинский бумажный комбинат, Московский автозавод. Началось сооружение Туркестано-Сибирской железной дороги протяженностью около 500 км. В 1926-27 годах развернулась работа по подготовке к сооружению Магнитогорского, Кузнецкого и Криворожского металлургических заводов.
Так началась индустриализация страны.
Вопросы индустриализации нашли свое отражение в первом пятилетнем плане (1928-1932 гг.), утвержденном V Всесоюзным Съездом Советов (май 1929 г.).
Завершилось строительство первых тракторных заводов в Волгограде, Харькове и Челябинске, автомобильных в Москве и Горьком, комбайновых - в Запорожье и Саратове, сельскохозяйственных - в Ростове-на-Дону. Реконструировались старые заводы.
История еще не знала такого мощного промышленного строительства, таких темпов создания заводов, такого героизма миллионных масс, такой высокой производительности труда.
За годы 1 пятилетки неузнаваемо изменился облик страны, объем промышленной продукции вырос в 2 раза по сравнению с 1928 годом и в 3 раза по сравнению с 1913 годом. Особенно бурно развивалось машиностроение: в 4,5 раза по сравнению с 1928 годом и в 10 раз по сравнению с 1913 годом. Ежегодный прирост промышленной продукции составлял в среднем 22 процента. Таких темпов не знало ни одно государство в мире. Было построено 1500 новых крупных промышленных предприятий.
К концу 1932г. СССР вышел на второе место в мире по добыче нефти, выплавке чугуна, машиностроению, на третье место по производству электроэнергии и т.д.
Изменилось размещение промышленности. Появились новые индустриальные районы.
В стране была создана собственная база для завершения технической реконструкции народного хозяйства.
Большой вклад в дело индустриализации страны советский народ внес в годы второй пятилетки (1933-1937гг.). Было сооружено 4,5 тыс. новых крупных промышленных предприятий. В основном была завершена техническая реконструкция народного хозяйства. Выпуск валовой продукции промышленности превзошел довоенный уровень 1913 г. почти в 6 раз и уровень 1932 г. - более чем в 2 раза (США для такого роста потребовалось 40 лет (с 1890 г. по 1929 г.)). Продукция металлообработки и машиностроения превысила уровень 1913 г. более чем в 20 раз. За пятилетие производство чугуна и добыча угля выросли в 2 раза, а продукция химической промышленности утроилась. Улучшились качественные показатели промышленности. Энерговооруженность труда рабочего выросла в 2 раза. Это позволило повысить производительность труда на 63% вместо 32% по плану. Были сделаны шаги в сторону автоматизации производства. Был реконструирован транспорт.
Рост индустриальной мощи СССР продолжался и в годы третьей пятилетки (1938-1942 гг.). За 3,5 предвоенных года было введено в действие 3000 новых крупных промышленных предприятий. К середине 1941 года валовая продукция всей промышленности СССР достигла 86% уровня, намеченного на 1942 год. Производство средств производства в 1940 г. увеличилось на 52% по сравнению с 1937 годом, производительность труда повысилась на 33%