Общие права афганских подданных

Статья 9. Все лица, проживающие в Афганистане, считаются афганскими подданными без всякого различия религии и вероисповедания. Качество афганского подданного приобретается или утрачивается в соответствии с законом о подданстве.

Статья 11. Личная свобода обеспечивается против всяких посягательств; никто не может арестовываться или подвергаться наказаниям иначе, как в силу постановлений шариата и законов. Всякие виды рабства воспрещены в Афганистане; ни один мужчина и ни одна женщина не могут держать какое-либо другое лицо в качестве раба.

Статья 12. Афганские подданные могут свободно заниматься торговлей, промышленностью и сельским хозяйством в пределах, установленных законом.

Статья 13. Все афганские подданные равны перед священным шариатом и перед законами государства в своих правах и обязанностях по отношению к королевству.

Статья 14. Все афганские подданные допускаются в меру надобности к занятию должностей соответственно их способностям и квалификации.

Статья 15. В Афганистане недвижимая и движимая собственность каждого лица неприкосновенна. Если какая-либо собственность необходима государству в целях общественной пользы, в соответствии с предписаниями священного шариата и специально установленными по этому поводу законами, то эта собственность может быть отчуждена лишь после выплаты собственнику ее стоимости.

Статья 27. Палата Национального совета учреждается в соответствии с решением и волей Его Величества и с одобрения заседавшей в Кабуле Джирги (Всеафганский съезд.) 1309 года (1930 г.)).

Статья 28. Эта палата полностью составляется из тех лиц, которые принимают участие в хозяйственных и политических делах Афганистана, то есть являются представителями всего населения королевства.

Статья 29. Национальный совет состоит из представителей, избираемых кабульской и другими провинциями, областями и уездами; место собраний Совета - столица.

Статья 30. Число представителей в Национальном совете устанавливается положением о выборах.

Статья 31. Срок полномочий членов палаты для всех созывов устанавливается в три года.

Статья 32. Время работы и перерывов Национального совета устанавливается регламентом Совета. Если во время перерыва правительство считает необходимым издать законы, то эти законы принимаются правительством в качестве временных и вступают в силу по указу Падишаха. Если затем Национальный совет одобрит такой временный закон, то последний включается в число постоянных законов; в противном случае он может быть изменен или отклонен Национальным советом.

Статья 41. Все законы и постановления, установление и существование которых необходимо для укрепления власти и для упорядочения дел королевства, представляются на утверждение палаты Национального совета.

Статья 42. Разрешение финансовых вопросов, отклонение или принятие налогов и поступлений, а также новые исходящие от правительства финансовые предложения подлежат одобрению палаты.

Статья 43. Рассмотрение и утверждение бюджета королевства, после того как он подготовлен и представлен министром финансов, входит в круг обязанностей Национального совета.

Статья 44. Издание новых законов или изменение или отмена действующих законов производится с одобрения Национального совета независимо от того, исходит ли заявление о необходимости таких мер от палаты или от министров.

Статья 45. Предоставление концессий и образование акционерных компаний и товариществ всякого рода и всякого назначения подлежат одобрению Национального совета.

Статья 47. Правительственные займы, как внутренние, так и внешние, с каким бы назначением или под каким бы наименованием они ни заключались, должны доводиться до сведения палаты Национального совета и подлежат ее одобрению.

Статья 48. Строительство железных дорог и шоссейных Дорог на государственные средства или на средства компаний или товариществ, афганских или иностранных, подлежит одобрению палаты Национального совета.

Статья 67. Палата нотаблей составляется из опытных и прозорливых людей, лично выбранных и назначенных Падишахом. Место собраний палаты - Кабул.

Статья 68. Принятие законов производится обеими палатами - Национальным советом и палатой нотаблей. Предложения, исходящие от министров, вносятся в эту палату и по рассмотрении, изучении и одобрении большинством голосов передаются в палату Национального совета для их одобрения. В свою очередь предложения, одобренные Национальным советом, передаются на рассмотрение и одобрение палаты нотаблей.

Статья 70. Если решение, принятое палатой нотаблей и переданное в палату Национального совета, отклоняется последней, то в тех случаях, когда вопрос является особо важным, составляется особое собрание из определенного числа членов, избираемых в равном числе обеими палатами. Это собрание должно состоять не менее чем из 20 лиц. Избранное таким образом собрание изучает и рассматривает спорный вопрос и представляет свое заключение в палату Национального совета. Если последняя не согласна с заключением составленного таким образом собрания, то вопрос докладывается Его Величеству на его высочайшее усмотрение,

«Конституции государств Ближнего и Среднего Востока», М., 1956, стр. 13 - 20, 23.

ИРАН

Наши рекомендации