Инвестиции британского империализма в бирме. 1938 год

Накануне второй мировой войны Бирма находилась не только в политической, но и сильной экономической зависимости от Британии.

Прямые капиталовложения английских монополий в 1938 году составляли 42,7 млн. фунтов ст. Их сумма в нефтедобыче и переработке нефти равнялась 16 млн. фунтов ст., в добыче руд - 15 млн. фунтов ст., в лесоразработках и рисоочистке - 3,5 млн. фунтов ст., в каучуконосных, чайных и других плантациях - 1,2 млн. фунтов ст., в транспорте - 6 млн. фунтов ст., в банках, торговле и обрабатывающей промышленности - 5,5 млн. фунтов ст. Между 1918 и 1939 годом британские инвестиции в Бирме утроились.

Н. G. Callis, Foreign Capital in Southeast Asia, New York, 1942, p. 94.

ЧИСЛЕННОСТЬ ПРОЛЕТАРИАТА В БИРМЕ НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

На 1088 цензовых (Предприятия с механическим двигателем и с числом рабочих не менее 20 человек.- Ред.) предприятиях Бирмы в 1936 году работало около 90 тыс. рабочих. Две трети этих предприятий являлись рисоочистительными заводами, на которых было занято до 50% всех занятых в промышленности рабочих. На рудниках и нефтепромыслах работало до 40 тыс. рабочих.

Общее число рабочих в крупной и мелкой промышленности составляло 350 тыс. человек.

«Annual Report on the Working of the Factories Act for the Year 1936», Rangoon, 1937, p. 1; U Ba Swe, Workers Struggle in Burma, Rangoon, 1952, p. 1.

ИНДОНЕЗИЯ

ИЗ СТАТЬИ В. И. ЛЕНИНА «ПРОБУЖДЕНИЕ АЗИИ»

Интересно, что революционно-демократическое движение охватило теперь и голландскую Индию, остров Яву и другие колонии Голландии, имеющие населения до 40 миллионов человек.

Носителями этого демократического движения являются, во-первых, народные массы на Яве, среди которых пробудилось националистическое движение под знаменем ислама. Во-вторых, капитализм создал местную интеллигенцию из акклиматизировавшихся европейцев, которые стоят за независимость голландской Индии. В-третьих, довольно значительное китайское население на Яве и других островах перенесло революционное движение со своей родины.

Голландский марксист Ван Равестейн, описывая это пробуждение голландской Индии, указывает, что исконный деспотизм и произвол голландского правительства встречают теперь решительный отпор и протест среди масс туземного населения. Начинаются обычные явления предреволюционного периода: возникают с поразительной быстротой союзы и партии. Правительство запрещает их, вызывая тем еще большее озлобление и новый рост движения. Так, голландское правительство недавно распустило «индийскую партию» за то, что в уставе и программе ее говорилось о стремлении к независимости. Голландские «держиморды» (кстати сказать, одобряемые и клерикалами и либералами: сгнил европейский либерализм!) увидели в этом преступное стремление отделиться от Голландии! Распущенная партия, конечно, воскресла под другим названием.

На Яве возник национальный союз туземцев, имеющий уже 80 000 членов и организующий массовые митинги. Рост демократического движения неудержим.

Мировой капитализм и русское движение 1905 года окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое, населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию.

В. И. Ленин, Соч., т. 19, стр. 65 - 66.

ОБРАЗОВАНИЕ НАРОДНОГО СОВЕТА (ФОЛЬКСРААДА) В ИНДОНЕЗИИ. 1918 год

(извлечение)

Под влиянием усилившегося национально-освободительного движения в Индонезии голландские колонизаторы были вынуждены пойти на некоторые уступки, и в 1918 г. был образован так называемый Народный совет (Фольксраад), имевший совещательные функции. В Народный совет входили наряду с голландцами и богатые индонезийцы.

В 1918 году центральное правительство в Батавии создало так называемый Народный совет, или Фольксраад. Из 60 его членов 30 были индонезийцами, 25 голландцами и 5 представляли «другие азиатские народы», обычно китайцев или арабов... Голландские резиденты получили представительство, совершенно не соответствующее их численности. 38 членов Фольксраада избирались косвенно различными местными органами, а остальные назначались генерал-губернатором. Создание Фольксраада было представлено общественному мнению как громадное достижение в области самоуправления. По существу же это было просто некое дискуссионное общество, не имевшее никакой власти издавать законы или в какой-то мере контролировать финансы страны.

Кумар Гошал, Народ в колониях, М., 1949, стр. 170.

Наши рекомендации