Бирманские буржуазные националисты об отделении бирмы от индии. 1935 год
(извлечение)
Бирманские буржуазные идеологи расценивают отделение Бирмы от Индии, проведенное английскими колонизаторами в 1935 г. как важный этап в истории Бирмы. Однако отделение Бирмы от Индии нисколько не облегчало положения Бирмы как английской колонии и бирманскому народу потребовалась длительная и упорная борьба, чтобы добиться политической независимости своей страны.
Рост политического сознания в Бирме сопровождался требованием об отделении страны от Индии. Бирманцы отличаются от индийцев происхождением, религией и культурой. Еще более различны экономические интересы обеих стран. Бирма не имела никаких выгод от индийских протекционистских тарифов на ткани, чугун, сталь и т. д. Отделение Бирмы от Индии было рекомендовано индийской комиссией, работавшей над вопросом о государственном устройстве Индии. В результате конституционной реформы 1935 года Бирма стала отдельной политической единицей, располагавшей своей конституцией и являвшейся частью империи, предусмотренной Актом о правительстве Бирмы 1935 года, вошедшего в силу в апреле 1937 года.
По этой конституции законодательная власть принадлежала его величеству (английскому королю), представленному губернатором, а также двум палатам: сенату и палате представителей. Сенат, или верхняя палата, состоял из 36 членов, половину которых избирала палата представителей, а другая половина назначалась губернатором. Председатель сената избирался сенаторами и имел титул Президента. Палата представителей в составе 132 членов избиралась в избирательных округах. Председатель палаты избирался ее членами и носил титул спикера.
Законом предусматривалось также назначение Совета министров в целях помощи и советов губернатору по всем вопросам, кроме тех, которые должны были решаться «по его усмотрению». Основными из этих заранее оговоренных вопросов были оборона страны, внешние сношения, контроль над финансовой политикой, отношения с небольшими княжествами кареннов и управление определенными районами («Особыми территориями», перечисленными в части 12-го приложения к Закону) в горных районах на востоке, севере и западе Бирмы, населенных не бирманскими народами. Для оказания помощи по осуществлению функций, предоставленных на усмотрение губернатора, он мог назначить советников числом не более трех.
Губернатор, обладая особыми правами в определенных случаях, в этих случаях обязан был действовать согласно своим собственным решениям. Специальные права предоставлялись ему главным образом в целях предотвращения каких-либо серьезных угроз миру или спокойствию в целях защиты финансовой стабильности и кредита правительства Бирмы, в целях защиты законных прав меньшинств, прав и законных преимуществ государственных чиновников, в целях предотвращения дискриминации импорта из Соединенного Королевства и Индии и дискриминации британских подданных из Соединенного Королевства и индийцев в определенных вопросах, изложенных в части 5 Закона.
Инструкции, данные губернатору, требовали, чтобы он руководствовался советами своих министров в вопросах, которые находятся вне функций, предоставленных на его усмотрение, и которые не требуют каких-либо специальных мер; статья 139 Закона давала губернатору право принимать на себя полную исполнительную и законодательную власть на случай возникновения ситуации, при которой Правительство не могло продолжать действовать в соответствии с положениями Закона.
Управление «Особыми территориями по списку» (предоставленное на усмотрение губернатора) в шанских княжествах осуществлялось на основе косвенного управления через князей, а в пограничных районах при посредстве функционировавших местных правительств, отличавшихся друг от друга в различных местностях.
Большая часть шанских княжеств объединилась в «федерацию» ради определенной общей цели; федерация имела свой государственный бюджет и в финансовом отношении была независима; другие особые территории финансировались за счет государственных финансов Бирмы, как целого.
Согласно Конституции, вошедшей в силу с 1937 года и до японского вторжения, Бирма уже тогда в значительной степени была самоуправляемым государством, а бирманские министры несли ответственность, не уступавшую не только ответственности, возлагавшейся на министров автономных провинций Индии, но и, говоря вообще, равнозначную тем, более широким функциям, которые выполнялись бы министрами Федерального правительства Индии в силу части II Закона о правительстве Индии 1935 года, если бы Индийская Федерация существовала на деле.
Бирманские министры, несмотря на частую смену кабинетов и отдельных министров, успешно осуществляли свои обязанности без всяких перерывов или помех, как то имело место в Индии.
Совершенно ясно, что было налицо искреннее и серьезное желание выработать Конституцию и использовать ее для улучшения положения народа.
На протяжении 5 лет - с 1937 по 1942 год - был проведен ряд мероприятий, в том числе выработан ряд аграрных законов, соответствующие министерства проявили немалый интерес к делу развития образования, к созданию госпиталей и других видов служб, имеющих общенациональное значение, в то же время признавая необходимость образования финансовых резервов и устранения излишеств, которые влияли на темпы развития.
Управление финансами страны осуществлялось нормально, и через пять лет после отделения Бирмы от Индии общее финансовое положение Бирмы заметно улучшилось.
«Burma's Fight for Freedom», Rangoon, 1952, стр. 29 - 30.