Признаки функций государства
1. В функциях проявляется динамичная суть государства.
2. Функция государства – основное, главное направление его деятельности. Это необходимая, устойчивая предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.
3. В функциях выражается сущность государства, его многосторонние связи с обществом. Их содержание учитывает классовые, групповые, корпоративные, национальные и частные интересы членов общества.
4. Выполняя свои функции, государство решает задачи по управлению общественными делами, осуществляет разностороннюю практическую деятельность внутри страны и на международной арене.
5. Функции государства — понятия управленческие. В них конкретизируются задачи и цели государственного управления.
6. Реализуются функции государства в определенных формах и с использованием разнообразных методов государственной деятельности.
7. Функции государства по своей сути объективны. Они, по общему правилу, обусловливаются жизненными потребностями общества, которые и задают основные направления внутренней и внешней деятельности государства.
8. Функции государства подвижны и изменчивы, их возникновение и изменение зависит от решаемых задач. Задача — это то, что требует разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на такое решение. Полное выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых задач — к возникновению других функций.
9. Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект — определенная общественная сфера (экономика, культура, экология и др.), на которую направлено государственное воздействие. Содержание функций показывает, что делает государство в данной сфере, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.
10. Функции государства следует отличать от функций его отдельных органов. Последние раскрывают социально-целевое назначение каждого конкретного государственного органа, который через функции реализует свою компетенцию. Функции государства выполняются всеми или многими органами. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность всех государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.
Классификация функций:
1) попричинам возникновения:
а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);
б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом («функции общих дел» — экономическая, экологическая и др.).
2) по направленности
а) внутренние - направлены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество
i) организационные (регулятивные)
ii) охранительные функции
б) внешние - на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими (зарубежными) государствами и мировым сообществом в целом.
3) По сферам общественной жизни:
а) Экономическая – обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в т.ч. посредством охраны, организации, внешнеэкономических связей,,
б) Политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия,
в) Социальная – охрана прав и свобод, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей,
г) Идеологическая – поддержание в государстве определенной религиозной идеологии, организация образования, поддержание культуры,
д) Экологическая – охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
4) по времени действия
а) постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования (охрана правопорядка, существующих форм собственности)
б) временные (появление новой — информационной — функции).
5) По значимости
а) основные
б) неосновные.
6) по причинам возникновения
а) вытекающие из классовых противоречий
б) вытекающие из потребностей общества
Формы осуществления функций – однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по выполнению функций государства.
Классификация форм реализации функций государства:
1) Правовая - отражается связь права и государства, обязанность последнего действовать на основе норм права и в рамках закона
а) Правотворческая деятельность — это подготовка и издание законов и других нормативно-правовых актов, образующих нормативно-правовую основу деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению функций государства.
б) Правоисполнительная деятельность — это деятельность государства, направленная на исполнение законов и других нормативно-правовых актов государства.
в) Правоохранительная деятельность — властная оперативная и правоприменительная работа государственных органов и должностных лиц по охране правопорядка, прав и свобод граждан:
i) Правосудие осуществляется только судом.
ii) Контрольная деятельность осуществляется в форме инспектирования, проверки соответствия деятельности органов государства, должностных лиц, принимаемых ими решений, правовых актов конституции, законам, нормативным актам других вышестоящих органов.
2) Неправовая:
а) организационно-подготовительная работа,
б) организационно-техническая деятельность,
в) кадровая деятельность.
Методы осуществления функций государства - зависят от вида функций, государственных органов, которые их осуществляют:
· для выполнения функции обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка используются методы дозволения, требования, запрета, убеждения и принуждения.
· выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения,
· для реализации экономической функции необходимы экономические методы — прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.
13. Механизм (аппарат) государства: понятие, признаки, структура.
Механизм (аппарат) государства - это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.