Воззвание «в защиту октябрьской революции» (югославия). 2 августа 1918 года

Воззвание «В защиту Октябрьской революции» было написано депутатом Сербского парламента (скупщины) от социал-демократической партии, известным ветераном рабочего и социалистического движения Сербии и Югославии Тришей Кацлеровичем и вместе с воззванием Советского правительства «К пролетариату всего мира» было тогда же опубликовано в Женеве в виде специальной брошюры.

Эта несчастная война сделала до сих пор одно хорошее и великое дело: русскую революцию. Окончательная победа этой революции означала бы не только коренное демократическое и социальное преобразование России, но и начало такого преобразования для всей Европы. И не только пролетариат и родственные ему широкие народные массы, но и все порабощенные народы с победой русской революции и социалистической республики получат свое освобождение...

Рассматривая русскую революцию как общее, совместное достояние всего человечества, я считаю, что моральная обязанность любого демократа состоит в том, чтобы трудиться над сохранением этого великого достояния. Из этого соображения я и призываю Народную скупщину и правительство Сербии, находящееся в лагере антантовской политики, немедленно предпринять необходимые шаги перед правительствами держав Антанты, чтобы они прекратили всякое вмешательство в дела русской революции и республики и покинули ее территорию. Таким образом, республика получит больше сил и возможностей преградить путь агрессии Центральных держав, а также и успешно подавить внутреннюю контрреволюцию. Если уж государства Антанты не чувствуют себя обязанными из благодарности по отношению к русскому народу, который в войне, находясь на их стороне, пролил море крови, оказать ему моральную и материальную поддержку в этой великой героической и святой борьбе, которую он ведет в настоящее время за освобождение свое и всего человечества, то они по крайней мере не должны мешать ему в его возрождении и пытаться снова втянуть его в ужасы войны.

Когда я призываю Народную скупщину и правительство Сербии сделать этот шаг, то я имею в виду еще и следующие соображения. Сербский народ, как народ демократический, который собственными силами также с помощью революции освободился от врагов (Автор имеет в виду сербское национально-освободительное движение в начале XIX в.), может желать только победы русской революции, но ни в коем случае не ее гибели. Он бы изменил своим демократическим традициям, если бы вступил во фронт, враждебный русской революции. В своей борьбе за освобождение и объединение сербский народ может опираться только на демократию, а отнюдь не на противников демократии. С победой русской революции, как предтечи неизбежной всеобщей пролетарской революции, только и может сербский народ достигнуть своего полного освобождения, а отнюдь не с помощью капиталистических и империалистических реакционных клик, для которых свобода и благосостояние малых и угнетенных народов является пятой спицей в колеснице. Русская революция своими делами доказала, какое значение она придает претворению в жизнь великого принципа самоопределения народов. Сербский народ совершил бы смертельный грех, если бы солидаризировался с врагами русской революции, тем самым он лишился бы всех симпатий самой демократической и самой могущественной мировой организации - интернационального мирового пролетариата, который в конечном счете держит в своих руках судьбу и народов, и человечества...

Выражая все свои симпатии победе великого дела первой пролетарской революции, я обращаюсь с самым пламенным призывом ко всем социалистическим партиям воюющих стран оказать максимальное давление на свои правительства, дабы они не только не вмешивались в дела русской революции, но и как можно скорее положили конец этому безумному кровопролитию и заключили мир, которого так страстно ожидают все народы. Для европейского пролетариата было бы страшным позором, если бы он не предпринял всех мер в парламентах и вне их для защиты русской революции и для скорейшего заключения мира.

Да здравствует русская революция и Социалистическая республика!

Да здравствует мир между народами!

Триша Кацлерович, Цимервалдска конференциjа, Београд, 1951, стр. 31 - 35.

ЛИСТОВКА «ТОВАРИЩ В ВОЕННОЙ ФОРМЕ!» (НОРВЕГИЯ). 1918 год

Листовка, выпущенная революционными рабочими Норвегии, левой группой НРП (Норвежская рабочая партия) в 1918 г., является ярким документом антимилитаристской деятельности левой группы НРП, развернутой под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. Она свидетельствует о большом значении, которое придавали норвежские Советы революционной работе среди солдатских масс.

Товарищ в военной форме!

Думал ли ты о том положении, которое ты занимаешь как солдат?

Ты, как солдат, являешься частицей того средства принуждения - армии, - на котором капиталистическое общество строит свою власть. Именно молодежь из рабочих, крестьян и рыбаков составляет большинство в армии и флоте. Именно трудящаяся молодежь составляет ядро армии.

Какие задачи стоят перед армией?

Важнейшей ее задачей в настоящих общественных условиях является не защита от внешних врагов, а подавление борьбы трудящихся за экономические свободы внутри страны.

В борьбе между трудом и капиталом, между высшими и низшими классами нынешняя власть имущих полагается на мощный фактор силы, который представляет армия. Именно в борьбе между беднотой и капиталистами выставлены военные силы, как крупный козырь. Другими словами, они будут использовать рабочую, крестьянскую и рыбацкую молодежь в военных мундирах для подавления требований трудящихся.

Роль вооруженных сил, как классового оружия, никогда не выступала так ясно, как именно в настоящее время. И не только в крупных капиталистических странах мира, но также и в нашей стране. Где поднимется рабочий народ, туда будут посланы солдаты, чтобы в крови подавить выступление и обеспечить дальнейшее существование капиталистической эксплуатации.

Позволишь ли ты использовать себя в качестве палача рабочего класса?

Позволишь ли ты безвольно и необдуманно использовать себя против рабочего класса, против самого себя и своего собственного будущего?

Будешь ли предателем и палачом своего собственного класса?

Мы верим тебе, товарищ, что ты не сделаешь этого.

Tы несмотря на военную форму, думай, чувствуй и действуй так, как если бы ты стоял в своей рабочей одежде.

Ты не позволишь использовать себя против трудящихся в общественной борьбе. Ты, если будет необходимо, встанешь на сторону народа в борьбе за свободу и права.

Товарищ!

Подумай о том положении, которое ты занимаешь, как солдат.

Ознакомься с вопросами, вокруг которых идет борьба в обществе в настоящее время.

Ты стоишь сейчас на распутье: перед тобой выбор - за или против рабочего класса, за или против социализма. Что выберешь ты, товарищ?

«Den rоde ungdom i kamp og seger»,

Christiania, 1923, Sid. 337.

Наши рекомендации