Защита окружающей среды от радиоактивного заражения
Наиболее тяжким и пагубным по своим последствиям является загрязнение природы радиоактивными веществами. Особенно опасными являются испытания и возможное применение ядерного оружия как по масштабам воздействия на природу, так и по трудностям восстановления природы, подвергшейся заражению радиоактивными веществами.
Наземный ядерный взрыв произведет значительные нарушения геосферы, биосферы и атмосферы. По мнению зарубежных ученых, ядерный взрыв мощностью около 1 мгт уничтожит всех позвоночных животных на площади 30 тыс. га. Взрыв нейтронной бомбы мощностью 1 клт приведет к быстрой гибели людей на площади 270 га, млекопитающих и птиц - на 490 га, земноводных и пресмыкающих - на 390 га, насекомых - на 100 га, микроорганизмов и бактерий - на 40 га и уничтожит хвойные леса на площади 310 га и т.д.*
* См.: Вавилов A.M. Экологические последствия гонки вооружений. М., 1984. С. 69.
Принцип 24 Декларации РИО-92 гласит: война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивая защиту окружающей среды при возникновении вооруженных конфликтов, и сотрудничать при необходимости в деле его дальнейшего развития.
Полное и глобальное запрещение ядерного, радиологического и нейтронного оружия помогло бы решить проблему защиты окружающей среды от опасного для всего человечества радиоактивного заражения. В этом направлении сделаны первые шаги - запрещено испытание ядерного оружия в трех средах (1963 г.), его распространение (1968 г.), размещение ядерного оружия на дне морей и океанов (1971 г.), в Антарктике (1959 г.) и космосе (1967 г.), созданы безъядерные зоны в Африке, Антарктике, в Латинской Америке, южной части Тихого океана и других регионах.
Использование атомной энергии в мирных целях может нанести также огромный вред окружающей среде, если государства не будут принимать эффективные меры по обезвреживанию продуктов такого производства, а также по охране ядерного материала от незаконного захвата (в том числе и при перевозке его) и использования. В 1980 г. была принята Конвенция о физической защите ядерного материала (см. гл. XXI).
Согласно Международной конвенции об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. и Конвенции о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971 г. оператор ядерной установки несет исключительную ответственность за ущерб, причиненный ядерной аварией, в том числе происшедшей во время морской перевозки ядерных материалов.
На XXXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1980 г. по инициативе Советского Союза была принята резолюция "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений". В этой резолюции подчеркивается взаимосвязь и взаимозависимость решения проблем прекращения гонки вооружений и охраны окружающей среды. В резолюции сказано, что достижение договоренностей между государствами о прекращении гонки вооружений, в том числе испытаний ядерного, нейтронного и радиологического оружия, а также химических отравляющих веществ не только привело бы к оздоровлению окружающей среды, но и высвободило бы огромные материальные ресурсы для осуществления международных и национальных программ по охране окружающей среды как в отдельных регионах мира, так и в глобальном масштабе.
В сентябре 1997 г. открыта для подписания Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами.
Конвенция ориентирует государства-участников на достижение и поддержание высокого уровня безопасности обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами путем укрепления национальных мер и международного сотрудничества в области безопасности.
Россия подписала эту конвенцию 27 января 1999 г.
ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА
Охрана диких животных.С момента зарождения жизни исчезновение видов животного мира было и остается непреложным фактом. Из полумиллиарда видов к настоящему времени осталось несколько миллионов. Если в прошлом процесс исчезновения происходил в результате естественных причин, то сегодня основной его движущей силой является деятельность человека. Под международной охраной находятся киты, тюлени, моржи, белые медведи, дельфины и многие другие виды животного мира.
Международные договоры по охране животного мира можно объединить в две группы: договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом, и договоры, охраняющие одну популяцию (вид, семейство и т.д.).
К первой группе договоров относится Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 г. Сохранение природной фауны и флоры в некоторых частях мира, особенно в Африке, осуществляется путем создания национальных парков и заповедников, регулирования охоты и коллекционирования отдельных видов. Участники Конвенции создают национальные парки и природные заповедники на своей территории (ст. 3) и контролируют все населенные пункты в них (ст. 4). Конвенция поощряет "одомашнивание" экологически ценных диких животных (ст. 7). Конвенция призывает установить контроль над торговлей, охотничьими трофеями и производством изделий из них (ст. 9). Запрещаются некоторые методы охоты, например, применение ядов, взрывчатых веществ, ослепляющего света, сетей, ям, силков и т.д.
Примерно такие же методы охраны животного мира предусмотрены в Конвенции об охране природы и сохранении животного мира в Западном полушарии 1940 г. Целью этой Конвенции является охрана всех видов и родов коренной американской фауны и флоры от исчезновения, а также районов, исключительных по своей живописности, геологическим образованиям или представляющих эстетическую, историческую или научную ценность.
Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г. заключена с целью защиты животных, мигрирующих через национальные границы или вне этих границ. Конвенция содержит перечень исчезающих видов животных и мигрирующих видов, которые являются предметом соглашений государств (более 300 видов). Целью каждого такого соглашения является восстановление или обеспечение благоприятного статуса сохранности конкретного мигрирующего вида. В ст. V Конвенции 1979 г. определено примерное содержание такого соглашения. Контроль за выполнением данной Конвенции осуществляет Конференция сторон.
Эффективной мерой охраны диких животных является международно-правовая регламентация их транспортировки и продажи. В этих целях 3 марта 1973 г. заключена Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Конвенция 1973 г. содержит три приложения. В приложении I включены все виды, находящиеся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает или может оказать на их существование неблагоприятное влияние. Торговля образцами этих видов должна особенно строго регулироваться, с тем чтобы не ставить далее под угрозу их выживание, и должна быть разрешена только в исключительных случаях. Приложение II включает все виды, которые в данное время хотя и не обязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля образцами таких видов не будет строго регулироваться в целях недопущения такого использования, которое несовместимо с их выживанием. Это приложение включает также другие виды диких животных, которые должны подлежать регулированию для того, чтобы над торговлей образцами некоторых видов мог быть установлен эффективный контроль. В приложении III включены все виды, которые по определению любого государства - участника Конвенции 1973 г. подлежат регулированию в пределах ее юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и в отношении которых необходимо сотрудничество других сторон и контроль за торговлей. Статьи III-V этой Конвенции подробно регулируют торговлю образцами видов, включенных в приложения I, II и III.
Ко второй группе договоров относятся Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г. и многие другие.
Международная конвенция по регулированию китобойного промысла предусматривает охрану всех видов китов от истребления и сохранение для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой запасы китов. Международная китобойная комиссия (МКК) ежегодно утверждает приложение к Конвенции 1946 г., в котором определяются охраняемые и неохраняемые виды китов, а также устанавливают открытые и закрытые сезоны и районы промысла; размеры китов каждого вида, разрешенных к убою; типы орудий промысла; способы измерения и учета количества убитых китов.
С 1985 г. установлен мораторий на добычу всех видов китов (кроме мелких китов - малых полосатиков) для стран, ведущих экспедиционный промысел с помощью флотилий, а с 1986 г. - с береговых китобойных станций. С 1980 г. действует решение МКК о создании в открытой части Индийского океана к северу от 55° ю.ш. китового заповедника.
В 1979 г. ряд государств Латинской Америки подписали Конвенцию об охране и рациональном использовании ламы-витони. Согласно ст. 2 запрещаются охота на этот вид лам и незаконная торговля ими. Запрещается также экспорт фертильной спермы и другого полового материала ламы-витони (за исключением экспорта в страны-участницы для научных исследований и/или восстановления популяций). Конвенция 1979 г. обязывает государства создавать национальные парки, заповедники и прочие охраняемые районы в целях охраны и восстановления популяций ламы-витони. Для контроля за выполнением требований этой Конвенции образована Техническая административная комиссия.
Соглашение о сохранении белых медведей запрещает добычу белых медведей, за исключением следующих случаев: а) для подлинно научных целей; б) в целях сохранения; в) для предотвращения серьезного нарушения рационального использования других живых ресурсов; г) местным населением с использованием традиционных методов охоты; д) там, где белые медведи добываются или могут добываться традиционными средствами гражданами государства - участника Соглашения 1973 г. Шкуры и другие ценные предметы, полученные в результате добычи в соответствии с пп. "б" и "в", не могут быть использованы в коммерческих целях. Статья IV Соглашения 1973 г. запрещает использование для добычи белых медведей самолетов и крупных моторных судов. Государства-участники запрещают экспорт, импорт и доставку на свою территорию, а также торговлю в пределах своей территории белых медведей или любой их части, или полученной из них продукции, добытых в нарушение Соглашения 1973 г.
Охрана диких птицосуществляется с помощью универсальных и региональных международно-правовых норм. Одним из первых международных договоров в этой области явилась Международная конвенция об охране птиц 1950 г. Конвенция взяла под охрану (по крайней мере, на период размножения) все виды птиц и, кроме того, перелетных птиц во время пролета к местам гнездования, особенно в марте - июле. В течение всего года под охраной находятся те виды птиц, которым грозит вымирание или которые представляют научный интерес. Согласно ст. 3 запрещается ввозить, вывозить, перевозить, продавать, выставлять на продажу, покупать, дарить или содержать в неволе в течение периода охраны данного вида любую птицу или даже любую часть птицы живой или мертвой, отстреленной или отловленной в нарушение закона. Конвенция 1950 г. запрещает в течение периода охраны определенного вида, особенно в период размножения, снимать или уничтожать гнезда, строящиеся или уже используемые; брать или повреждать, перевозить, ввозить и вывозить, продавать, выставлять на продажу, покупать, уничтожать яйца или даже их скорлупу, а также выводки птенцов, живущих в условиях естественной свободы. Государства-участники обязаны отразить в своем законодательстве положения, запрещающие или ставящие под контроль применение силков, птичьего клея, ловушек, крючков, сетей, отравленных приманок или дурманящих средств, садков сетевых для уток; зеркал; рыболовных сетей и т.д. Государства-участники создают заповедники для разведения птиц.
Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц 1971 г. преследует цель приостановить постепенное наступление на водно-болотные угодья и их уничтожение в настоящее время и в будущем. Государства-участники определяют по меньшей мере одно национальное водно-болотное угодье для включения в перечень водно-болотных угодий международного значения (ст. 2). Государства учитывают свою международную ответственность за охрану, управление и рациональное использование популяций мигрирующих диких птиц. Одним из средств защиты птиц является создание природных заповедников на водно-болотных угодьях.
Принцип охраны птиц через среду обитания закреплен также в Соглашениях между СССР и Японией 1993 г. и СССР и США 1976 г.
ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
По мере уничтожения растительного мира снижается качество жизни миллионов людей. Более того, в результате разрушения растительности, которая служила людям в качестве источника энергии для бытовых нужд и многих других благ, поставлено под угрозу само существование человечества. Например, если уничтожение тропических лесов будет продолжаться такими же темпами, как сейчас, то к 2000 г. будет уничтожено не менее 225 млн. га. Если разрушение влажно-тропических лесов не будет приостановлено, то от 10 до 20% животной и растительной жизни нашей планеты будет уничтожено.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. одобрила Принципы для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов. Этот документ впервые признал важную роль нетропических лесов в поддержании глобального баланса поглощения углерода и выделения кислорода. В Принципах речь идет о всех видах лесов: естественных и культивируемых, во всех географических регионах и климатических зонах, включая леса среднего пояса. Основная цель Принципов - содействие рациональному использованию, сохранению и освоению лесов и реализации их многоцелевых и взаимодополняющих функций и видов использования. Они отражают впервые достигнутый глобальный консенсус по вопросу лесов.
Согласно Принципа 10 устойчивое и рациональное использование лесных ресурсов необходимо осуществлять в соответствии с политикой и приоритетами в области национального развития, на основе экологически рациональных руководящих принципов следует надлежащим образом и в случае необходимости учитывать соответствующие методологии и критерии, согласованные на международном уровне.
Принцип 1 призывает принять надлежащие меры по защите лесов от вредного воздействия загрязнения, включая загрязнение с воздуха, пожаров, насекомых, вредителей и заболеваний, с тем чтобы в полной мере сохранить их многоплановую ценность.
Целью Международного соглашения по тропической древесине 1983 г. является создание эффективной основы для сотрудничества и консультаций между производителями и потребителями тропической древесины, содействие расширению и диверсификации международной торговли тропической древесины, поощрение и поддержание исследований и разработок с целью рационального использования лесов и освоения запасов древесины, а также поощрение разработки национальной политики, направленной на долговременное использование и сохранение тропических лесов и их генетических ресурсов, на поддержание экологического баланса в соответствующих регионах. Статья 3 Соглашения 1983 г. предусматривает создание Международной организации по тропической древесине.
В настоящее время имеется ряд международных договоров об охране растительного мира. Отметим некоторые из них.
Конвенция о создании Европейской и Средиземноморской организации по защите растений 1951/55 гг. уполномочивает эту Организацию давать советы правительствам-членам по предотвращению завоза и распространения вредителей и болезней растений и растительных продуктов.
Согласно Международной конвенции по защите растений 1951 г. каждый участник создает официальную организацию по охране растений в целях: а) инспекции культивируемых площадей и партий растений в международной торговле на наличие или появление вредителей или заболеваний растений; б) выдачи удостоверений о фитосанитарном состоянии и происхождении растений и растительных продуктов; в) проведения исследований в области охраны растений. Участники Конвенции 1951 г. осуществляют строгий контроль над импортом и экспортом растений и растительных продуктов, применяя, когда это необходимо, запреты, инспекции и уничтожение поставок (ст. 6).
Соглашение о сотрудничестве в применении карантина растений и их охране от вредителей и болезней 1959 г. уполномочивает его участников принимать необходимые меры против вредителей, сорняков и заболеваний. Они обмениваются информацией о вредителях и заболеваниях растений и борьбе с ними. Государства сотрудничают в применении единообразных фитосанитарных положений об импорте и экспорте растительных материалов из одной страны в другую.
Значительный вклад в сотрудничество государств по защите растительного мира вносит Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г.