Февральской буржуазно-демократической
Глава 11
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД
ФЕВРАЛЬСКОЙ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ (ФЕВРАЛЬ - ОКТЯБРЬ 1917г.)
§ I. Февральская революция 1917 г.
Февральская (1917 г.) революция была вызвана целой совокупностью противоречий, среди которых следует выделить противоречие между общественно-политическим строем и насущными потребностями страны.
Первопричинами революции явились социально-экономические противоречия, а также нерешенные аграрный, рабочий, национальный вопро-сы, незавершенность капиталистической индустриализации, диспропорции между промышленным и сельскохозяйственным развитием, резкое классовое размежевание, недовольство монархическо-сословным устройством государства. Эти причины уже приводили Россию в 1905 г. к революции, однако в 1917 г. острота противоречий достигла критической точки.
Ускорителем революции стала Первая мировая война, в которой проявилось неумение царизма руководить воюющей страной, гнилость политического режима. Военные неудачи в совокупности с многочисленными противоречиями привели правящий режим к кризису. Дискредитация власти сопровождалась грандиозной дискредитацией монархии в целом. Идея монархии потерпела крах даже среди ее сторонников. Общественное мнение связывало с монархией все неудачи и бедствия страны, в которой обострились нужда и противоречия на фоне хозяйственно-экономического упадка. К 1916 г. в стране вновь созревает революционная ситуация. В 1915 г. формируется прогрессивный блок IV Государственной думы, превратившийся в своеобразную оппозицию правящей верхушке.
Революция развивалась во многом стихийно, но динамично. Власти не смогли правильно оценить серьезность ситуации и опасность массового движения. 23 февраля забастовали работницы-женщины, к которым присоединились мужчины - работники петроградских предприятий (всего около 128 тыс. человек). 24 февраля уже бастовало более 200 тыс. человек, а 25 февраля - весь Петроград. 26 февраля на сторону бастующих стали переходить войска столичного гарнизона, а 27 февраля всеобщая политическая стачка переросла в вооруженное восстание, которое победило. Верные самодержавию войска и полиция были расформированы или бежали.
27 февраля Совет министров направил императору прошение о своей коллективной отставке и прекратил свое существование, а царские министры были арестованы. Тогда же по указу царя был объявлен перерыв (до апреля) в заседаниях Государственной думы и Госсовета.
Обстановка в столице была напряженной, хотя революция обошлась относительно небольшими жертвами. По различным данным, их число колеблется в пределах от полутора до двух тысяч человек. Отсутствие верховной власти было пагубно для страны, переживавшей хозяйственную дезорганизацию в условиях военного времени и революционной ситуации. Анархия грозила массовыми беспорядками голодного народа, которые могли распространиться по всей стране.
В целях поддержания порядка Государственная дума 27 февраля сформировала из своего состава Временный комитет, претендовавший на роль главного органа власти в стране (председатель - М. В. Родзянко). По соглашению между Временным комитетом Государственной думы и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 2 марта было образовано Временное правительство во главе с князем Г. Е. Львовым, которое приступило к работе. Первый состав правительства из 11 министров был определен заранее. Временным оно называлось ввиду ограниченного срока своих полномочий -до созыва Учредительного собрания.
Таким образом. Февральская революция завершила длительный период исторического развития России в пользу демократических сил.
2 марта 1917 г. представители прогрессивного блока IV Государственной думы депутаты А. И. Гучков и В. В. Шульгин прибыли в Псков, чтобы убедить царя отречься от престола. Отречение императора состоялось достаточно легко и обошлось без всяких инцидентов. Николая II не поддержали даже его ближайшие военачальники, подчиненные ему как Верховному главнокомандующему. Это еще раз подтверждает всю глубину кризиса власти и всей государственной системы управления.
Николай II отрекся от престола в пользу своего брата - Михаила Александровича, но тот отказался принять престол и Манифестом от 3 марта предоставил право решить вопрос о форме власти в стране будущему Учредительному собранию. Так завершил свою долгую историю российский монархический государственный строй, который отличался своей консервативностью и реакционностью.
Февральская революция пошла дальше первой русской революции ввиду ряда следующих причин: влияние мировой войны, резкое социально-классовое размежевание, углубление классовой борьбы в городе и деревне, большая сплоченность революционно-демократических сил и др.
Особо важно, что новые политические органы создавались после революции в необычных условиях, когда одновременно возникли и действовали два политических центра, или два источника власти: Временное правительство и Советы.
§2. Двоевластие в России
В ходе второй российской революции вопрос о власти оказался решенным весьма своеобразно и нетипично для подобных революций. Официальным высшим органом власти в стране стало буржуазное Временное правительство. Однако серьезную конкуренцию ему составили созданные по примеру Петрограда Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Процесс создания Советов распространился по всей стране, и таким образом формировалась вторая власть - неофициальная, но влиятельная. Двоевластие, длившееся с февраля по июль, представляет собой оригинальное явление временного сочетания разных властных структур, борющихся между собой. По мысли В. И. Ленина, двоевластие выражало переходный момент в развитии революции, которая зашла дальше обычной буржуазно-демократической революции, но не дошла еще до «чистой» диктатуры пролетариата и крестьянства1. Такое положение долго продолжаться не могло, т. е. одна сторона должна была победить. Взаимоотношения двух властей были сложными и противоречивыми - от сотрудничества до противоборства. Эволюция этих властных органов приводила к кризисам в обеих системах. Хорошо известны три основных кризиса Временного правительства, которые повлекли формирование коалиционных составов правительства: 2-3 мая, 24 июля и 25 сентября 1917 г. Последним премьер-министром был А. Ф. Керенский, сменивший председателя двух составов правительства Г. Е. Львова.
Россия после февраля 1917 г. оказалась в условиях выбора пути развития; требовалось решить множество неотложных задач - начиная с вопроса о войне и мире и заканчивая задачами оживления экономики и установления демократической организации общественной жизни. Функции и полномочия Временного правительства никем юридически не определялись, фактически оно временно исполняло также функции высшего органа государственной власти (в том числе законодательные), так как таковой после победы революции отсутствовал. На роль временного главы государства претендовал Временный комитет Государственной думы. Однако Временное правительство высшим органом государственной власти в стране считало Сенат. Оно установило правило, согласно которому каждый новый министр представлялся на утверждение Сенату. Правда, Временному комитету Государственной думы удалось добиться участия в согласовании кандидатур вновь назначаемых министров. Утверждение министров Сенатом было простой формальностью, не влиявшей на создание механизма новой власти. В первые дни своего существования Временное правительство считало себя преемником прежнего царского правительства и поэтому принесло присягу Сенату, а его глава был назначен царем одновременно с отречением. Сначала оно действовало по согласованию с Петроградским советом и провело политическую амнистию (на деле свободу получили и лица, совершившие тяжкие общеуголовные преступления); провозгласило основные права и свободы граждан; равноправие солдат и граждан; отменило все сословные, религиозные и национальные ограничения; упразднило царскую полицию и стало создавать «народную» милицию; работало над идеей Учредительного собрания. По мере выявления противоречий между различными политическими силами и партиями деятельность Временного правительства теряла свою эффективность и последовательность. Проблемами, вызывавшими наибольшие трения и напряженность, являлись отношение к войне, аграрный, национальный, конституционный вопросы, а также организация местного самоуправления.
Фактически в стране действовали два правительства, так как территориальные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от областных до уездных и волостных постепенно составили систему органов, претендующих на исполнительную власть. Деятельность Советов координировалась сначала Всероссийским совещанием (март - апрель), а затем был созван I Всероссийский съезд рабочих и солдатских Советов (июнь 1917 г.). Несмотря на то что Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов действовали очень активно, приоритет принадлежал органам власти Временного правительства. Оно располагало кадрами своих комиссаров, работавших в контакте с губернскими и уездными земствами, городскими думами и управами. Буржуазные органы в провинциальных местностях формировались достаточно активно и чаще всего назывались гражданскими, общественными, исполнительными комитетами. Последнее название стало вскоре наиболее общепринятым. Деятельность этих органов строилась на почве преемственности с прежней властью, поскольку в них входили преимущественно члены городских дум. Органы новой буржуазной власти опирались на определенную правовую основу, были лучше организованы, материально и финансово обеспечены, пользовались поддержкой зарубежных стран, и это временно позволяло им иметь преимущество перед Советами.
Такое противоречивое сосуществование двух систем долго продолжаться не могло, и оно завершилось после июльского кризиса, который в наши дни порой трактуется как попытка Советов (под руководством большевиков) установить свое единовластие. Вопрос об оценке событий 4-5 июля, приведших к кровопролитию в Петрограде, до наших дней не получил единообразного разрешения. Последствие же этого трактуется единообразно - окончание двоевластия в пользу буржуазного Временного правительства. 9 июля ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ЦК Всероссийского Совета крестьянских депутатов объявили о признании неограниченных полномочий Временного правительства. Большевики, размежевавшись с иными партиями, стали требовать передачи всей власти Советам и в конце июля - начале августа на VI съезде партии приняли курс на подготовку вооруженного восстания с целью взятия государственной власти.
Временное правительство, вначале стремившееся к парламентаризму, стало в августе склоняться к установлению военной диктатуры. Как известно, против войск Л. Г. Корнилова действовали согласованно все со-
циал-демократические и либеральные силы столицы. В считанные дни был сформирован комитет народной борьбы с контрреволюцией из представителей меньшевиков, эсеров и большевиков, на время забывших о своих политических разногласиях. Комитет мобилизовал части Петроградского гарнизона, железнодорожников и почтово-телеграфных служащих, чтобы не допустить мятежные войска к столице, сформировал и вооружил отряды Красной гвардии и иные силы самообороны. Именно эта согласованная деятельность обеспечила превосходство левых сил над корниловщиной в конце августа 1917 г. Временное правительство отмежевалось от Корнилова, обвинив его в антиправительственном перевороте. После этого правительство Керенского пыталось проводить демократические по форме, но неэффективные по сути мероприятия: в августе 1917 г. - Государственное, Демократическое совещания; Демократическое совещание и Временный Совет Республики, или Предпарламент (сентябрь - октябрь 1917 г.). Назвав Временный Совет численностью 555 человек Предпарламентом, правительство создавало в массах иллюзию о скором создании настоящего парламента. Этот орган не смог выполнить даже своего ограниченного предназначения - осуществлять контроль за работой Временного правительства. 1 сентября 1917 г. Керенский провозгласил Россию республикой.
После Февральской революции обострился вопрос о форме государственного единства страны. В условиях роста политической активности населения активизировались классовые силы многих национальных регионов. Как известно, политика царизма вызывала разнообразное противодействие ей со стороны национальной буржуазии, стремившейся к самостоятельности и политической власти. На этой основе формировались многочисленные национальные движения, протестовавшие против бюрократического унитаризма Российской империи, стремившиеся к образованию самостоятельных национально-территориальных или даже государственных субъектов. Конкретные требования различных регионов и окраин были разнообразными - от национально-культурной или территориальной автономии до полного отделения (например, Финляндия и Польша, имевшие и ранее особый статус). Отдельные национальные образования высказывали федералистские идеи.
Такое многообразие политических идей и требований не могло не отражаться в программных документах ведущих политических партий. Так, в наиболее весомой буржуазной партии - октябристов - преобладала позиция сохранения имперского единства страны. Несколько более гибкой была позиция партии кадетов, допускавших создание национально-культурных автономий для Украины и Польши, постепенно левевших в этом вопросе, но так и не пришедших к признанию федерализма.
Близкими к данным идеям были и позиции так называемых народных социалистов. Самыми многообразными идеями в национальном вопросе отличалась партия социалистов-революционеров. Эсеры хорошо разбирались в проблеме и предлагали различные варианты решения данного вопроса для различных народов и территорий, включая разные формы автономий и федерацию.
Ведущим программным положением партии большевиков было признание права наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Полагая, что отделяться от России решатся лишь отдельные немногие народы, большевики признавали для остальных национально-территориальную автономию. При этом до февраля партия и В. И. Ленин отвергали идею федерации, считая, что она ослабит единство государства и ухудшит экономическое состояние страны. Однако после всестороннего анализа конкретно-исторической обстановки в бывшей Российской империи и с учетом тяги многих народов к самоопределению Ленин приходит к признанию возможности федеративного устройства страны уже в середине 1917г.
Позиции Временного правительства в вопросах государственного единства и межнациональных отношений были непоследовательными и неэффективными. Оно слабо реагировало на требования о самоопределении, считая их несвоевременными в условиях продолжения войны и уповало на решения будущего Учредительного собрания. Следуя за событиями, оно пошло на определенные уступки местам, признав административную автономию для Кавказа и Средней Азии (март - апрель 1917 г.). В марте 1917 г. правительство отменило реакционный закон о правах финляндского сейма и приняло «Акт об утверждении конституции Великого княжества Финляндского», по которому признавалась автономия Финляндии и было обещано в будущем расширить права сейма в важнейших сферах жизни. Дальше переговоров о взаимоотношениях между этими странами дело не пошло.
На местах в это время развернулись достаточно активные действия различных политических сил. Новые формы национально-государственных образований создавались снизу, явочным путем. В них переплетались самым разным образом идеи национально-культурной и областной автономий, проявлялось местное своеобразное творчество. На сущность и характер образующихся автономий сильно влияла классовая борьба. Создавались автономии советского типа, противопоставлявшие себя буржуазному Временному правительству и автономии буржуазно-националистические, стремившиеся к обособлению от революционного центраПо инициативе мест автономии возникли у бурят, алтайцев, хакасов, казахов (их тогда называли киргизами), якутов. В них создавались органы, соответствовавшие уровню развития их общинно-родового самоуправления.
В местностях с более высоким социально-экономическим и политическим развитием провозглашались чаще всего государственно-территориальные образования - местные республики, первый опыт существования которых имелся еще в годы первой революции. В 1917 г. республики советского типа возникли в Кагуле (Молдавия), Кронштадте, Кирсанове (Тамбовщина), Переяславле, в станице Урюпинской на Дону. Эти новообразования не подчинялись Временному правительству и пытались организовать самостоятельную жизнь.
Специфическим образованием являлась созданная в сентябре - октябре 1917 г. региональная федерация казачьих автономий Дона, Кубани, Терека, Астрахани и горцев Кавказа, объединившаяся на основе договора.
Как видно, несмотря на то что юридически форма государственного единства оставалась прежней, в России шли серьезные процессы, расшатывавшие прежнее имперское единство и бюрократический унитаризм, требовавшие коренной реорганизации государственно-территориального устройства.
Касаясь государственного строя, следует отметить, что правые партии еще надеялись при помощи Учредительного собрания восстановить монархическую форму правления. Об абсолютной монархии в условиях развития революции не могло быть и речи, саму буржуазию это также не устраивало. Однако надежды на установление в России конституционной монархии у лидеров буржуазных партий сохранялись на протяжении всего периода от февраля к октябрю.
Весь период существования буржуазного правительства шел поиск последовательной политической линии. Он характеризовался серьезными колебаниями, уступками революционному движению, компромиссами. Как отмечалось в литературе, «отсутствие опыта государственной деятельности и определенный революционный романтизм стали причинами многих опрометчивых шагов Временного правительства» . На неустойчивость политики правительства влияло активное революционное движение масс, вынуждавшее его к лавированию. Примером такой политики бонапартизма являются коалиционные составы Временного правительства. Они не могли обеспечить устойчивость Временного правительства. Такие правительства возникали под давлением революционного движения масс, и буржуазия не могла одна оставаться у власти, а мелкобуржуазные партии
имели реальную возможность взять на себя ответственность за государство, но боялись властвовать одни, без буржуазии.
Революционный народ стихийно начал ломать наиболее ненавистные трудящимся учреждения царского режима, вопреки воле засевших в Советах лидеров мелкобуржуазных партий, начал разрушать старый государственный аппарат.
В период двоевластия Временное правительство хотя и стремилось сохранить в неприкосновенности старую государственную машину, вынуждено было санкционировать многое из того, что уже совершалось в результате революционных действий народных масс. Наибольшей реорганизации подверглось Министерство внутренних дел. По словам А. Керенского, «ни одно ведомство не было так до конца, сразу, с корнем уничтожено во время революционного взрыва, как именно Министерство внутренних дел. Ибо на нем всегда была сосредоточена вся ненависть населения...»1. Уже в начале марта 1917 г. последовало упразднение Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов, охранных отделений. Правда, секретным указанием военного министра А. И. Гучкова предписывалось не расформировывать жандармские команды в крепостях и на станциях железных дорог, а переименовать в специальные охранные команды. Упразднено было и Особое присутствие Правительствующего сената как орган расправы с революционерами. К значительным достижениям новой власти можно отнести ликвидацию в России системы органов политического сыска. Временное правительство даже не пыталось их вновь воссоздать, так как понимало, что в тех условиях это привело бы к его дискредитации. Функции разведки и контрразведки, которые ранее исполнял отдельный корпус жандармов, передали в Главное управление Генерального штаба. Сыскную (уголовную) полицию решили передать в ведение Министерства юстиции.
Взамен Департамента полиции Временное правительство создало в системе Министерства внутренних дел новый орган, который сначала назывался Главным управлением общественной полиции, а затем с 15 июня 1917 г. - Главным управлением по делам милиции (Главмилиция). Отдельные чиновники бывшего Департамента полиции, в том числе и те, которые занимались политическим сыском, оставались работать в новом учреждении, которое по своему составу и методам деятельности было весьма реакционным. Правда, большинство чинов старой полиции были разжалованы и направлены во фронтовые воинские части. Революционные и демократические элементы (особенно большевики), представители трудящихся классов не допускались в Главное управление по делам милиции. Формирующуюся на местах милицию правительство именовало народной, не запрещая служить в ней чинам прежней полиции.
17 апреля 1917 г. было принято Положение о милиции, по которому она создавалась при городских и земских управах и была обязана выполнять все указания губернских и уездных комиссаров. Непосредственное руководство милицией губернии возлагалось на губернского инспектора милиции, назначавшегося Временным правительством. Губернский инспектор мог освобождать от должности городских и уездных начальников милиции. Налицо была бюрократически централизованная система органов, выполнявшая многообразные функции по охране общественного порядка и пресечению всевозможных массовых выступлений, в том числе и революционных. В этих целях Временное правительство летом и осенью 1917 г. размещало в губерниях Центральной России снятые с фронта казачьи и кавалерийские части, которые могли оказать помощь милиции в пресечении таких выступлений. В октябре 1917 г. по совместному решению военного министерства и министра внутренних дел к охране общественного порядка привлекались регулярные воинские части. Несмотря на все усилия Временного правительства, ему не удалось поддержать выгодный для себя правопорядок.
Временное правительство было вынуждено немедленно ликвидировать такие одиозные звенья старого режима, как Министерство императорского двора и канцелярию царя. Государственная дума и Государственный совет фактически бездействовали, но были упразднены только 6 октября 1917 г.
Бывший император Николай II был арестован и сначала содержался во дворце Царского Села вместе с семьей. Делались безуспешные попытки отправить царскую семью в Англию.
Временное правительство вносит изменения в государственный аппарат. В частности, было образовано Министерство труда. Оно не ставило своей задачей вводить 8-часовой рабочий день, увеличить зарплату рабочим, проводить другие мероприятия по улучшению условий работы на заводах и фабриках. Основная функция этого министерства состояла в том, чтобы примирять рабочих с предпринимателями. В этом направлении готовились проекты нового законодательства.
Новыми органами стали Министерство продовольствия и Министерство призрения. Разруха угрожала всему хозяйству страны. Вновь учрежденный Экономический совет предназначался для выработки общих планов организации народного хозяйства. Главный экономический комитет -для регулирования хозяйственной жизни страны. Однако эти учреждения не смогли работать нормально и не смогли остановить дальнейший развал экономики.
В августе был упразднен Священный синод и должность обер-прокурора Синода. Взамен возникло Министерство вероисповеданий, которое состояло из Департамента по делам православной церкви и Департамента по делам иноверческих религий. По существу, сохранялось прежнее учреждение, только под другим названием.
В марте 1917 г. при Министерстве юстиции учреждается так называемая Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Результаты работы комиссии нашли отражение в опубликованном сборнике документов под названием «Падение царского режима». В нем помещались результаты допросов (а иногда и сам ход допросов) ряда высших чиновников, прежде всего бывших министров внутренних дел и бывших директоров Департамента полиции. Комиссия интересовалась главным образом деятельностью политического сыска, связями двора с Германией, а также другими вопросами, которые компрометировали бывшего царя и его окружение. Работа комиссии имела целью показать населению, что Временное правительство хочет разобраться в злоупотреблениях должностных лиц царского правительства и двора.
Несмотря на огромное количество продовольственных органов, их полезная деятельность равнялась нулю. Функционировал разветвленный бюрократический аппарат, который погряз в бумажной волоките и не был способен к каким-либо полезным действиям. Только в европейской части России функционировали: 49 губернских, 501 уездный, 627 городских, 1052 волостных комитета. Вся эта махина практически ничего не сделала. Создавалась только видимость заботы о продовольственных нуждах населения, А продовольственный кризис все больше обострялся и усугублялся. Приближалась неминуемая катастрофа, назревал голод.
В условиях подъема крестьянского движения, пытавшегося стихийным порядком (путем самозахватов земли) решить аграрный вопрос, Временное правительство стало в апреле 1917 г. создавать систему земельных комитетов. Во главе этой системы стоял Главный земельный комитет из 25 членов, в состав которого входили три представителя Временного комитета Госдумы. В губернские и уездные комитеты входили представители чиновничества и мелкой буржуазии, не заинтересованные в радикальном решении вопроса о земле, поддерживавшие умеренную политику правительства. Только самые низовые и одновременно самые массовые комитеты - волостные - оказались крестьянскими по составу и вели борьбуза уравнительное распределение земли, которое на тот момент казалось им наиболее справедливым. Однако решить вопрос о ликвидации помещичьего землевладения законным путем Временное правительство не смогло. Даже назначение в мае 1917 г. на пост министра земледелия лидера эсеров В. М Чернова не позволило разрешить аграрную проблему. Под его руководством был разработан и опубликован в июле закон о запрещении земельных сделок до созыва Учредительного собрания, вызвавший большое негодование помещиков. Однако ни данный закон, ни принятые инструкции не были проведены в жизнь. В августе 1917 г. «крестьянский министр» Чернов ушел в отставку ввиду своего поражения в борьбе за новое аграрное законодательство'.
Временному правительству пришлось санкционировать революционные суды, созданные по инициативе трудящихся масс. Приказом министра юстиции от 3 марта 1917 г. в Петрограде учреждались временные суды, которые действовали в составе мирового судьи (председатель) и двух представителей от армии и рабочих. Все вопросы в суде решались большинством голосов, ибо все его члены имели равные процессуальные права. Судебное разбирательство было устным и гласным, приговоры вступали в законную силу немедленно и обжалованию не подлежали.
§3. Деятельность Советов
Советы возникли как результат организации широких масс населения в ходе борьбы за свое социальное освобождение. При их создании был учтен опыт действия Советов в ходе первой русской революции. Этот опыт был взят на вооружение в первую очередь трудящимися столичных и центральных городов России. Распространение Советов было стремительным и безостановочным - из центра в провинции, в военные гарнизоны и флотские части, во все уголки страны. Академик И. И. Минц указывал, что, по его данным (причем неполным), уже в марте 1917 г. в 90 городах страны сразу возникли единые Советы рабочих и солдатских депутатов2, а в провинциальных местностях были созданы 242 Совета рабочих депутатов. Революционные массы считали Советы своими органами власти, способными осуществить коренные требования народа. В массах господствовал идеал общественного устройства, основанного на сложившихся в специфических условиях России нормах общинной демократии. Советы, по сути, представляли собой попытку реализовать снизу общинный демократический идеал. В таком направлении действовал в первые дни революции Петроградский совет, являвшийся органом власти восставших рабочих и солдат. По его решениям были закрыты монархистско-черносотенные газеты, приняты меры по снабжению населения продуктами, восстановлено железнодорожное и трамвайное движение, заключено соглашение с обществом фабрикантов и заводчиков о введении на предприятиях Петрограда 8-часового рабочего дня. На предприятиях Петрограда и в его районах была создана рабочая милиция. Принято постановление о финансовых средствах, которое лишало денежных средств старые органы власти и брало под охрану государственный банк и другие учреждения. От имени Петро-совета был издан известный «Приказ № 1», подготовленный солдатской секцией.
Известно, что Петроградский совет не воспользовался той реальной властью, которая была в его руках, и разделил ее с буржуазным Временным правительством. Во многом это объясняется тем, что в руководстве Совета преобладали меньшевики и эсеры. Председательствовал в Петро-совете депутат IV Государственной думы меньшевик Н. С. Чхеидзе. Одним из его заместителей стал депутат той же Думы трудовик Д. Ф. Керенский. Партия большевиков полагала, что Советы должны взять всю полноту власти в свои руки, однако в сложившихся в те дни условиях это было невозможно, поскольку власть буржуазного Временного правительства держалась в то время не на насилии, а на доверии масс. «Можно свергать того, кто известен народу как насильник, - говорил В. И. Ленин. - Теперь же насильников никаких нет, пушки и ружья у солдат, а не у капиталистов, капиталисты не насилием берут сейчас, а обманом, и кричать сейчас о насилии нельзя, это бессмыслица»'. Буржуазное Временное правительство поддерживалось Советами, поскольку за ними шли широкие народные массы.
В образовании Советов на местах весной 1917 г. широко проявилось местное народное творчество, в результате которого в их построении и структуре не было единообразия и надлежащего порядка. Однако уже к ле
ту стало ясно, что в советском строительстве нужна системность и после довательность, упорядоченность структуры. Все советские органы – от сельского до всероссийского уровней - были выборными. Выборы перво
начально были неупорядоченными, но в ходе практики стало формироваться классовое избирательное право с многостепенными выборами. Как прави ло, в городах в выборах не участвовала буржуазия, в сельской же местно
сти участвовали все жители, в том числе и сельская буржуазия. Способ голосования, как правило, был открытым. Постепенно стали складываться две основные системы: Советов рабочих и солдатских и Советов крестьян-
ских депутатов. Действовали и многочисленные Советы иных депутатов: казачьих, батрацких, флотских и т. п. Организующее начало политических партий выразилось в формировании руководящих органов различных Советов и проведении Всероссийских съездов: Советов крестьянских депутатов (май) и Советов рабочих и солдатских депутатов (июнь) 1917 г. На съездах были образованы Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих депутатов, а также ЦИК Советов крестьянских депутатов.
Практика создания советов пошла по пути формирования их исполнительных органов - комитетов. Исполнительные комитеты явочным порядком устанавливали на местах 8-часовой рабочий день на предприятиях, создавали отряды Красной гвардии и рабочей милиции, вводили рабочий контроль над производством и распределением продуктов питания, руководили борьбой рабочих против саботажа капиталистов, организовывали фабрично-заводские комитеты и профессиональные союзы. Советы рассматривали конфликты между солдатами и офицерством в тыловых гарнизонах. При исполнительных комитетах создавались разнообразные постоянные и временные комиссии или отделы. Наиболее распространенными являлись продовольственные, кооперативные комиссии и отделы местного самоуправления. В ряде местностей создавались следственные, редакционные и ревизионные комиссии. По Инструкции Всероссийского совещания Советов рабочих и солдатских депутатов (29 марта - 3 апреля 1917 г.) вся территория страны была разделена на 13 областей, каждая из которых включала несколько губерний. Областные съезды Советов избирали областные исполнительные комитеты, которые выполняли роль посредников между местными Советами и Всероссийским съездом Советов и руководили работой местных Советов. Аналогичные функции выполняли районные исполнительные комитеты.
Особое внимание Советы уделяли созданию рабочей милиции и Красной гвардии, которые считались их вооруженной опорой. Красная гвардия строилась по производственно-территориальному принципу. Цели и задачи этих отрядов, их организация, права и обязанности закреплялись в создаваемых ими уставах. Буржуазия всячески препятствовала организации Красной гвардии, отказывалась выплачивать зарплату красногвардейцам. Красная гвардия участвовала в демонстрациях и шествиях рабочих, охраняла митинги и собрания, типографии революционных газет, Советы и комитеты большевистской партии, охраняла предприятия от вредительских актов, содействовала установлению рабочего контроля, соблюдению революционного порядка и борьбе с преступностью. По примеру рабочих создавалась и крестьянская Красная гвардия. В период подготовки вооруженного восстания Красная гвардия стала боевой организацией для участия в захвате власти.
С апреля до июля 1917 г. был возможен мирный переход власти в руки Советов, однако ввиду межпартийных разногласий этот шанс не был реализован. Большевики в это время добились определенных успехов в привлечении широких масс трудящихся на свою сторону, действуя через многочисленные общественные формирования и профессиональные союзы. Меньшевистско-эсеровское руководство большинства Советов того времени полагало, что роль Советов заключается «в контроле над правительством».
Изменение политического положения в стране после июльских событий настоятельно потребовало от партии большевиков пересмотра лозунга «Вся власть Советам!». Этот лозунг, прежде всего, был рассчитан на мирное развитие революции. После июльских событий, когда вся власть оказалась в руках буржуазии, а меньшевистско-эсеровские руководители Советов стремились использовать Советы для укрепления единовластия буржуазии, VI съезд большевистской партии решил временно снять этот лозунг. Его сохранение в новых условиях фактически отвлекало бы пролетариат и беднейшее крестьянство от основной задачи - подготовки вооруженного восстания - и способствовало распространению в массах вредных иллюзий о всемогуществе Советов, о возможности мирного перехода власти к ним и т. п.
Снятие лозунга «Вся власть Советам!» отнюдь не было равнозначно лозунгу «Долой Советы!». Речь шла о данных Советах, и в первую очередь о центральных исполнительных комитетах Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, руководимых меньшевиками и эсерами. Как показали последующие события, связанные с ликвидацией корниловского мятежа, возрождение Советов на революционной почве ускорилось в сентябре - октябре 1917 г. Произошла большевизация Советов, и, в частности, председателем Петросовета 25 сентября 1917 г. вместо Н. С. Чхеидзе стал Л. Д. Троцкий (Бронштейн), вошедший к тому времени в большевистскую партию. Большевики сумели воспользоваться энтузиазмом народных масс и, выдвинув справедливые, привлекательные лозунги, повели практическую подготовку свержения Временного правительства путем вооруженного восстания.
§4. Правовая деятельность Временного правительства
После Февральской революции правовая система не подверглась слому. Продолжали действовать основные государственные законы и Свод законов Российской империи, сохраняли силу и многие царские указы. В ряде случаев Временное правительство издавало свои правовые акты в развитие или дополнение дореволюционных законов. Были отменены самые одиозные акты, касающиеся прав и компетенции власти монарха. Вместе с тем Временное правительство стремилось развернуть активную законодательную деятельность, для чего постановлением от 22 марта было создано Юридическое совещание, состоявшее из профессиональных юристов, как правило членов партии кадетов. Юридическое совещание должно было разрабатывать проблемы публичного права, возникающие в связи с установлением нового государственного строя, давать предварительные юридические заключения по законодательным и иным предположениям Временного правительства.
В первое время после февраля граждане России приобрели весьма широкие политические права и свободы. Некоторые из политических свобод предусматривались и старым законодательством, но их осуществление было крайне затруднительным. Теперь же реально стали действовать свободы слова, печати, собраний, демонстраций, митингов и т. д. Впервые было утверждено демократическое Положение о выборах в Учредительное собрание, исходившее из принципов всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Оно имело конституционное значение, но это еще не была Конституция.
Для разработки новой Конституции была создана особая комиссия, которая действовала пассивно, поэтому проект Конституции даже не был вынесен для обсуждения в печати. По проекту Россия должна была стать республикой во главе с президентом, которого должно было избрать само Учредительное собрание. Правовое положение президента очень напоминало статус императора по Основным законам 1906 г. Предусматривалось и создание двухпалатного парламента с положением палат, аналогичным бывшей Госдуме и Госсовету. Однако этот проект так и не стал законом.
Большое внимание правительство уделяло вопросам демократизации местного управления и самоуправления. На это была нацелена деятельность Министерства внутренних дел во главе с министром Г. Е. Львовым. Однако главное внимание Львов уделял политической борьбе, а не конкретным направлениям работы Министерства. При правительстве было создано Особое совещание по реформе местного управления и самоуправления. Деятельность совещания была весьма плодотворной, в результате чего было подготовлено значительное число законопроектов. Из 100 законодательных актов, изданных Временным правительством за 236 дней его существования, 44 акта касались вопросов местного управления и самоуправления. Основными актами являлись положения о волостном земстве, о поселковом управлении, о городском и земском самоуправлении. В них имелись действительно демократические положения с точки зрения буржуазного права.
Временное правительство признавало на словах необходимость отмены сословного деления общества и связанных с ним привилегий и ограничений. Под давлением советов в Министерстве юстиции была образована комиссия для проведения «великой реформы». Однако буржуазная печать решительно протестовала против данных реформ под предлогом их утопичности и несвоевременности. В юридическом журнале кадетов говорилось, что отменять сословия недопустимо, поскольку в таком случае пришлось бы пересмотреть все 16 томов Свода законов Российской империи. Журнал полагал это совершенно немыслимым и невозможным мероприятием. Данный вопрос рассматривало Юридическое совещание, которое признало необходимость этой реформы, но постановило, что практически осуществить эту меру невозможно, поскольку все гражданское законодательство основано на сословном строе и его отмена приведет к хаосу и гибели установленного порядка, прежде всего, распоряжения огромным имуществом, которым ведают сословные учреждения.
27 июля Временное правительство образовало специальную комиссию
«для глубокого и всестороннего» изучения данного вопроса. Но эта ко
миссия так и не приступила к работе.
Временное правительство приняло многочисленные нормативные акты по второстепенным вопросам, а решение коренных вопросов демократизации общественной и политической жизни откладывалось до созыва Учредительного собрания. Сам же созыв Учредительного собрания постоянно переносился по срокам. Первый срок был установлен на 30 сентября, затем выборы были перенесены на 12 ноября, а созыв - на
28 ноября 1917 г. Такая оттяжка в решении неотложных задач сработала против самого Временного правительства, а лозунг Учредительного собрания стал средством обмана общественного мнения. На Государственном совещании, созванном в Москве 12 августа 1917 г., Временное правительство заявило о том, что оно отказывается от социальных и земельных реформ, от каких бы то ни было посягательств на частную
собственность отдельных групп и сословий и будет продолжать войну до победного конца.
Временное правительство предприняло определенные меры в сфере уголовного права и уголовного судопроизводства. Так, по требованию масс Временное правительство 12 марта 1917 г. отменило смертную казнь с заменой ее срочной или пожизненной каторгой. После июльских событий правительство усиливает репрессии в отношении военнослужащих, нежелающих продолжать кровопролитную войну. 12 июля 1917 г. последо воинских преступлений. Одновременно создавались так называемые военно-революционные суды для применения немедленной репрессии в отношении революционно настроенных военнослужащих. В этих судах практически отсутствовало право обвиняемого на защиту, устанавливалась чрезвычайно упрощенная процедура рассмотрения уголовных дел, приговоры не подлежали обжалованию.
С точки зрения буржуазии, идеальными в области уголовного права и уголовного процесса являлись разработанные еще при царизме Уголовное уложение 1903 г. и Судебные уставы 1864 г. По мнению Юридического совещания, требовалось лишь немного улучшить текст некоторых статей. Пока же на практике следственным органам и судам рекомендовалось применять эти документы в прежних редакциях.
Некоторые изменения в уголовное законодательство Временное правительство все же внесло. В июле- августе 1917 г. усиливаются уголовные репрессии по ряду преступлений. К ним относились призывы к убийству, разбою, грабежу и другим тяжким преступлениям. Устанавливалась уголовная ответственность (каторга) за агитацию против политики правительства. В этих же целях использовались и такие новые составы преступлений, как призыв к дезорганизации, анархии. Законом от 19 июля была установлена уголовная ответственность за забастовки железнодорожников. 2 августа военный министр и министр внутренних дел получили право арестовывать и высылать в административном порядке всех лиц, действия которых будут признаны опасными. Эта мера была направлена на высылку революционно настроенных рабочих Петрограда и других городов. Однако провести в жизнь такие меры по очистке городов не удалось. 4 августа правительство приняло очередной закон об усилении уголовной ответственности за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России. Однако попытки блокирования революционного движения путем уголовной репрессии оказались безуспешными.
В заключение следует сказать, что Февральская революция дала массам самый серьезный опыт реального демократизма. Она завершила исторически длительный период развития России как монархической империи. Она увенчала успехом борьбу разнообразных демократических сил против одного из самых реакционных режимов того времени.