Глава X. Политико-правовая идеология правового государства
калькой, снятой с другой ментальности. Как заметил однажды русский мыслитель Н. В. Устрялов (1890-1937), правовое государство в принципе не способно удовлетворить «тоску (русского человека. — Авт.) по миросозерцанию... вместо хлеба веры оно предлагает камень безбрежного выбора. Оно не холодно и не горячо, — оно тепло».5
Казалось бы, вариант организации общественной жизни, сложившийся на основе марксистско-ленинского учения и нацеленный на установление всеобщей материальной справедливости, более соответствует традиционной русской ментальности; но это впечатление обманчиво. Русская культура дуалистична, и материальное в ней всегда должно быть поддержано идеальным. Справедливость в этом контексте не может быть движима исключительно духом материализма, а материальное равенство не должно основываться на ликвидации духовной свободы. Рационально же организованное огосударствление всей общественной и личной жизни неминуемо ведет к духовному порабощению человека (по крайней мере — социальному), к нарушению всех коммуникативных связей.
Одним из вариантов государства, стремящегося избавиться от крайностей либерализма и социализма и предлагающего еще один вариант разрешения извечной проблемы соотношения свободы и равенства, является концепциясоциального государства. Концепт социального государства исходит из примата идеидостойного человеческого существования, обеспечить которое каждому как раз и обязано государство за счет контроля и перераспределения доходов внутри общества. Формирование бюджета в таком государстве происходит не только за счет налогов (напрямую связанных с доходами), но и отхозяйственной деятельности государства-собственника, использования основныхприродных ресурсов и естественных монополий.
С концепцией социального государства связана и идея социальной защищенности населения. Как правило, это целый комплекс мер, направленных на социальную поддержку нуждающихся. Например, либеральный принцип свободы трудовых договоров в социальном государствеограничивается законодательным установлением
5 Устрялов Н. В. «Хлеб и вера» // Политическая история русской эмиграции М., 1999. С. 210.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник
минимума заработной платы, ниже которого работодатель не может назначить вознаграждение работнику за его труд.
Современная политическая наука и практика государственного строительства идут по путиобъединения принципов правового и социального государства, хотя при этом возникает необходимость примирить две разные тенденции политико-правового устройства, своего рода «антиномии конституционно-правовой государственности». Немецкие ученые-государствоведы поясняют это следующим образом: «Правовым государством эпохи расцвета либерализма считалось государство, завоеванное буржуазией в XIX в. Для характеристики его часто употреблялся плеоназм "либеральное и правовое". Принципами такого государства были индивидуализм, гарантии свободы и собственности, защита граждан, уважение границ и невмешательство в дела других стран. Ему противопоставляется социальное правовое государство, к которому склонялась еще Веймарская Конституция и которое недвусмысленно провозгласил Основной закон ФРГ. Оно вводит в действие право на социальное обеспечение и нормы, формирующие и преобразующие социальные отношения;
такое государство упорядочивает и направляет экономические процессы, не предоставляя их самим себе». При этом отмечается, что «рассматриваемые явления не должны восприниматься как антитезы;
речь идет лишь о различных акцентах, подобно тому, как это имеет место при употреблении на первый взгляд противоречивых понятий правового государства в формальном и материальном смысле».6
Необходимо, однако, иметь в виду, что понятие«социальное государство» также может трактоваться по-разному. Так, в немецкой политико-правовой литературе подчеркивается, что четкому пониманию термина «социальное государство» долгое время препятствовали, во-первых, неоднозначность самого слова «социальное»; во-вторых, неопределенность задач государства, которое, согласно современным теориям, должно быть не просто олицетворением власти, но институтом, существующим для людей.
Постепенно на вопрос о сущности социального государства выкристаллизовались три ответа.Первая трактовка социального государства связана с пониманием социального в самом общем плане:
6 Ахтенберг Н., Бадура П. и др. Государственное право Германии. Т. 1. М., 1994. С. 58-59.
Глава X. Политико-правовая идеологияправового государства
социальное здесь равнозначно общественному, или связанному с обществом. Термин «социальное государство» в этом смысле означает, чтогосударство несет ответственность за существование общества. Автономия государства не абсолютна: «маятник не должен качнуться от тоталитарного господства государства над обществом к либеральному государству, исполняющему лишь роль "ночного сторожа"».
Вторая интерпретация трактует слово «социальное» как указание на общественный статус человека, его связь с обществом. Соответственно термин «социальное государство» нодчсркниастсуществование обязанностей индивида по отношению к другим людям и обществу в целом. В данной трактовке присутствует «тревога за то, как бы маятник не качнулся от тоталитарного подчинения к несвязанности индивида никакими общественными узами».
Однако мнение большинства, как пишут немецкие правоведы, склонилось ктретьей трактовке, согласно которой социальное государство — этоорганизация, помогающая слабому, стремящаяся повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобыобеспечить каждому достойное человеческое существование. Сторонники такого подхода обратились к обыденному пониманию слова «социальное» и связали государственность с конкретно-историческим политическим движением, преследующим социальные цели. К такому решению проблемы, пишут немецкие ученые, подталкивали как требования времени, так и необходимость сформулировать хоть какие-то рекомендации относительно направления, в котором должно развиваться общество. «В результате были даны ответы на вопросы о том, как обеспечить ответственность государства за развитие общества (в духе первой, самой общей трактовки социального государства) и в какой мере, с какой целью должен быть связан с обществом индивид (в соответствии со второй трактовкой, подчеркивающей социальные обязанности). Таким образом, третья трактовка социального государства восприняла идеи и первой, и второй».7
Представляется, что для России, учитывая ее специфическую культуру, концепция социального правового государства на сегодняшний день наиболее приемлема, особенно если сами принципы
7 Там же. С.64-65.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
социального государства получат духовное (религиозно-нравственное),8 а не только материалистически-утилитарное обоснование. Как известно, в Конституции РФ закреплены принципы как правового, так и социального государства, но практика их интерпретации и реализации пока оставляет желать лучшего. Желательна дальнейшая эволюция Российского государства в сторону«коммуникативного государства», в котором правовая (формальная) и духовная (неформальная) коммуникации составляли бы единое целое.
Дополнительная литература
Аршинов В. И., Савпчева Н. Г. Гражданское общество как проблема коммуникативного действия // Синергетика: человек, общество. М., 2000.
Бахин С. В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. 1991. № 2.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
Боер В. М. Правовое государство: Проблемы организации и функционирования государственного механизма РФ. СПб., 1997.
Боицова В. В. Служба защиты прав человека и гражданина: Мировой опыт. М.,1996.
Власть и право: Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.
Глобализация: человеческое измерение. М., 2002.
Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М.,1996.
Иваненко В. А., Иваненко В. С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2003.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.,2000.
Маму т Л. С. Народ в правовом государстве. М., 1999.
Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд:
Учебное пособие для вузов. М., 1997.
* Одним из первых, кто поставил вопрос о праве на достойное человеческое существование, был русский философ В. С. Соловьев. Вот что он, в частности, писал в связи с этим: «Если с нравственной точки зрения всякий человек— будь он земледельцем, писателем или банкиром — должен трудиться с сознанием и желанием общеполезности своего труда, если он должен смотреть на него, как на обязанность — исполнения воли Божией и служения всеобщему благосостоянию ближних, — то эта обязанность, именно как всеобщая, предполагает, что все таким же образом должны относиться к этому человеку, т. е. ставить его не как орудие только, но и как предмет или цель общей деятельности, — что общество имеет обязанность признавать и обеспечивать право каждого на самостоятельное пользование — для себя и для своих — достойным человеческим существованием» (Соловьев В. С. Оправдание добра //Соловьев В. С. Собр. соч. Т. VII. СПб., б. г. С. 353).