Разграничение государственной территории
Споры по территориальным вопросам, а также разграничение территорий по принадлежности издревле относились к числу важнейших и деликатных международных проблем, которые на протяжении всей истории человечества приводили к войнам между государствами, острым межнациональным конфликтам и кровопролитию даже в рамках одного государства. Такое положение имеет место и сейчас, например, на территориях бывших Югославии и СССР, в Анголе, Руанде.
В прошлом имели место оккупация (или занятие) "ничейной" территории, особенно во время великих географических открытий, прямой насильственный захват территорий "нецивилизованных" народов с полным игнорированием законных прав и интересов коренного населения (так рождались колониальные империи), приобретение территории путем длительного и ненарушаемого владения ("приобретательская давность"), захват и присоединение территории (или ее части) более слабого государства.
Современное международное право, опирающееся на общепризнанные принципы, полностью отрицает всякую возможность насильственного изменения территории государств в нарушение положений Устава ООН, не признает перехода суверенитета от побежденного государства к государству-победителю даже при длительной фактической оккупации территории побежденного государства (например, оккупация Ираком территории Кувейта), отрицает приобретательскую давность. Никакая оккупация не признается законной.
В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. государства взяли на себя обязательство "уважать территориальную целостность каждого из государств-участников, ... воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной". Аналогичные нормы, относящиеся к непризнанию юридической силы оккупации, содержатся и в ст. 17 Устава ОАГ (о территориальной целостности государств см. гл. III).
В настоящее время высшим и основным принципом правомерного разграничения государственной территории является выбор самого народа, проживающего на данной территории, и принцип самоопределения народов и наций, который, как правило, осуществляется и проводится в жизнь мирным путем, а в некоторых случаях, допустимых международным правом, и с помощью применения силы (при борьбе колониальных и зависимых народов за свое национальное освобождение и образование собственной государственности, при борьбе против иностранной оккупации или вторжения).
Только населяющий данную территорию народ вправе решать свою политическую судьбу и судьбу своей территории: войти в состав какого-либо государства; отделиться от какого-либо государства с созданием собственной государственности; частично изменить состав своей территории путем односторонней уступки части территории (цессия), или обмена в договорном порядке части своей территории на равноценную часть территории другого государства или на компенсационной основе, или путем продажи и т.д. Например, в 1867 г. США купили у России Аляску и Алеутские острова, в 1803 г. у Франции Луизиану, в 1916 г. -у Дании группу Антильских островов.
Сдача в аренду части государственной территории или оформление концессионного договора не означает перехода территории от одного государства к другому. По Договору между СССР и Финляндией от 27 сентября 1962 г. Финляндия арендует российскую часть Сайменского канала без какого бы то ни было перехода этой части территории под суверенитет Финляндии.
Таким образом, правооснованием разграничения и любого изменения государственной территории являются в первую очередь суверенное волеизъявление населения всего государства или части переходящей территории, а также соглашение между заинтересованными государствами. При этом воля населения может быть выявлена путем проведения плебисцита или референдума - этого наиболее демократического института, когда в голосовании принимают участие все избиратели (с участием наблюдателей или без таковых).
На основании волеизъявления населения в 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР в единое немецкое государство ФРГ, тогда же произошло объединение ЙАР и НДРЙ в единую Йеменскую Республику, в 1965 г. Сингапур вышел из Федерации Малайзии и образовал самостоятельное государство - член ООН, СССР и Польша по договору от 15 февраля 1951 г. обменялись равными по размеру пограничными участками в Люблинском воеводстве и Львовской области, по Договору между СССР и Финляндией от 3 февраля 1947 г. Финляндия за 700 млн. финляндских марок продала СССР 176 км2 своей территории со зданиями и сооружениями в районе гидроэлектростанции Янискоски и плотины Нискакоски на реке Паатсо-йоки. В то же время нельзя признать законной передачу Крыма из состава РСФСР в состав УССР (при Н.С. Хрущеве) и тем более Севастополя, который имел особый статус в качестве главной военно-морской базы КЧФ.
В исключительных случаях в качестве санкции за агрессию и гарантии безопасности в будущем может быть отторгнута часть территории государства-агрессора. Подобные меры были предприняты после второй мировой войны в отношении Италии, Германии и Японии. Например, в соответствии с Потсдамской декларацией 1945 г. северная часть бывшей Восточной Пруссии была передана СССР (ныне Калининградская обл.), южная - Польше; по Мирному Договору с Италией 1947 г. Югославии на правах полного суверенитета были переданы остров Пелагоза и прилегающие островки, Греции - Додеканезские острова.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ
Государственная граница - это линия, обозначающая на картах и на местности пределы государственной территории на суше, на воде, в воздухе и в недрах, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета конкретного государства.
В зависимости от места прохождения различают сухопутные, водные и воздушные границы.
Сухопутная граница отделяет сухопутную территорию одного государства от аналогичной территории другого государства и устанавливается, как правило, в договорном порядке между сопредельными государствами с учетом рельефа местности (орографические границы). При невозможности учета рельефа (горные хребты, водоразделы, реки и т.п.) могут устанавливаться геометрические (прямые линии, соединяющие естественные или искусственные ориентиры или характерные точки вне населенных пунктов) или астрономические (по параллелям и меридианам) границы.
Водная граница может проходить:
на озере - по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к противоположным берегам озера, независимо от изменяющегося уровня воды и изменения очертания его берегов;
на судоходной реке - по главному фарватеру (тальвегу - линии наибольших глубин). В случае естественного изменения фарватера под действием денудации (текущего водного потока) граница также может соответственно изменяться (так называемые подвижные границы). Установление подвижной границы на пограничных реках было предусмотрено в договорах СССР с Венгрией, Польшей, Румынией, Финляндией о режиме границы;
на несудоходной реке - как правило, по середине реки или ее главного рукава;
на водохранилищах - гидроузлов и других искусственных сооружений - по линии государственной границы до их заполнения водой, если иное не установлено международным договором между заинтересованными сопредельными государствами. Например, Соглашение между СССР и Румынией о совместном строительстве гидроузла Костешты-Стынка на реке Прут 1972 г. предусматривало совместное строительство гидроузла, установление условий его эксплуатации, водопользования и прохождение государственной границы между СССР и Румынией через центральную часть плотины;
на море - по внешней границе территориального моря в соответствии с национальным законодательством (в России государственная граница на море проходит на расстоянии 12 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря) или соглашениями с сопредельными государствами. Такие соглашения заключены, например, с Норвегией и Финляндией.
Воздушная граница (боковая) представляет собой вертикальную плоскость, восстановленную по линии прохождения сухопутной и водной государственной границы. Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от космического пространства, международным правом не установлен. По утверждающемуся в международной практике мнению высотный предел воздушного пространства составляет примерно 110 км от поверхности Земли - наименьшая устойчивая высота орбиты искусственных спутников Земли.
Государственная граница между сопредельными государствами определяется и устанавливается путем делимитации и демаркации, которые осуществляются смешанными комиссиями, образованными заинтересованными государствами на паритетных началах.
Делимитация - это определение в договорном порядке общего направления прохождения линии государственной границы с обозначением ее на картах, схемах и планах. При делимитации составляется подробное описание прохождения линии границы, исключающее двоякое толкование, с нанесением ее на карты и схемы по специально выбранным и согласованным естественным или искусственным точкам или ориентирам (рекам, ручьям, горным вершинам, хребтам и т.д.).
Демаркация- это проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками (пирамидами, столбами, буями, створными знаками, маяками и т.п.). При демаркации составляется протокол - подробное описание прохождения линии границы на местности со схемами, фотографиями и описанием каждого пограничного знака и его отличительных характеристик (размеры, цвет, характеристики огней и т.д.).
При обозначении линии границы на местности возможны небольшие отклонения от делимитационного описания (особенно вблизи населенных пунктов), возникающие разногласия разрешаются смешанными комиссиями, а в особых случаях - на дипломатических переговорах. Все документы по делимитации и демаркации являются составными частями договоров о территориальном разграничении, уступке, обмене, продаже территорий и подлежат утверждению высшими органами государственной власти сопредельных договаривающихся государств.
Редемаркация- это проверка ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков. Такая редемаркация была произведена в районе реки Араке на советско-турецкой границе в 1967-1972 гг.
Государственные границы неприкосновенны и нерушимы. Принцип нерушимости границ получил договорное подтверждение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.: государственные границы "могут изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности". Любое посягательство на неприкосновенность и нерушимость государственных границ может пресекаться всеми имеющимися законными средствами, в том числе при необходимости и силой оружия.