Сотрудничество в экологической, научно-технической, культурной и других областях
Распад Советского Союза, появление большого числа независимых государств существенно затруднили проведение мер в области охраны окружающей природной среды на бывшей территории СССР. Особенность возникшей ситуации состояла в том, что целый ряд экологических проблем, которые раньше были внутригосударственными, приобрели международный характер и потребовали координации усилий новых государств.
Среди целей Содружества, определенных в его Уставе, - осуществление сотрудничества в области экологии. В ст. 19 Устава одним из направлений сотрудничества названы осуществление совместных природоохранных мероприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
В феврале 1992 г. страны СНГ подписали Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. В соответствии с ним государства вырабатывают и проводят согласованную политику в области экологии и охраны окружающей природной среды с учетом ранее заключенных международных соглашений. Страны СНГ обязались на своей территории:
разрабатывать и принимать законодательные акты, экологические нормы и стандарты в области природопользования и охраны окружающей среды;
вести учет природных ресурсов и их использования по количественным и качественным показателям и проводить экологический мониторинг;
осуществлять эффективный государственный контроль за состоянием и изменением окружающей природной среды и ее ресурсов;
принимать меры по воспроизводству живых ресурсов, сохранению и восстановлению биологического разнообразия.
Для выполнения положений данного Соглашения государства СНГ создали Межгосударственный экологический совет, а при нем Межгосударственный экологический фонд.
Государства Содружества заложили довольно прочную правовую базу сотрудничества в области науки и техники. В 1992 г. ими заключено Соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Этим документом были определены основные направления межгосударственного научно-технического сотрудничества. В целях координации взаимодействия государств в рамках Соглашения создан Межгосударственный научно-технический совет.
С 1992 г. действует Соглашение о совместном использовании научно-технических объектов в рамках СНГ. Межгосударственный обмен научно-технической информацией регулируется соответствующим Соглашением 1992 г. В соответствии со специальным Соглашением страны СНГ согласованно развивают государственные системы стандартизации, метрологии и сертификации.
Страны Содружества участвуют в освоении космоса. Заключено несколько соглашений, в том числе: о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1991 г.; о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ 1992 г.; о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1992 г. Создан Межгосударственный совет по космосу - координирующий орган по формированию и реализации межгосударственных программ в области исследования и использования космического пространства.
В июне 1992 г. страны СНГ заключили Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения. Руководствуясь принципами гуманизма, стороны обязались оказывать экстренную и неотложную медицинскую помощь гражданам государств Содружества без взаимных компенсаций затрат, плановую медицинскую помощь по направлению учреждений здравоохранения с возмещением затрат направляющей стороной либо на условиях, предусмотренных специальными двусторонними договорами.
В мае 1992 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в области культуры.Страны СНГ взяли обязательство создавать благоприятные условия для развития культурных связей и культурного обмена и сотрудничества в области театрального, музыкального, изобразительного, эстрадного и циркового искусства, кино, телевидения и радиовещания, библиотечного и музейного дела, охраны и рационального использования памятников и других объектов культурно-исторического наследия, самодеятельного народного творчества, народных промыслов и других видов культурной деятельности.
По Соглашению между государствами - участниками СНГ в области образованияот 15 июля 1992 г. всем лицам, проживающим на их территориях, гарантируются равные права на образование и его доступность независимо от национальной принадлежности и других различий. Лица, постоянно проживающие на территории одного из государств-участников и имеющие гражданство другого государства-участника, получают образование на всех уровнях, а также ученые степени и звания на условиях, установленных для граждан государства-участника, на территории которого они постоянно проживают.
3 февраля 1994 г. в Тбилиси подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о сотрудничестве в области культуры, науки и образования, по которому каждая из сторон, его заключивших, гарантирует гражданам другой стороны, проживающим на ее территории, равные со своими гражданами права на образование, его доступность и равноправие всех образовательных учреждений независимо от языка обучения. Стороны изучают вопрос о взаимном признании дипломов, свидетельств об образовании и ученых степеней и званий, выдаваемых или присваиваемых компетентными учреждениями обеих стран, с целью достижения соглашения об эквивалентности.
По аналогичному Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана, подписанному 18 мая 1995 г., гражданам этих стран гарантируются аналогичные права на образование. Стороны этого Соглашения признают эквивалентными выданные до 1 января 1993 г. документы об образовании, ученых степенях и званиях, квалификационные аттестаты и дипломы и, учитывая осуществляемые реформы в сфере образования, разрабатывают положения по взаимному признанию новых документов об образовании, ученых степенях и званиях.
Согласно Соглашению между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством образования Республики Молдова о сотрудничестве в области дошкольного, общего, начального профессионального и педагогического образования, подписанному 8 октября 1996 г., стороны договариваются до принятия межправительственного соглашения о признании документов об образовании, об ученых степенях и званиях взаимно признавать документы государственного образца об общем образовании, начальном и среднем профессиональном образовании, дающие право на поступление в образовательные учреждения сторон или продолжение обучения в них. Стороны не препятствуют индивидуальному приему граждан государства другой стороны в свои образовательные учреждения на основе конкурса и в порядке, установленном соответствующими образовательными учреждениями.
24 ноября 1998 г. между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации подписано Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств - участников Соглашения на поступление в государственные учебные заведения сторон на основе взаимно признаваемых эквивалентными документов государственного образца как на места, финансируемые из государственного бюджета, так и на места с оплатой стоимости обучения по договорам в соответствии с правилами приема, утвержденными государственным учебным заведением.
На январь 1998 г. в рамках СНГ заключено около 1300 многосторонних и двусторонних соглашений. К сожалению, добрая половина из них значатся только на бумаге, а в жизни они не действуют. Поэтому одна из главных задач будущего развития СНГ - повысить эффективность механизма реализации заключенных соглашений.
В октябре 1994 г. Совет глав государств принял Меморандум "Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств". Разрабатывается Программа интеграционного развития СНГ. Предстоит последовательно формировать эффективную интеграционную структуру Содружества. Особое значение при этом приобретает согласованность действий стран СНГ, предпринимаемых на межгосударственном и межправительственном уровнях, а также в рамках Межпарламентской ассамблеи.
Назрела необходимость совершенствования и повышения эффективности уставных органов и рационализации структуры Содружества.
Жизнь требует создания механизма взаимодействия государств СНГ, обеспечивающего выполнение многосторонних международных соглашений в органичном сочетании с принятием уставными органами Содружества оперативных, в том числе обязательных, решений в пределах их компетенции и выработкой эффективной системы контроля в этой сфере. Возникает потребность в предоставлении некоторым органам СНГ определенных надгосударственных полномочий в согласованных сферах.
Интеграционный процесс в рамках СНГ должен быть ускорен. Однако он должен носить естественный характер. Все это в полной мере зависит от доброй воли его участников. Осознанное стремление народов к интеграции требует продолжить поиск новых более тесных организационных мер сотрудничества государств Содружества.
СОЮЗ БЕЛАРУСИ И РОССИИ
Наиболее тесное сотрудничество в рамках Содружества сложилось между Россией и Беларусью.
2 апреля 1996 г. президенты двух государств подписали договор об образовании Сообщества России и Беларуси. Перед Сообществом была поставлена задача формирования единого экономического пространства, восстановления объединенной транспортной и энергетической системы, общего научно-технологического и информационного пространства, формирования единой законодательной и нормативно-правовой базы.
2 апреля 1997 г. президентами двух государств был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, а 23 мая 1997 г. - Устав Союза. Главными целями Союза стали дальнейшее правовое закрепление отношений сотрудничества, повышение уровня жизни наших народов, ускорение социально-экономического развития государств, обеспечение безопасности Союза, согласование внешней политики.
В конце 1998 г. Россия и Беларусь сделали исторический шаг по пути единения двух братских стран и народов: 25 декабря в г. Москве президенты двух государств подписали Декларацию о создании в 1999 г. Союзного государства, Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.
На пути создания Союзного государства Россия и Беларусь осуществят следующие совместные шаги:
в политической сфере - до середины 1999 г. будет разработан и вынесен на всенародное обсуждение Договор об объединении России и Беларуси в Союзное государство; будут созданы единые государственные органы и соответствующие наднациональные органы управления, сформирован единый бюджет; будет выработан механизм проведения общей политики в международных делах, в вопросах обороны и безопасности;
в экономической сфере- ксередине 1999 г. будет создана единая для всех субъектов хозяйствования правовая среда, сформировано единое таможенное пространство, унифицированы гражданское и налоговое законодательство, валютное регулирование и денежно-кредитная система;
в социально-гуманитарной сфере- будет активно осуществляться сближение социальных стандартов и гарантий трудовой деятельности, пенсионного обеспечения, предоставления льгот, применения норм безопасности труда. Будут обеспечены соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, единство подходов к развитию образования, культуры и науки, взаимообогащения национальных культур при сохранении и развитии этнической и языковой самобытности народов.
В связи с подписанием Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выступил с Заявлением, в котором поддержал документ, направленный на продолжение и углубление устойчивого поэтапного движения к добровольному объединению России и Беларуси в союзное государство при сохранении их национального суверенитета. Совет Федерации считает, что Российская Федерация и Республика Беларусь вступят в XXI век как союзное государство и смогут, используя результаты углубленной интеграции, обеспечить динамичное развитие экономики, решить социальные проблемы во имя благополучия и повышения уровня жизни народов обоих государств. По мнению Совета Федерации, имеются все предпосылки для того, чтобы создаваемое союзное государство заняло достойное место в международном сообществе.
28 апреля 1999 г. президенты России и Беларуси подписали в Москве 11 совместных документов и три концепции, определяющие сближение правил жизни двух государств в ряде конкретных областей.
Таким образом, можно констатировать, что курс на создание Союзного государства выдерживается, и можно надеяться, что совсем скоро оба наших народа будут жить единой семьей.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каким образованием является СНГ с точки зрения международного права?
2. Назовите цели и принципы Содружества.
3. Каковы функции органов СНГ?
4. Расскажите о военно-политическом сотрудничестве в рамках Содружества.
5. Как решается проблема прав человека в СНГ?
6. Как осуществляется экономическое сотрудничество в СНГ?
ЛИТЕРАТУРА
Блищенко И.П. Международно-правовые проблемы государств, входящих в СНГ // Московский журнал международного права. 1997. № 1. С. 4.
Гречко Л. В., Шинкарецкая Г. Г. Понятие конфедерации и СНГ //
МЖМП. 1994. № 2. С. 63.
Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Государств. М., 1995.
Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М., 1997.
О совершенствовании правовых и политических основ деятельности СНГ (рекомендации Российской академии наук) // Дипломатический вестник. 1994. № 19-20. С. 57.
Политико-правовые проблемы Содружества Независимых Государств // Государство и право. 1993. № 7. С. 107.
Пустогаров В. Правовой статус СНГ // Государство и право. 1993. № 2. С. 27.
Пустогаров В. Содружество в ракурсе международного права // Международная жизнь. 1992. № 8. С. 23.
Страны бывшего СССР и европейская безопасность. М., 1994.
Фисенко В.Н., Фисенко И.В. Хартия сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств // МЖМП. 1993. № 3. С. 37.
Шреплер Х.-А. Международные экономические организации. Справочник. М., 1998. С. 270.