Международные морские и авиационные организации

Впервые в международном плане идея о создании организации по вопросам морского судоходства обсуждалась на конференциях в Вашингтоне в 1889 г. и в Петербурге в 1912 г.

После второй мировой войны проблемой учреждения постоянного межправительственного органа для координации усилий государств в области судоходства стала заниматься ООН. По инициативе этой организации в 1948 г. была созвана Конференция с целью рассмотрения вопроса о создании межправительственной организации по судоходству. Эта конференция обсудила и одобрила Конвенцию о Международной морской организации (вступила в силу в 1958 г.).

Целями Международной морской организации(ИМО) являются: а) обеспечение механизма сотрудничества между правительствами в области правительственного регулирования и мероприятий, относящихся ко всякого рода техническим вопросам, затрагивающим международное торговое судоходство; б) содействие всеобщему принятию самых высоких практически возможных стандартов в вопросах, касающихся безопасности на море и эффективности судоходства, предотвращения и контроля загрязнения моря с судов; в) решение правовых вопросов, вытекающих из целей, предусмотренных в Конвенции 1958 г.; г) поощрение устранения дискриминационных мер и излишних ограничений, предпринимаемых правительствами в отношении международного торгового судоходства; д) обеспечение рассмотрения организацией вопросов, касающихся судоходства, которые могут быть переданы ей любым органом или специализированным учреждением ООН.

Руководящими и постоянными вспомогательными органами ИМО являются Ассамблея, Совет (состоит из 32 членов), Комитет па безопасности на море, Юридический комитет, Комитет по защите морской среды, Комитет по техническому сотрудничеству и Подкомитет по упрощению формальностей в морском судоходстве.

Деятельность ИМО имеет 6 основных направлений: безопасность на море, предотвращение загрязнения, упрощение формальностей в морском судоходстве, морское профессиональное образование, разработка и одобрение конвенций и техническая помощь.

За период своей деятельности ИМО разработала и приняла более 40 конвенций и поправок к ним и примерно такое же количество международных кодексов и наставлений. Наиболее важными из этих конвенций являются: Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (вступила в силу в 1980 г.); Международная конвенция о грузовой марке 1966 г. (вступила в силу в 1968 г.); Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов на море 1972 г. (вступила в силу в 1977 г.); Международная конвенция о безопасных контейнерах 1972 г. (вступила в силу в 1977 г.); Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи 1976 г. (вступила в силу в 1979 г.); Международная конвенция о безопасности рыболовных судов 1977 г. (в силу не вступила); Международная конвенция о поиске и спасании на море 1979 г. (вступила в силу в 1985 г.); Международная конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г. (вступила в силу в 1975 г.); Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. (вступила в силу в 1975 г.); Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (вступила в силу в 1984 г.);

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. (в силу не вступила), Международная конвенция по аресту судов 1999 г. (в силу не вступила).

При ИМО функционируют Всемирный морской университет в Мальте, Морская транспортная академия в Триесте и Международный институт морского права в Валлетте.

Членами ИМО являются 156 государств, в том числе Россия. Штаб-квартира расположена в г. Лондоне.

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).Создана в 1976 г. Ее целями являются обеспечение космического регмента, необходимого для улучшения морской связи, и содействие тем самым удовлетворению нужд в более совершенных средствах общественной связи, повышению безопасности мореплавания, охране человеческой жизни на море, эффективности судоходства, а также улучшению управления флотом. Организация действует исключительно в мирных целях (ст. 3 Конвенции об ИНМАРСАТ).

В своей деятельности ИНМАРСАТ руководствуется следующими основными принципами: а) универсальность и недискриминация (представление всем государствам, их судам спутниковой связи, возможность любого государства стать членом ИНМАРСАТ); б) поддержание мира и международной безопасности, реализуемой в положении, согласно которому организация будет осуществлять свою деятельность исключительно в мирных целях; в) суверенное равенство государств.

Руководящими и постоянными вспомогательными органами ИНМАРСАТ являются Ассамблея, Совет (входит 24 члена), технико-экономический и административный комитеты.

Система ИНМАРСАТ включает космический сегмент, береговые земные станции, судовые земные станции и систему контроля.

ИНМАРСАТ может быть собственником или арендатором космического сегмента. Космическими сегментами пользуются суда всех стран на условиях, определяемых Советом. При определении таких условий Совет не должен проводить дискриминации по национальному признаку в отношении морских или воздушных судов или подвижных земных станций на суше. Береговые наземные станции строятся и эксплуатируются участниками Организации в соответствии с техническими требованиями ИНМАРСАТ. Земные станции на суше, работающие через космический сегмент ИНМАРСАТ, размещаются в пределах сухопутной территории, находящейся под юрисдикцией какой-либо стороны, и являются полной собственностью стороны или организаций, подчиненных ее юрисдикции.

Для- пользования космическим сегментом ИНМАРСАТ все земные станции должны иметь разрешение Организации. Любая заявка на получение такого разрешения подается в штаб-квартиру ИНМАРСАТ участником эксплуатационного соглашения об ИНМАРСАТ 1976 г., на территории которой расположена или будет расположена земная станция. Судовые земные станции - это терминалы спутниковой связи, которые приобретаются или арендуются отдельными судовладельцами или операторами у фирм, производящих эти станции или соответствующее судовое оборудование.

Членами ИНМАРСАТ являются 72 государства, в том числе Россия. Штаб-квартира расположена в г. Лондоне.

В апреле 1998 г. Ассамблея ИНМАРСАТ утвердила поправки к Конвенции об ИНМАРСАТ, а Совет этой организации одобрил поправки к Эксплуатационному соглашению об ИНМАРСАТ. После вступления поправок в силу ИНМАРСАТ будет называться Международной организацией подвижной спутниковой связи. Целями Организации являются: а) гарантия непрерывного обеспечения глобальных служб морской спутниковой связи в целях бедствия и обеспечения безопасности; б) предоставление услуг без дискриминации по национальному признаку; в) осуществление деятельности исключительно в мирных целях; г) стремление обслуживать все районы, где имеется потребность в подвижной спутниковой связи, уделяя должное внимание сельским и удаленным районам развивающихся стран; д) действие в рамках, совместных со справедливой конкуренцией, с соблюдением применимых законов и правил (ст. 3). Основными органами ИНМАРСАТ будут Ассамблея и Секретариат. Для организации эксплуатации системы ИНМАРСАТ создана коммерческая компания "ИНМАРСАТ Pel".

Позитивную роль в регулировании международных морских отношений играют и другие международные организации, например, Балтийская и международная морская организация, Международная палата судоходства, Международная ассоциация маячных служб, Ассоциация латиноамериканских судовладельцев,

Международная организация гражданской авиации (ИКАО).Идея создания всемирной международной организации в области гражданской авиации возникла еще в первые годы XX в. одновременно с началом быстрого развития воздушного транспорта. Первой межправительственной организацией в этой области явилась Международная комиссия по аэронавтике (СИНА), созданная в 1909 г. В 1919 г. учреждена неправительственная организация - Международная ассоциация воздушных перевозок (ИАТА). В 1925 г. на Конгрессе международного частного права был создан Международный технический комитет юристов - экспертов по воздушному праву (СИТЕЖА).

Целями и задачами ИКАО являются разработка принципов и методов международной аэронавигации и содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, с тем чтобы: а) обеспечивать безопасное и упорядоченное развитие международной гражданской авиации; б) поощрять искусство конструирования и эксплуатации воздушных судов в мирных целях; в) поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации; г) удовлетворять потребности народов мира в безопасном регулярном, эффективном и экономическом воздушном транспорте; д) предотвращать экономические потери, вызванные неразумной конкуренцией; е) обеспечивать полное уважение прав договаривающихся государств и справедливые для каждого договаривающегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении; ж) избегать дискриминации в отношении договаривающихся государств; и) способствовать безопасности полетов в международной аэронавигации; к) оказывать общее содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.

Высшим органом ИКАО является Ассамблея. Она собирается на сессии один раз в три года. Ассамблея рассматривает отчеты Совета и принимает по ним соответствующие меры, а также выносит решения по любому вопросу, переданному ей Советом. В ее компетенцию входит утверждение бюджета и финансового отчета Организации.

Совет ИКАО является постоянным органом, ответственным перед Ассамблеей. Он состоит из 33 членов, избираемых Ассамблеей на трехлетний период. При выборах обеспечивается надлежащее представительство государств, играющих ведущую роль в воздушном транспорте; государств, не включенных на ином основании, которые вносят наибольший вклад в предоставление средств для обслуживания для международной гражданской авиации; государств, не включенных на ином основании, назначение которых обеспечивает представительство в Совете всех основных географических районов мира.

Одной из основных функций Совета является принятие международных стандартов и рекомендуемой практики, оформление их в качестве приложений к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. В настоящее время 18 приложений конвенции содержат более 4000 стандартов и рекомендаций. Стандарты являются обязательными для государств - членов ИКАО. Основными рабочими органами ИКАО являются Аэронавигационная комиссия, Авиатранспортный комитет, Юридический комитет, Комитет по совместной поддержке, Финансовый комитет, Комитет по незаконному вмешательству, Комитет по кадрам и Комитет по техническому сотрудничеству.

Деятельность ИКАО в юридической области связана с разработкой проектов конвенций. Юридический комитет подготовил проекты 15 международных документов, первый из которых был принят Ассамблеей ИКАО, а последние 14 - дипломатическими конференциями.

В частности, Женевская конвенция 1948 г. касается международного признания прав в отношении воздушных судов. Она разработана для обеспечения признания на международной основе права собственности и других прав в отношении воздушных судов, с тем чтобы при пересечении воздушным судном государственной границы интересы носителя таких прав были бы защищены.

Римская конвенция 1952 г. касается причинения ущерба иностранным воздушным судном третьей стороне на поверхности Земли. Конвенция включает принцип исключительной ответственности эксплуатанта воздушного судна за ущерб, причиненный третьей стороне на поверхности, но устанавливает ограничения суммы компенсации. Она также предусматривает обязательное признание и исполнение решений иностранных судебных инстанций. Дипломатическая конференция 1978 г. дополнила Римскую конвенцию Монреальским протоколом, который упростил конвенцию и установил пределы ответственности.

ИКАО разработала также проекты протоколов 1955, 1971 и 1975 гг. к Варшавской конвенции 1929 г. Токийская конвенция 1963 г. предусматривает, что государство регистрации воздушного судна правомочно осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений и действий, совершенных на борту этого воздушного судна. Ее цель заключается в том, чтобы преступления, где бы они ни были совершены, не остались бы безнаказанными. В Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. дается определение акта незаконного захвата, а государства-участники обязуются применять в отношении такого преступления суровые меры наказания. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. касается в основном актов, отличных от тех, которые имеют отношение к незаконному захвату воздушных судов. Она определяет широкий спектр незаконных актов, направленных против безопасности гражданской авиации, а государства-участники обязуются применять в отношении этих преступлений суровые меры наказания. Конвенция содержит специальные положения о юрисдикции, заключении под стражу, уголовном преследовании и выдаче предполагаемого преступника.

Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. призвана способствовать предотвращению актов незаконного вмешательства, связанных с использованием пластических веществ, путем наложения на стороны обязательств по принятию надлежащих мер, обеспечивающих маркировку таких взрывчатых веществ в целях облегчения их обнаружения. Государства-участники обязуются предпринимать необходимые эффективные меры по запрещению и предупреждению изготовления на своей территории немаркированных взрывчатых веществ.

ИКАО подготовила и одобрила ряд поправок к Чикагской конвенции (например, статьи 83 bis и 3 bis).

Членами ИКАО являются более 180 государств, в том числе Россия. Штаб-квартира находится в г. Монреале (Канада).

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА).Создана в 1945 г., является ведущей неправительственной организацией, объединяющей около 200 авиакомпаний 70 стран (Аэрофлот - член ИАТА).

Цели и задачи Ассоциации определены в ст. 3 Устава и сводятся к следующему: а) содействие развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта в интересах народов мира; б) поощрение коммерческой деятельности авиапредприятий; в) поддержка мероприятий, направленных на улучшение экономических результатов их деятельности; г) разработка мер для развития сотрудничества между авиапредприятиями, участвующими в международных воздушных сообщениях; д) развитие сотрудничества с ИКАО и другими международными организациями.

Руководящие и постоянные рабочие органы ИАТА: Общее собрание, Исполнительный комитет, комитеты (по перевозкам, финансовый, технический, юридический, по борьбе с угоном самолетов и хищением багажа и грузов).

ИАТА разрабатывает рекомендации по уровню, построению и правилам применения тарифов на авиаперевозки пассажиров, багажа и грузов, утверждает единые правила авиаперевозок, подробно регламентирует порядок пользования льготами и скидками с тарифов, вырабатывает общие стандарты обслуживания пассажиров, ведет работу по обобщению и распространению экономического и технического опыта эксплуатации авиалиний. Через свой специальный расчетный орган (клиринговую палату) ИАТА осуществляет финансовые расчеты между авиакомпаниями-членами.

Межгосударственный авиационный комитет(МАК) создан на основании ст. 8 Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 30 декабря 1991 г. (Россия - участник). Он совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает авиационные правила по нормированию летной годности гражданской авиационной техники и процедурам сертификации воздушных судов и их компонентов, правил производства авиационной техники, правил сертификации международных и категорированных аэродромов и их оборудования, а также нормирования воздействия авиации на окружающую среду.

МАК пользуется на территории каждого государства-члена такой правоспособностью и правосубъектностью, которые необходимы для выполнения его функций.

Штаб-квартира МАК расположена в г. Москве.

На международной арене активную роль играют и другие межправительственные и неправительственные организации, например, Международный совет эксплуатантов аэропортов, Международное общество авиационной электросвязи, Международная ассоциация гражданских аэропортов, Ассоциация африканских авиакомпаний, Латиноамериканская комиссия гражданской авиации.

Наши рекомендации