История создания международных организаций

Право международных организаций - это отрасль международного публичного права, принципы и нормы которого регламентируют порядок создания и деятельности международных организаций, их взаимоотношения с другими субъектами этого права.

В российской литературе XIX и начала XX вв. право международных организаций считалось частью международного административного права. Как писал крупнейший специалист по международному праву П.Е. Казанский, "международной администрации предстоит великое будущее, развитие международного права будет состоять преимущественно в развитии международного права... Мировая жизнь ставит задачи, которые не под силу отдельным народам. Им приходится соединяться в крупные всемирные союзы для того, чтобы сообща достигнуть общих целей"*.

* Казанский П.Е. Учение о международной администрации. Одесса, 1901. С. 36.

Видный российский юрист-международник Н.Н. Голубев провел в конце XIX в. детальный анализ истории возникновения международных органов и организаций. Он собрал все примеры и неудавшиеся попытки создания международных административных комиссий; проследил развитие каждого учреждения и всего института международных организаций; выяснил юридическую природу комиссий и причину их появления. В своей докторской диссертации "Международные административные комиссии XIX века. Очерки теории и практики" (Ярославль, 1908 г.) Н.Н. Голубев изложил историю возникновения и правовой статус: 1) санитарных комиссий; 2) учреждений, созданных для безопасности и судоходства в Африке, Азии и на Балканском полуострове; 3) финансовых советов по управлению службой государственного долга и контроля над финансами; 4) комиссий для безопасности и благоустройства в отдельных областях; 5) международного управления по европейским рекам*.

* См.: Грабарь В.Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917). М., 1958. С. 425-426.

Международные организации являются основным организатором общения государств. Как отмечал Ф.Ф. Мартенс, "цивилизованные народы нуждаются в международных сношениях для возможности сохранить свое самостоятельное политическое бытие. То правительство, которое не следовало бы за изобретениями и усовершенствованиями в области военной техники и искусства, вводимых в других государствах, и не пользовалось бы ими, лишило бы свою страну необходимых средств обороны. ... Международное общение не имело бы смысла, если бы взаимные отношения государств представляли состояние дикости"*.

* Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. М., 1996. С. 163-164, 167.

В Древней Греции в VI в. до н.э. были созданы первые постоянные международные объединения*. Это были союзы городов и общин (например, Лакедеминская и Делосская Симмакии) или религиозно-политические союзы племен и городов (например, Дельфийско-Фермопильская амфиктиония). Они были прообразами будущих международных организаций. Ф.Ф. Мартенс справедливо подчеркивал, что "хотя эти союзы и были вызваны специально религиозными целями, но оказывали свое действие вообще на сношения между греческими государствами: подобно другим социальным факторам, они сближали народы и смягчали их замкнутость"**.

* Анализ истории возникновения международных организаций дан в работах Л.А. Кемеровского "Вопрос о международной организации Соединенные Штаты Европы" (М., 1905); А.С. Ященко "Международный федерализм. Идея юридической организации человечества в политических учениях до конца XVIII века" (М., 1908); Н. Голубева "Задачи и приемы исследования вопроса о международной организации" (Юридические записки. 1913. Т. 1-2).

** Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. М., 1996. С. 45.

Следующим этапом развития международных организаций явилось создание международных экономических и таможенных объединений. Первым таким союзом был Ганзейский торговый союз, который вывел из состояния средневекового варварства всю Северную Германию. В начале XIX в. был создан Германский таможенный союз. Все государства, вошедшие в этот Союз, должны были подчиняться одинаковым законам относительно ввоза, вывоза и транзита товаров. Все таможенные пошлины признавались общими и распределялись между членами Союза по количеству народонаселения.

Специалисты в области права международных организаций считают, что первой межправительственной организацией в ее классическом понимании была Центральная комиссия по судоходству на Рейне, созданная в 1831 г.

Во второй половине XIX в. были созданы Международный союз для измерения земли (1864 г.), Всемирный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международное бюро мер и весов (1875 г.), Международный союз для защиты литературной и художественной собственности (1886 г.), Международный союз железнодорожных товарных сообщений (1890 г.). Все эти организации имели постоянные органы, фиксированных членов и штаб-квартиры. Компетенция их ограничивалась обсуждением специализированных проблем.

После первой мировой войны государства приступили к созданию международной организации по поддержанию мира и международной безопасности. В 1919 г. была образована Лига Наций,главной целью которой являлись обеспечение всеобщего мира и содействие международному сотрудничеству государств (СССР вступил в эту организацию в 1934 г.). Лига Наций была ликвидирована 18 апреля 1946 г.

Основными органами Лиги Наций являлись Собрание всех представителей членов Лиги, Совет и постоянный секретариат.

Лига Наций признавала, что всякая война "интересует Лигу в целом" и последняя должна принять все меры для сохранения мира. По требованию любого члена Лиги немедленно созывался Совет. В случае возникновения конфликта между членами Лиги Наций они должны были подвергнуться его разбирательству либо третейским судом, либо Советом.

Если какой-либо член Лиги прибегал к войне вопреки принятым на себя обязательствам, то остальные члены обязывались немедленно порвать с ним всякие торговые и финансовые отношения, а Совет должен был предложить различным заинтересованным правительствам выставить тот или иной контингент войск, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

Устав Лиги Наций признавал необходимым ограничение национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим действием. Совету Лиги предлагалось, учитывая географическое положение и особые условия каждого государства, подготовить планы ограничения вооружений и внести их на рассмотрение заинтересованных правительств.

По мнению специалистов, Лига Наций не смогла справиться со своей основной уставной задачей, связанной с мирным урегулированием международных конфликтов. Она не смогла предотвратить вторую мировую войну, а также нападение Японии на Китай, Италии - на Эфиопию, Германии - на Австрию и Чехословакию, Италии - на Испанию и т.д.

Наши рекомендации