Источники международного права

Источники международного права- это формы существования международно-правовых норм, в которых выражены согласованные самими субъектами международного права и признаваемые ими правила поведения (см. § 2). Иными словами, источники международного права – это формы воплощения конечного результата нормотворческого процесса по согласованию воли суверенных государств и других субъектов международного права, получившего выражение в договорных или обычных международно-правовых нормах.

В многовековой международной практике государств сложились два основных источника международного права – международный договор и международный обычай.

В соответствии со ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. международный договор "означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования" (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами, письмами и др.).

Именно в международном договоре в письменной форме определяются цели заключения международного договора, объект договора, закрепляются права и обязанности договаривающихся сторон, порядок и условия вступления договора в силу, срок действия договора, иногда устанавливается ответственность сторон за неисполнение договорных обязательств и другие согласованные и обязательные к исполнению положения. Прошедший все стадии заключения международный договор является законным средством доказывания в международных и национальных судебных органах и учреждениях (см. гл. VII).

Большинство государств различных правовых систем в законодательном порядке подтверждают правопреемство в отношении международных договоров и обязательность выполнения международных договоров, участниками которых они являются, подчеркивают приоритетность международно-правовых норм над внутригосударственными нормами и первоочередное их исполнение. В п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 г. говорится, что "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Аналогичные положения имеют место и в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" 1995 г.

Международный обычай – это длительно повторяемое в аналогичной ситуации (обстановке) правило поведения, которое молчаливо признается и выполняется субъектами международного права в их международной практике в качестве обычной международно-правовой нормы. Статья 38 Статута Международного суда ООН определяет "международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы".

Иными словами, для того чтобы определенное правило поведения стало международным обычаем (обычной международно-правовой нормой), оно должно удовлетворять одновременно трем условиям: длительности наличия повторения, проявления в аналогичной ситуации (обстановке), наличия согласия самих субъектов международного права признавать такое правило поведения в качестве международного обычая. При этом международная практика свидетельствует о том, что "историческая длительность" повторяемости правила поведения под влиянием научно-технического прогресса неуклонно сокращается. Если, например, на признание свободы судоходства в рамках возникшего впоследствии принципа свободы открытого моря в качестве международного обычая потребовались века, то на признание свободы прокладки подводных кабелей и трубопроводов потребовалось значительно меньше времени, на признание свободы научных исследований – еще меньше, а на признание свободы исследования и использования космического пространства – минимальный срок.

Особенно много международных обычаев в праве внешних сношений и в международном морском праве: главу правительства иностранного государства встречает глава правительства принимающего государства ("равный встречает равного"); для встречи главы иностранного государства на летном поле выстраиваются почетный караул и оркестр; при встрече в открытом море торгового судна с военным кораблем иностранного государства торговое судно первым салютует военному кораблю приспусканием своего флага до половины флагштока, военный корабль, поравнявшись с торговым судном, салютует ему своим флагом, приспуская его и тотчас же поднимая до места; при встрече в открытом море эсминца одного государства с крейсером другого государства первым приветствует эсминец длинным свистком или звуком горна с выстраиванием личного состава вдоль борта лицом к крейсеру, крейсер, в свою очередь, осуществляет такие же действия, а по расхождении с эсминцем первым дает сигнал отбоя, повторяемый эсминцем. Несоблюдение этого правила считается грубым нарушением старейшего международного морского обычая, умалением престижа и достоинства государства флага военного корабля (или государства флага военного корабля старшего класса) и может повлечь за собой дипломатический протест в адрес государства флага торгового судна или государства флага военного корабля низшего класса, нарушившего этот обычай.

Международной практике государств известны многочисленные случаи, когда одни и те же правила поведения для одних государств существуют в договорной форме, а для других государств в форме международных обычаев. Это имеет место тогда, когда одни государства уже стали участниками какой-либо конвенции, а другие, не участвуя в ней, выполняют те же самые договорные международно-правовые нормы в качестве обычных международно-правовых норм. Например, многие государства ратифицировали Женевские конвенции 1958 г. по морскому праву (см. гл. XVII), однако есть и много государств, которые или не ратифицировали их вообще или ратифицировали только некоторые из них. Но и те и другие государства строго выполняли (и выполняют до сих пор) одни и те же правила поведения, которые для первой группы государств выступали в виде договорных норм, а для второй группы государств – в виде международных обычаев.

Еще пример: СССР многие годы не был участником Конвенции о консульских сношениях 1963 г. (см. гл. IX), однако практически все правила, кодифицированные в этой Конвенции, он выполнял как обычные международно-правовые нормы.

Некоторые авторы называют такие нормы нормами двойного функционирования. С таким названием, на наш взгляд, невозможно согласиться. На самом деле норм двойного функционирования просто не существует. Существование какого-либо правила поведения в двух формах (в договорной форме и в форме международного обычая) никак на говорит о двойном функционировании самого этого правила поведения. Функционирование одного и того же правила поведения никоим образом не принимает форму двойного функционирования, как это бывает, например, с объектами двойного предназначения: для мирных целей и для целей военного использования. Правильнее, на наш взгляд, говорить не о нормах двойного функционирования, а о нормах (правилах поведения), выраженных в двух различных формах: в форме договорной нормы и в форме обычной нормы.

Наши рекомендации