Тактические «пространства» избирательной кампании
Основные тактические приемы достаточно хорошо известны даже начинающему организатору избирательных кампаний. Однако правильное их применение, дающее наибольший эффект - далеко не такая простая задача. Введение понятия «тактического пространства» дает возможность прояснить эффективность использования тех или иных тактических приемов в различных ситуациях избирательных кампаний.
Время
Распределение усилий по времени - один из основных тактических приемов избирательной кампании. Выделение основных, качественно отличных друг от друга временных этапов кампании -часто далеко не простая задача. Обычно выделяют такие временные этапы, как:
1- Подготовительный этап - за год и более до выборов
2. Этап планирования кампании ~ за ТРИ месяца до начала кам-
пании
3. Институирование кандидата _ за месяц до начала кампании
4. Этап агитации и пропаганды - с момента принятия решения и
до «дня выборов»
5. Собственно выборы (День - за два дня до выборов и до реше-
выборов) ния избирательной комиссии
6. Этап защиты результатов вы- - постоянно
боров
7. Этап агитационной работы - на следующий день после «Дня
после выборов выборов»
1. Подготовительный этап проводится до официального объявления начала кампании (за год и более).
Этот период времени обычно включает в себя проработку таких вопросов, как:
• предварительная диагностика избирательных округов,потенциально приемлемых для выдвижения;
• формирование команды по основным персоналиям;
• поиск потенциальных групп поддержки, работа с элитой иобщественными организациями;
• сбор средств, кооптирование сторонников в избирательные комиссии;
• создание досье на потенциальных соперников;
• идентификация имени кандидата;
• осуществление программы создания благоприятногообщественного мнения о кандидате (ПР);
• проводятся программы благотворительности и т. д.
Итогом этого этапа является решение кандидата о намерении баллотироваться в определенном округе.
2. На этапе планирования (за три месяца до начала) осуществляется:
• уточняющая диагностика избирательных округов;
• разрабатываются базовые документы избирательной кампании;
• разрабатывается имидж кандидата;
• осуществляется планирование разнообразных направлений кампании;
• создается система управления, штаб;
• окончательно формируется команда;
• проводится обучение;
• разрабатываются необходимые для регистрации документы и большая часть агитационных материалов и т. д.
3. На этапе институирования (регистрации) для кандидатов активно за месяц, для партий за 1,5 года осуществляется:
• юридическое оформление участия кандидата в кампании;
• устанавливается связь с избирательными комиссиями;
• сбор подписей;
• косвенная агитация за кандидата;
• регистрация кандидата и доверенных лиц;
• регистрируется избирательный фонд.
4. На этапе агитации решается главная задача - убеждение избирателей проголосовать за данного кандидата. Часто в отдельный этапвыделяются последние 10 дней кампании, как наиболее значимыедля агитации и убеждения избирателей.
5. На этапе выборов (день выборов) происходит:
• мобилизация сторонников на голосование;
• осуществляется наблюдение за ходом голосования;
• осуществляется подведение итогов кампании.
6. На этапе «защиты результатов» осуществляется противодействие попыткам соперников оспорить результаты голосования илишить кандидата победы.
7. На этапе агитационной работы после выборов - главная задача -начало новой выборной кампании. Безусловно, каждый организаторвыборов может иметь собственные представления об основныхвременных этапах кампании, главное, чтобы эти этапы были«существенно полезны» для организации и проведения избирательной кампании.