Журналистика советского периода
1.О советских СМИ можно говорить с 25.10.17 по старому стилю. Формировались путем двуединого ленинского плана: 1. ликвидация старой оппозиционной прессы, 2 создание партийной печати. Документы, регулирующие деятельность большевиков по развитию печати: а) декрет о печати, б) декрет о госмонополии на объявления, в) декрет о революционном совете печати. Процесс ликвидации оппозиционной печати завершился к 1918 году. При организации партийной печати большевики опирались на теорию Ленина (идейность, массовость, народность), которую тот сформировал еще задолго до этого. Так в 1901 году в статье «С чего начать» он определил функции партийной прессы: газета – это не только коллективный пропагандист и агитатор, но также и коллективный организатор. С этого времени пошло влияние на массы большевиками. Газета стала инструментом власти. С другой стороны большевики использовали газету как модератор общественного сознания. Так появилась явление главного героя – члена коллектива, вплоть до ХХ съезда. Ни о каком другом представителе социального слоя а тем более пережитка старой системы писать пресса не могла. Система коммунистической печати создавалась по 3-м признакам: 1. вертикальный ( ЦК, обком, райком, горком), 2 по горизонтали (основные политические слои: 1)газеты, органы партийных комитетов по социальной направленности, 2)органы профсоюзов – «Гудок» 1920 год, 3)молодежные издания – комсомол, пионерия, октябрятина «На смену»), 3 социокультурная направленность (крестьянская печать, военная, женская, на разных языках, литературно-художественная направленность – «Соловей» - толстый журнал для интеллигенции, тонкий массовый журнал – «Огонек», «Крокодил», «Экран»).
Журнал «Красная новь» апогей понимания большевиками воздействия на читателя.
Заложенная большевиками система печати успешно просуществовала все время их нахождения у власти.
Годы войны: возникло 27 военных журналов, сократилось кол-во многотиражных газет – своевременные и адекватные меры на требование времени,
понимание их большевиками.
Журналистику советского периода не надо мазать одной краской. Т.к. были свои плюсы и минусы, это было сложное яв-ие.
2.ВОВ – журн. Заговорила о солдатах, о победе. Годы войны: возникло 27 военных журналов, сократилось кол-во многотиражных газет – своевременные и адекватные меры на требование времени, понимание их большевиками.
ПР: Написанное каждым из них, Симоновым и Эренбургом, Сим - сложившаяся из очерков и публицистических статей фреска, на которой запечатлены события долгих четырех
лет жестокой войны с фашизмом. Для Эренбурга по преимуществу, главный его
жанр — статья. Излюбленный жанр Симонова — очерк, его статьи (очень емногочисленные)~в сущности, представляют собою ряд очерковых зарисовок, соединенных публицистическими или лирическими отступлениями.У Эренбур~га~~редко можно встретить описание в чистом
виде. Например, использует ^пейзаж. Симонов всегда тяготел к сюжетному стихотворению. В очерках он обычно изображает то, что видел своими глазами, делится тем, что пере-
3. После ХХ съезда появились новые герои. Врач, интеллигент, художник. Модель тогдашней идеологической прессы состояла из 3-х факторов: партийность, классовость, идейность. Свободна в выражении мнения. Вера в светлое будущее. Общение с читателем. Помощь в быту, производстве, семейных проблемах. Давала советы. ПР: Рябов «Стальная конница» - о первом тракторе. Аграновский, об учитаелях, о том, что в науку не надо идти глупым людям. «Хозяева» - Злобин – бригадир. За реордное кол-во дней строят дома. Экономят деньги , правильно расходуют материалы. Рабочие - хозяева, вот и хозяйничают. И это очень просто. Песков «Шаги по росе» - 1. мастеру 18 лет а он работаетполную смену, вместо 6 час. Вовремя успел предотвратить аварию.
2. Строительство плотины на Ангаре – энтузиазм рабочих.
4.Перестройка. Разрушение тот. Системе. Мало пишет о человеке, много о политике.
ПР: Лацис «Угроза перестройки»Изготовление много ненужных средств, а нужных нехватает. Зерноубор комб Мало зерна снимаем. Рабочий зараб деньги, а в магазинах пустые полки.
Сейчас –политич незав зато экон зависимость. Ангажированность