Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. 7 страница

│ Администрация государственных предприятий, ├───────────┤

│ учреждений и организаций │ │

└───────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────┐ │

│ Государственные служащие (чиновники) ├───────────┤

└───────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────┐ │

│ Организационные, финансовые и иные средства ├───────────┘

└───────────────────────────────────────────────┘

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.

14. Государственный аппарат: принципы организации и деятельности.

Аппарат государстваесть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов (см. схему 19).

Схема 19

┌─────────────────────────────────────────────────────┐

│ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ├──────┐

│ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА │ │

└─────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Приоритет прав и свобод человека и гражданина ├──────────┤

└─────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Демократизм ├──────────┤

└─────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Разделение властей ├──────────┤

└─────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Законность ├──────────┤

└─────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Гласность ├──────────┤

└─────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Федерализм ├──────────┤

└─────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Профессионализм ├──────────┤

└─────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Сочетание выборности и назначаемости ├──────────┘

└─────────────────────────────────────────────────┘

и другие

Такими принципами могут выступать:

принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;

принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;

принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;

принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;

учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;

принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;

принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;

принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.

15. Государственная власть: понятие и структура.

Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д.

Наши рекомендации