Военная и полицейская реформы
Развитие капиталистических отношений и поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки вооруженных сил страны. Военная реформа была проведена во многом благодаря усилиям Д.А. Милютина, занимавшего должность военного министра в 1861 – 1881 гг.
Прежде всего была создана система центрального военного управления и организованы 15 территориальных военных округов (1864 г.), что намного улучшило организацию взаимодействия различных армейских служб. Главному начальника округа (командующему) подчинялись интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское управления, инспектор военных госпиталей. Планированием операций занимался окружной штаб.
Изменилась система подготовки офицерских кадров. Вместо кадетских корпусов, учиться в которых могли только дети дворян, были образованы всесословные военные училища. Младших офицеров готовили в юнкерских училищах. Несмотря на то, что стать офицером теперь могли представители разных сословий, командный состав российской армии по-прежнему в основном пополнялся за счет дворян.
Наиболее важным элементом военной реформы стал опубликованный 1 января 1874 г. «Устав о воинской повинности». Старая сословная армия, комплектовавшаяся за счет рекрутских наборов, заменялась новой, созданной на основе всеобщей воинской повинности и бессословного призыва. Все лица, достигшие 20-летнего возраста, призывались на действительную службу по жребию. Призывники, вытянувшие отрицательный жребий, зачислялись в ополчение. В сухопутных войсках действительная служба продолжалась 6 лет (и 9 лет в запасе), а на флоте – 7 лет (и 3 года в запасе). Система призыва отличалась гибкостью, предусматривала льготы, отсрочку призыва, а также освобождение от службы для различных социальных и профессиональных категорий населения. Например, не призывали на действительную службу единственных в семье сыновей. Устанавливались сокращенные сроки службы для лиц, имевших образование (высшее – шесть месяцев, среднее – полтора года, начальное – четыре года).
Одновременно с реорганизацией и укреплением армии осуществлялась перестройка полицейского аппарата. В связи с тем, что после освобождения крестьян была упразднена вотчинная полиция, на первый план выдвигалась задача реорганизации и укрепление полиции на уездном уровне. В 1862 г., согласно «Временным правилам об устройстве полиции», в каждом уезде вся полиция (в сельской местности и уездных городах) была объединена в единую систему. Управы благочиния упразднялись. Создавались уездные полицейские управления, в которые входили градоначальник со своей канцелярией (руководство полиции уездного города) и земский исправник с земским судом (руководство полиции уезда). В более мелких территориальных единицах – станах – увеличивался штат служащих полиции: в помощь становому приставу вводилась должность полицейского урядника. Значительно были усилены полицейские подразделения в губернских городах, действовавшие под руководством полицмейстеров. Города делились на участки и околотки во главе с участковыми и околоточными надзирателями. Полиция использовала в своей деятельности различные меры пресечения: от передачи на поруки, домашнего ареста до взятия под стражу.
Была проведена централизация управления полицией. Все полицейские органы подчинялись Министерству внутренних дел. В июле 1880 г. после упразднения 3-го отделения в систему МВД были включены Отдельный корпус жандармов и губернские жандармские управления. Министр внутренних дел стал шефом жандармов. В августе 1880 г. при МВД создается департамент полиции. В составе департамента полиции функционировали семь структурных подразделений (делопроизводств). В 1898 г. образован Особый отдел Департамента полиции, который занимался агентурной разработкой членов нелегальных революционных организаций.
6. Контрреформы в Российской империи
в 70–90-е годы XIX века
Великие реформы заметно продвинули Россию по пути к стабильному социально-политическому устройству, однако до истинной стабилизации было еще далеко. Передовая судебная система и эффективное местное самоуправление плохо сочетались с неограниченной законом самодержавной властью и неподконтрольными обществу бюрократическими структурами. Правительство, вынужденное под угрозой революционной ситуации пойти на проведение реформ, тем не менее, стремилось гарантировать незыблемость самодержавия, и было готово в любой момент, при наличии угрозы монархическому режиму, повернуть реформы вспять.
Отступления от декларированных либеральных принципов начались уже в самый разгар реформ. По мнению исследователей, преобразовательный потенциал политики Александра II был исчерпан уже к середине 60-х гг., а после покушения на царя, совершенного в 1866 г. Д. Каракозовым (фактически первого в истории императорской России террористического акта), в деятельности правительства постепенно нарастали охранительные, консервативные тенденции.
Прежде всего консерваторы стремились нанести удар по судебной власти, еще окончательно не окрепшей, но уже демонстрировавшей свою независимость от правительственной бюрократии. Распространенным явлением, как мы отмечали, стали изъятия дел из общего судебного порядка с последующей их передачей на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов. Так, с 1872 г. наиболее важные дела по государственным преступлениям разбирались в специально образованном для этих целей Особом присутствии Сената. Оно рассматривало дела в составе первоприсутствующего, пяти сенаторов, четырех сословных представителей. Особо важные дела разбирал Верховный уголовный суд, персональный состав которого определялся указом царя с учетом характера подлежащего рассмотрению дела. Дознание по государственным преступлениям проводил корпус жандармов.
Особое значение приобрела военная юстиция, более подконтрольная властям, чем гражданские суды. С 1874 г. военные суды стали рассматривать дела о «противозаконных сообществах». В 1878 г., когда революционерка Вера Засулич, совершившая покушение на жизнь петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, была оправданна судом присяжных, правительство «доверило» военным судам дела о сопротивлении властям и о покушениях на должностных лиц.
В конце 70-х гг. XIX в. явственно проявился кризис в социальных и политических отношениях. Революционеры неоднократно пытались убить императора, рассчитывая путем террора добиться коренных перемен в обществе. В феврале 1880 г., после очередного покушения на жизнь императора, когда при взрыве в Зимнем дворце погибли десятки людей, был создан чрезвычайный орган управления – Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М. Т. Лорис-Меликовым. Верховной комиссии временно подчинялись 3-е отделение Канцелярии императора и корпус жандармов. Ее главная задача состояла в объединении всех карательных органов для борьбы с революционным движением.
Лорис-Меликов предложил не только репрессивные меры против террористов, но и начал подготовку широкой политической реформы. По мысли Лорис-Меликова, привлечение к законотворческой деятельности земских общественных деятелей, оформление легальной политической оппозиции ослабило бы позиции непримиримых революционеров. Будучи реалистом, он не настаивал на создании полноправного парламента, а предложил сформировать совещательный представительный орган. Александр II, два десятилетия противившийся любым проектам создания представительного органа на общеимперском уровне, согласился с доводами Лорис-Меликова и одобрил его план привлечь представителей земств к обсуждению правительственных мероприятий. У сторонников реформ появилась слабая надежда на поражение консерваторов. Однако, убийство императора Александра II членами революционной организации «Народная воля» 1 марта 1881 г. перечеркнуло эти надежды. На престол вступил сын убитого императора Александр III (1881 –1894), предпочитавший реформам полицейские методы умиротворения страны. Именно в годы правления Александра III политика контрреформ проводилась наиболее последовательно и масштабно.
В 1881 г. было принято специальное «Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия», согласно которому в тех регионах, где вводился режим усиленной или чрезвычайной охраны, министру внутренних дел и генерал-губернаторам предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов. Они рассматривали дела в кратчайшие сроки по законам военного времени и без соблюдения в должной мере прав подсудимого. Губернаторы также могли арестовывать и в административном порядке высылать из вверенных им губерний неблагонадежных лиц.
Ограничивалась гласность судебного разбирательства. Если судебный процесс имел большой общественный резонанс, судам предоставлялось право проводить слушание дела в закрытом порядке по соображениям «конфиденциальности» или «секретности».
В 1889 г. вступило в действие «Положение о земских участковых начальниках», согласно которому почти повсеместно упразднялись мировые суды (за исключением Петербурга, Москвы, Одессы). В уездах функции мировых судей были переданы земским начальникам – должностным лицам, назначавшимся из числа потомственных дворян и осуществлявших контроль над крестьянским самоуправлением и волостными судами. Дела, не перешедшие к земским начальникам, рассматривали уездные окружные суды. В городах мировых судей заменили назначаемые министром юстиции городские судьи. Во второй инстанции дела разбирались уездными съездами (во главе с предводителем уездного дворянства). Кассационной инстанцией для новой системы административно-судебных органов стали губернские присутствия, действовавшие под руководством губернаторов.
Контреформы затрагивали не только судебные органы, но и местное самоуправление. В 1890 г. была проведена земская контрреформа, изменившая порядок выборов в земства. Куриальная избирательная система сохранилась, но были ужесточены требования к избирателям с целью более последовательного проведения сословного принципа. По первой курии теперь могли участвовать в выборах только потомственные и личные дворяне, для которых при этом снижался избирательный ценз. Во второй курии (городской) ценз, напротив, был значительно увеличен. В крестьянской курии крестьяне отныне выбирали только кандидатов в уездные земские собрания, и уже из их числа губернатор по своему усмотрению назначал гласных. Усилился надзор за составом и деятельностью земств со стороны администрации. Очевидно, что правительство тем самым стремилось ограничить проникновение в состав земств представителей оппозиции и превратить земства в преимущественно дворянские учреждения.
В 1892 г. вступило в силу новое « Городовое положение». Налоговый ценз заменялся имущественным, в результате чего число жителей, имевших избирательные права, значительно уменьшилось по сравнению с 1870 г. Это способствовало увеличению роли дворянства в городском самоуправлении.
Контрреформы отбросили страну назад, затормозили постепенный переход от архаичных социальных и политических структур к гражданскому обществу и правовому государству. Оставшиеся неиспользованными возможности постарались реализовать государственные и общественные деятели начала ХХ в., но действовать им пришлось уже в обстановке настоящей революции, спровоцированной контрреформистским курсом правительства.