Государственный контроль в управлении
1. Сущность и назначение контроля, как способа обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного управления состоит (6):
С.207
а) в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;
б) в получении объективной и достоверной информации и состоянии законности и дисциплины на нем;
в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;
г) в выявлении причин и условий, способствующих совершению нарушений;
д) в принятии мер воздействия к лицам виновным в нарушении законности и дисциплины;
е) распространение передового опыта по обеспечению законности и дисциплины.
2. Наиболее важным и существенным при проведении контроля является соблюдение принципов его осуществления. Несоблюдение этих принципов практически сводит к нулю результаты контрольной деятельности (6):
С.208
1. Принцип объективности означает, что деятельность проверяемого объекта должна быть отражена как с положительной, так и с отрицательной стороны, а не только путем констатации фактов выявленных нарушений законности и дисциплины.
2. Принцип систематичности означает, что существует периодичность проверки подконтрольных объектов, поэтому нельзя постоянно проверять одни и те же объекты, а другие оставлять без внимания пусть даже они имеют положительные результаты в своей деятельности.
3. Принцип сохранения государственной и иной охраняемой законом тайны означает, что не допускается включение в комиссию по проверке объекта лиц, не допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну. Результаты проверки доводятся только для заинтересованных лиц без разглашения их в средствах массовой информации.
4. Принцип действенности означает, что контроль проводится не ради самой проверки, а для устранения причин и условий, способствующих нарушению законности и дисциплины.
5. Принцип независимости означает, что нельзя включать в состав контрольной комиссии лиц, которые прямо или косвенно зависят от тех, кого они проверяют.
6. Принцип гласности означает, что результаты проверки должны быть доведены до всех заинтересованных лиц (за исключением сведений, составляющих государственную тайну). 28
Контроль как способ обеспечения законности осуществляется всеми ветвями государственной власти, и в зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов выделяются следующие виды государственного контроля (5):
С.209
– контроль со стороны Президента РФ;
– контроль со стороны представительных органов;
– контроль со стороны судебных органов;
– контроль со стороны органов исполнительной власти;
– контроль со стороны уполномоченного по правам человека.
В ст. 83 Конституции Российской Федерации изложены контрольные полномочия Президента РФ в сфере государственного управления, которые он реализует непосредственно (лично) (5):
С.209
– назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
– принимает решение об отставке Правительства РФ;
– по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
– назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ;
– и другие полномочия.
3. В соответствии с ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура России осуществляет надзор (4):
· надзор за исполнением законов;
· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
12.3. Надзор как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
Особенности административного надзора (4):
с.213-214
– является основной функцией органов исполнительной власти;
– осуществляется специальным субъектом, наделенным полномочиями по применению мер административного принуждения (сотрудники ГИБДД, рыбоохраны и т.д.);
– ограничен только проверкой законности (надзор – это суженный контроль);
– носит надведомственный характер, то есть проверяемый орган, должностное лицо не находятся в подчинении проверяющего.
В соответствии с ФЗ РФ «О прокуратуре РФ»[16] в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура России осуществляет надзор (4):
С. 214
– за исполнением законов;
– за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
– за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Объектами надзорной деятельности выступают (6):
С. 214-215
– представительные органы субъектов РФ;
– федеральные органы исполнительной власти и субъектов РФ;
– органы местного самоуправления;
– органы военного управления;
– предприятия и учреждения;
– общественные объединения.
26 13.56
Методы прокурорского надзора (8):
С. 215
– проверка исполнения законов поднадзорными объектами;
– проверка правовых актов, издаваемых в субъектах федерации;
– участие прокурора в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти;
– изучение и обобщение сведений о нарушении законности, поступающих в прокуратуру либо публикуемых в средствах массовой информации, и принятие по ним соответствующих мер;
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, предусмотренными УПЗ РФ;
– участие в рассмотрении дел судами;
– участие в правотворческой деятельности.
Законом «О прокуратуре РФ» установлены следующие формы реагирования (4):
С. 215
1. Протест;
2. Представление;
3. Постановление;
4. Предостережение.
Право на судебное обжалование возникает тогда, когда (3):
С. 216
– нарушены права и свободы граждан;
– созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод;
– незаконно возложена на гражданина какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.