Отличие административного принуждения от других видов государственного принуждения (4).
С. 157-158
1. По целям применения – административное принуждение носит профилактический характер: предупреждение совершения новых административных правонарушений; предупреждение и ликвидация нежелательных последствий техногенного или природного явления, могущих привести к возникновению нарушений в области охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Уголовное принуждение применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
2. По основаниям применения – административное принуждение применяется в случаях: совершения административного правонарушения и возникновения чрезвычайных обстоятельств и ситуаций техногенного или природного явления.
Уголовное принуждение применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления.
3. По лицам – административное принуждение применяется как к физическим, так и к юридическим лицам. Уголовное принуждение – только к физическим лицам.
Дисциплинарное принуждение применяется к физическим лицам, находящимся в служебном подчинении по отношению друг к другу.
4. По органам, применяющим принуждение – административное принуждение применяется судом (судьями), должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, наделенных соответствующими полномочиями; уголовное принуждение – по приговору суда; дисциплинарное принуждение – вышестоящим должностным лицом.
Цели и основания применения мер административного принуждения. Виды мер административного принуждения и их правовая характеристика
Виды мер административного принуждения (3).
с. 159
1) административно-предупредительные меры;
2) меры административного пресечения;
3) административные взыскания[11].
Административно-предупредительные меры, основанием применения которых является наступление особых условий. Такими условиями могут быть (6):
С. 160
– пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, землетрясения;
– техногенные аварии;
– нарушение санитарных, противопожарных и иных правил;
– несанкционированные забастовки, митинги, уличные шествия, пикетирования, проведение массовых мероприятий;
– постановка на учет лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений;
– розыск преступников и другие.
С.157
Косновным признакам,характеризующим административное принуждение, можно отнести (6):
– государственное принуждение, целью которого является упорядочение общественных отношений в сфере государственного управления;
– прямое или косвенное воздействие внеслужебного характера на человека и гражданина в целях временного ограничения его личных и имущественных прав, а также прав юридических лиц;
– применение лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами в рамках своей компетенции;
– осуществление во внесудебном порядке (здесь деятельность судей не является правосудием, а составляет часть административного процесса);
– установление данных мер только ФЗ РФ и законами субъектов РФ;
– специфическую юридическую природу основания их применения. Это заключается в том, что воздействие на объект управления осуществляется в связи:
Конец
С. 157
Это заключается в том, что воздействие на объект управления осуществляется в связи (4):
1. С совершением административного правонарушения.
2. С наступлением особых условий природного и техногенного характера.
3. С обеспечением личной безопасности человека и нормального функционирования предприятий и учреждений (специальные режимы).
4. С личностным поведением человека, не являющимся противоправным - психическое расстройство здоровья, болезненное пристрастие к алкоголю, наркотическим средствам и психотропным веществам, заболевание венерической болезнью.
4. Отличие административного принуждения от других видов государственного принуждения (4):
С.157
1. По целям применения – административное принуждение носит профилактический характер: предупреждение совершения новых административных правонарушений; предупреждение и ликвидация нежелательных последствий техногенного или природного явления, могущих привести к возникновению нарушений в области охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Уголовное принуждение применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
2. По основаниям применения – административное принуждение применяется в случаях: совершения административного правонарушения и возникновения чрезвычайных обстоятельств и ситуаций техногенного или природного явления.
Уголовное принуждение применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления.
3. По лицам – административное принуждение применяется как к физическим, так и к юридическим лицам. Уголовное принуждение – только к физическим лицам.
Дисциплинарное принуждение применяется к физическим лицам, находящимся в служебном подчинении по отношению друг к другу.
4. По органам, применяющим принуждение – административное принуждение применяется судом (судьями), должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, наделенных соответствующими полномочиями; уголовное принуждение – по приговору суда; дисциплинарное принуждение - вышестоящим должностным лицом.
К числу законодательных актов, предусматривающих применение административно-предупредительных мер, относятся (7):
С.160
– ФКЗ РФ от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении»;
– Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"
– ФЗ РФ от 06.02.1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ»;
– ФЗ РФ от 03.03.1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности»;
– ФЗ РФ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму»;
– ФЗ РФ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
– ФЗ РФ от 11.03.1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»[12] и другие.
6. Меры административного пресечения (МАП) (8):
С.163-164
Наиболее распространенными мерами пресечения в деятельности органов государственного управления являются:
- Требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений.
- Применение физической силы к лицам, совершившим преступление или административное правонарушение, в тех случаях, когда ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей.
- Использование огнестрельного оружия.
- Снос самовольно возведенных строений.
- Выселение в административном порядке.
- Закрытие объектов разрешительной системы в связи с выявленными нарушениями их эксплуатации.
- Приостановление работы предприятий и учреждений в связи с нарушением техники пожарной безопасности.
- Запрещение эксплуатации технически неисправного транспорта при обнаружении неисправности в ходе эксплуатации транспортного средства и невозможности ее устранения на месте.
4. Меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении (10):
С.164
Основанием применения мер обеспечения является только факт совершенного административного правонарушения.
К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях закон относит (10):
1. Административное задержание - ст. 27.3 Ко АП РФ.
2. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице - ст. 27.7 Ко АП РФ.
3. Изъятие вещей и документов - ст. 27.10 Ко АП РФ.
4. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения - ст.27.12
5. Привод – 27.15 Ко АП РФ.
6. Доставление – 27.2 Ко АП РФ.
7. Досмотр транспортных средств – 27.9 Ко АП РФ.
8. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации – 27.13 Ко АП РФ.
9. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей – 27.14 Ко АП РФ.
10. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов – 27.8 Ко АП РФ.