Вопрос 22. Внутренняя политика в первой четверти 19 века.
А. Личность императора Александра I. «Негласный комитет»
1. Новый император Александр| (в 1801г. ему было 23 года) был любимым внуком Екатерины II, однако он не порывал связи и со своим отцом — Павлом I. В результате у него сформировались такие черты характера, как лицемерие, скрытность, он критически относился и к Екатерине, и к Павлу. Воспитателем Александра был приверженец Просвещения республиканец Ф. Лагарп, который привил наследнику либеральные идеи. Новый царь плохо знал жизнь России, был ленив и мечтателен, по его словам, хотел дать русскому народу конституцию. В своем первом Манифесте Александр I обещал управлять народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой».
2. В конце 1801 г. Лагарп подал Александру I докладную записку, где предлагал не торопиться с реформами, а просвещать народ путем развития школьного и университетского образования. Император сам должен разработать разумные законы. Лагарп считал, что против реформ выступят высшие чиновники и военные, купцы, иностранцы на русской службе. А в поддержку — лишь образованные дворяне, промышленники, часть младших офицеров. Главной движущей силой реформ должен стать сам император.
3. В первые месяцы своего правления Александр I выслал многих участников за-говора, а опору нашел в небольшом кругу друзей своей юности. Среди них — графы Павел Строганов, Виктор Кочубей, князья Адам Чарторыйский, Николай Но-восильцев. Именно с ними молодой император обсуждал важнейшие вопросы необходимых преобразований в стране. Этот кружок стали называть «Негласным комитетом». Его члены были молоды, энергичны, исполнены благих намерений, но очень неопытны. Заседания «Негласного комитета» проходили регулярно вплоть до середины 1802 г., были намечены различные реформы.
Б. Реформы начала XIX в.
1. 2 апреля 1801г. Александр I издал пять важных указов:
> восстанавливалась в полном объеме «Жалованная грамота дворянству»;
> восстанавливалась «Жалованная грамота городам»;
> дворяне освобождались от телесных наказаний, которые ввел Павел I;
> улучшалось содержание заключенных;
> упразднялась тайная экспедиция, и все судебные дела рассматривал Сенат.
2. Члены «Негласного комитета» высказывали предложение о запрещении продажи крепостных крестьян без земли. В России существовала позорная практика продажи крепостных крестьян, при этом разлучались семьи, объявления о продаже крестьян печатались в газетах. Но сановники решительно выступали против, считая, что это подорвет крепостное право. Император отступил, запретив только публиковать объявления о продаже крестьян. Мещане и государственные крестьяне могли теперь покупать незаселенные земли, что раньше разрешалось делать только дворянам.
3. Одним из важнейших решений был указ о «вольных хлебопашцах» (1803), по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с землей за выкуп целыми селениями или отдельными семьями. Но практические результаты от указа были невелики. В царствование Александра I освобождено было всего 47 тысяч крепостных мужского пола (0,5%). Однако идеи этого указа легли в основу реформы 1861 г. А в 1804 г. был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике. Здесь были четко определены размеры повинностей крестьян, платежи, а крестьяне могли наследовать землю.
В. Проекты реформ М. М. Сперанского
1. Но Александр I видел, что действия «Негласного комитета» не приводят к серьезным изменениям. Требовался новый человек, который бы решительно и последовательно проводил реформы. Им стал статс-секретарь, заместитель министра юстиции Михаил Михайлович Сперанский — человек широкого кругозора и выдающихся способностей.
2. В 1809 г. по поручению Александра I Сперанский составил проект государственных реформ под названием «Введение к Уложению государственных законов». В нем содержались следующие положения:
> принцип разделения властей;
> законодательная власть должна находиться в новом парламенте — Государственной думе;
> исполнительную власть осуществляют министерства;
> судебные функции — у Сената;
> Государственный совет рассматривает проекты законов до их поступления в Думу (совещательный орган при императоре);
> устанавливалось три сословия российского общества: 1-е — дворянство, 2-е — «среднее состояние» (купцы, государственные крестьяне), 3-е — «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);
> политические права принадлежат 1-му и 2-му сословию, но 3-е может перейти во 2-е (по мере накопления собственности);
> избирательное право имеют 1-е и 2-е сословие;
> во главе Думы — канцлер, назначаемый царем.
3. Конечную цель Сперанский видел в ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права. Законодательная власть оставалась в руках царя и высшей бюрократии, но суждения Думы должны выражать «мнение народа». Вводились гражданские права: «Никто не мог быть наказан без судебного приговора».
4. Александр I в целом одобрил политическую реформу Сперанского, но решил проводить ее постепенно, начав с самого простого.
6. В 1810 г. Сперанский подготовил проект экономических реформ. Он включал в себя:
> прекращение выпуска не обеспеченных ценностями облигаций;
> необходимость выкупить бумажные деньги у населения;
> резкое сокращение государственных расходов;
> введение специального налога на помещичьи и удельные имения;
> проведение внутреннего займа;
> введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными крестьянами и составлял 50 копеек в год;
> введение нового таможенного тарифа;
> запрет на ввоз предметов роскоши.
7. Критика реформ Сперанского усиливалась, к ней присоединился историк Н. М. Карамзин — идеолог просвещенного абсолютизма. Сперанского даже обвинили в предательстве из-за симпатий к Наполеону. Александр I принял решение об отставке Сперанского, который в марте 1812г. был сослан в Нижний Новгород, затем переведен в Пермь.
8. Реформы Михаила Сперанского практически на столетие обогнали время их создания. Но проекты «светила русской бюрократии» составили ту основу, на которой в 50—60-х годах ХIХ века разрабатывались либеральные реформы в России.
А. Социально-экономическое развитие России. Военные поселения
1. Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии (1813—1815 ) тяжело отразились на экономике России. Материальные убытки составили 1 млрд рублей (годовой доход казны — 100 млн. рублей). Пришлось взять крупный кредит у Англии и уничтожить тарифный устав (преобладание вывоза над ввозом). Война нанесла тяжелый удар по крестьянскому хозяйству. Помещики усиливали эксплуатацию крестьян. В России наступил экономический кризис.
2. Во главе департамента государственной экономики был поставлен реформатор Н. С. Мордвинов (друг Сперанского). Было принято решение сжечь бумажные ассигнации на сумму 38 млн. рублей, ввести винно-водочную монополию, снизить пошлины на некоторые виды товаров фабричного производства. Кризисные явления в экономике стали слабее.
4. Составляя проект аграрной реформы, Аракчеев помнил указание царя «не стеснять помещиков, не применять к ним насильственных мер». В начале 1818 г. Аракчеев представил царю проект, в основе которого лежало предложение покупать в казну поступающие в продажу имения. Для этого потребовалось бы ежегодно 5 млн. рублей. Выкупленные земли предполагалось распределять между крестьянами, которые должны были арендовать их у помещиков. По проекту Аракчеева освобождение крестьян могло бы растянуться на 200 лет. Но даже эти весьма выгодные для помещиков условия освобождения крестьян встретили сопротивление реакционного дворянства. Александр I не решился на проведение этой реформы.
5. Наиболее реакционным мероприятием во внутренней политике Александра I явилось учреждение военных поселений. Б. Внутренняя политика Александра I. Вопрос о конституции. Усиление политической реакции
2. В 1815г. была утверждена Конституция Польши — самый либеральный Основной закон того времени. Она декларировала неприкосновенность личности, свободу печати, отменяла конфискацию имущества, ссылку. Польша становилась конституционной монархией. Законодательная власть принадлежала польскому сейму и царю. В 1818г. на открытии сейма император сообщил о намерении дать такую же конституцию всей России. Проект российской конституции было поручено разработать близкому другу царя Н. Н. Новосильцеву и князю П. А. Вяземскому.
3. В 1819 г. проект под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» был готов. Провозглашался суверенитет императорской власти, а не народа (как в большинстве конституций Европы). Предусматривалось создание двухпалатного парламента, проекты законов вносил царь, который возглавлял исполнительную власть. Россия получала федеративное устройство, предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, печати, совести, равенства перед законом. Если бы Уставная грамота была введена, то Россия могла бы стать страной с парламентом и гражданскими свободами. Но в 1820—1821 гг. в Испании и Италии произошли революции, в Греции шла война восставшего народа за независимость. Эти события напугали царя, и он так и не подписал проект.
4. Примерно с 1820 г. у Александра I появляются признаки апатии. Он говорит о том, что снимет корону и уйдет в частную жизнь, подолгу путешествует по Европе, огромную роль в его жизни стала играть религия, а затем мистика. Начинают сворачиваться реформы, усиливается политическая реакция. Помещикам вновь разрешили ссылать крестьян в Сибирь, а крепостным запретили жаловаться на своих господ. Усилилась цензура, были закрыты многие газеты и журналы. В 1822г. император запретил деятельность всех тайных организаций и начал преследование их участников. Он боялся разделить участь своего отца, который задел интересы дворян и был убит.
Ему не на кого было опереться в реформах, очень узким был круг их сторонников. И все же, несмотря на то что многие реформаторские проекты не были реализованы, внутренняя политика Александра I, названного «Благословенный», подготовила почву реформам 60—70-х годов.