Для того чтобы найти правильное решение задачи, воображения не требуется, но так
обстоит дело только в математике. Все вопросы неустойчивого, математически не
Выверенного характера, с которыми приходится иметь дело управляющему, независимо от
Сферы его деятельности, будь то экономика, политика, общественная жизнь или военная
служба, нуждаются в "творческих" решениях. Все это говорит в пользу воображения, то
Есть особого метода познания.
Конечно, воображение высшего порядка не дается в избытке, но, вопреки общему
Убеждению, это отнюдь не дефицитный продукт. Воображение необходимо развивать и
Стимулировать, иначе оно останется скрытым и неиспользованным резервом. Для его
Извлечения следует использовать наиболее эффективный из известных нам методов -
Хорошо продуманный и организованный обмен мнениями.
Мало кто обладает воображением Шалтая-Болтая, который благодаря ему совершил
Невообразимые поступки еще до завтрака. Еще меньше людей имеют воображение
Льюиса Кэролла, автора "Алисы в Стране чудес". Но воображения даже самых маленьких
Читателей хватает, чтобы с интересом следить за перипетиями героев книги. Как
Подчеркивает Джером Брунер, даже восьмилетний ребенок сообразит, что 4х6 равно 6х4,
а "слепой венецианец" (blind Venetian) - это совсем не то же самое, что подъемные
Жалюзи (ve-netian blind) . Это как раз и является примером воображения высшего порядка.
К сожалению, решения, принимаемые взрослыми, нередко основываются на допущении,
что "blind Venetian" должно быть то же самое, что и "Venetian blind".
В одной старой истории говорится, как еще во времена королевы Виктории житель
Одного из островов южного моря, вернувшись из своего путешествия на Запад, рассказал
Своим друзьям-островитянам, что у тамошних жителей в домах нет воды. На его родном
Острове подача воды осуществлялась естественным способом через полое бревно, и всегда
Все видели, как она лилась. В западном же городе, который посетил островитянин, вода
Была заключена в трубы и лилась только тогда, когда кто-то открывал кран. Этого он не
Знал и никто ничего ему не объяснил.
Всякий раз, когда я слышу эту историю, я возвращаюсь к теме воображения. Если мы не
повернем ручку "крана", воображение не появится. Кран в этом случае играет роль
Продуманного и систематизированного противоречия.
Именно поэтому опытный руководитель, прежде чем принять окончательное решение,
Организует полемику, обмен мнениями. Этим самым он не дает себя увлечь
Правдоподобным, но на самом деле неверным или, в лучшем случае, половинчатым
Решением. Такой метод дает ему возможность выбора оптимального решения из
Нескольких возможных, а также замены одобренного решения, которое впоследствии
Оказалось непригодным или невозможным в реализации. Что немаловажно, этот метод
Дает выход воображению, как собственному, так и сослуживцев.
Опытный руководитель не начинает свои действия с допущения, что какое-то одно
Предложенное направление является верным, а все другие следует отбросить. Конечно же,
он никогда не начнет с посыла: "Я прав, а он нет". Он всегда начинает с анализа причин
Высказывания противоположных мнений.
Ему, конечно, хорошо известно о наличии в его окружении недалеких людей и
Интриганов. Но в то же время он не будет считать таковыми всех тех, кто не согласен с его
собственным вариантом решения, которое он сам рассматривает как вполне очевидное и
Ясное. Хороший руководитель осознает, что в любом высказанном мнении содержится
Рациональное зерно и к нему нужно прислушаться с должным вниманием, если, конечно,
Заранее не известно, что лицо, высказавшее его, является недостаточно компетентным
Или преследует своекорыстные цели. В общем и целом следует исходить из того, что