Защита выпускной квалификационной работы перед Государственной экзаменационной комиссией

В обязательном порядке в Государственную экзаменационную комиссию студентом представляются следующие материалы:

1. Выпускная квалификационная работа (пояснительная записка).

2. Отзыв руководителя.

3. Рецензия.

4. Раздаточный материал (чертежи, графики, рисунки, схемы).

Студент имеет право при защите ВКР представить и другие материалы, которые могут способствовать более успешной защите работы (сведения о публикациях, участии в конкурсах, полученных дипломах и наградах и т.п.).

Деканатом факультета предоставляются в ГЭК документы о допуске к защите: зачетные книжки и личные дела с выпиской экзаменационных оценок по всем дисциплинам учебного плана.

Защита ВКР проходит на открытом заседании ГЭК, на котором, кроме членов ГЭК должен присутствовать руководитель ВКР. Поскольку процесс защиты выпускной квалификационной работы является открытым, то на заседании ГЭК могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать выпускную квалификационную работу все желающие.

Защита ВКР осуществляется в следующей последовательности.

1. Секретарь ГЭК вызывает студента (объявляет его фамилию) и зачитывает тему выпускной квалификационной работы.

2. Студент раздает раздаточный материал членам ГЭК и после приглашения председательствующего приступает к изложению своего доклада.

3. Заслушивается доклад студента. Он может пользоваться текстом под­готовленного выступления, но лучшее впечатление производит на членов комиссии свободное изложение материала. По истечении отведенного времени (6-8 минут) председательствующий имеет право остановить выступление студента.

4. После выступления студента члены ГЭК задают ему любые интересующие их вопросы по теме ВКР. Отвечая на заданные вопросы, студент должен касаться только сути дела. Ему следует проявлять скромность в оценке своих научных результатов и тактичность к задающим вопросы.

5. После ответов студента на вопросы членов ГЭК секретарем ГЭК зачитывается отзыв руководителя (в случае отсутствия руководителя на защите) и рецензия на ВКР, а также другие имеющиеся документы (акт о внедрении и др.). В случае присутствия руководителя ВКР и рецензента, соответственно, отзыв и рецензия зачитываются ими самостоятельно.

6. Заслушиваются ответы студента на замечания руководителя и рецензента, после чего ему предоставляется заключительное слово. Студент, в своем заключительном слове последовательно отвечает на все замечания и пожелания, высказанные в отзыве руководителя и рецензента.

7. Студенту председательствующим объявляется об окончании защиты.

Общая продолжительность защиты выпускной квалификационной работы не должна превышать 20-25 минут. Секретарем ведется протокол заседания ГЭК, куда вносятся все заданные вопросы, ответы, особые мнения и решение комиссии о выдаче диплома. Протокол подписывается председателем и членами ГЭК, участвовавшими в заседании.

После окончания публичной защиты ВКР всеми студентами (запланированные на день) проводится закрытое заседание ГЭК, в ходе которого подводятся итоги защит ВКР и оценивается каждая защита в отдельности. При оценке принимается во внимание оригинальность и научно-практическое значение темы, качество выполнения и оформления работы, наличие актов о внедрении и реализации результатов, а также содержательность доклада и ответов на вопросы. Оценка выставляется открытым голосованием, простым большинством голосов по каждому студенту, прошедшему процесс защиты. При равном числе голосов, голос председателя является решающим.

Результаты защиты ВКР (оценки) объявляются студента председателем (или одним из членов) ГЭК после подведения итогов, оформления и утверждения протокола заседания ГЭК.

ВКР, имеющие творческий характер, отличающиеся оригинальностью и глубиной исследования, по решению ГЭК, могут быть:

- выдвинуты на кафедральный, институтский, вузовский, межвузовский, городской конкурс ВКР;

- рекомендованы к дальнейшей разработке темы на уровне научно-исследовательской работы или диссертационного исследования.

После защиты ВКР со всеми материалами должна быть сдана в архив.

Содержание выпускной квалификационной работы

Текстовая часть ВКР оформляется в форме пояснительной записки, которая, как правило, состоит из следующих частей:

- титульный лист;

- календарный график выполнения ВКР;

- задание на выполнение ВКР;

- содержание;

- введение;

- раздел 1 – теоретический (литературный обзор) и постановочный (анализируется и ставится проблема);

- раздел 2 – обосновывающий и расчетно-аналитический;

- раздел 3 – методический и практический (связанный с тематикой ВКР),

- заключение;

- список использованной литературы,

- приложение(я).

Титульный лист является первым листом пояснительной записки. Образец титульного листа представлен в приложении (Приложение 6).

Календарный график и задание оформляется на стандартном бланке и содержат сведения, отраженные в приложении (Приложение 2, Приложение 3).

Содержаниеотражает наименование всех разделов пояснительной записки: введение, наименование всех глав, параграфов, пунктов и подпунктов, заключение, перечень использованной литературы и приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы.

Во введении обосновывается актуальность исследования, характеризуется ее научное и практическое значение, определяются цель работы, задачи, подлежащие решению в процессе написания работы, формулируются объект, предмет и метод исследования. Рекомендуемый объем – до 2-3 страницы машинописного (набранного на компьютере) текста.

Актуальность темы.Обосновывается значимость выбранной темы для страны в целом или отдельного региона, муниципалитета в сложившейся экономической конъюнктуре. Рекомендуется следующая структура изложения актуальности темы:

- краткая характеристика проблемы, предопределяющей выбор темы исследования;

- формулировка актуальности и значения темы работы: теоретическое, методическое и практическое;

- доказательство необходимости исследования, без результатов которого проблемы останутся недостаточно изученными, а сформулированные ранее задачи, направленные на их решение, будут неполными и сами решения проблем – малоэффективными.

Цель исследования. Должна отражать основной его результат. Цель исследования обычно выражается темой исследования, исходя из предмета и объекта исследования.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи исследования, которые должны быть логически взаимосвязаны. Состав задач должен быть подчинен достижению цели и достаточен в том смысле, что результаты их решений в совокупности будут соответствовать поставленной цели исследования. Формулировка задач осуществляется на основе содержания ВКР (параграфов). При этом используются такие ключевые слова, как: исследовать факторы; изучить этапы (основные методы, тенденции, технологии); провести анализ и выявить специфику (сущность, источники) проблемы; разработать (обосновать) варианты (показатели, мероприятия, структуру, методику, понятийный или методический аппарат, практические или методические рекомендации, концепцию и т.д.); провести оценку; уточнить и систематизировать основные функции (понятийный или методический аппарат); сформулировать определение и обосновать его содержательные элементы и т.д.

Объект исследования. В общем случае, объект исследования – это то, что исследуется, т.е. область (сфера) конкретного практического приложения осуществленных в ВКР теоретических и методических разработок. Объектами исследования являются:

- организации, учреждения;

- муниципальное образование;

- регион;

- объекты инфраструктуры;

- функции: управленческие, плановые, организационные, научно-техниче­ские и др.

Объектом конкретного исследования чаще всего выступает тот объект, на базе которого проводится исследование (место прохождения производственной практики).

Предмет исследования. Предмет исследования – это та сторона (свой­ство) объекта, на которую направлено исследование. В качестве предмета ис­следования может выступать: процесс; вид управленческой деятельности; ме­тод; экономические отношения; методологические и методические проблемы управления; сама система управления; организационно-экономический меха­низм управления; организационная структура управления и пр.

В первой главе дается обзор различных источников по исследуемой проблеме, по результатам которого выявляется и характеризуется полнота изученности и решения исследуемой проблематики. Особое внимание следует обратить на критическое осмысление излагаемого теоретического материала. Необходимо провести анализ существующих теоретических положений, обоснованно и аргументировано выбрать наиболее подходящие концепции и теории. Выявляются мало- и полностью не исследованные проблемы, вопросы и их отдельные аспекты. Путем сравнения и сопоставления различных точек зрения, путем дискуссии, студент должен обосновать свой собственный подход к решению рассматриваемых проблем. На основе сделанных выводов осуществляется анализ практики применения теоретических подходов и разработок, выражающихся в применяемых методиках, методических рекомендациях и методах: расчетных (исходных, промежуточных и результирующих показателей); обоснований (технико-экономические расчеты и обоснования, бизнес-планы и т.п.); сбора и обработки исходных данных и пр.

На основе анализа выявляются и формулируются научные и методические подходы к решению выделенных проблем и задач, возможные пути и результаты их реализации. Особое внимание уделяется тем вопросам, на которые будет сконцентрировано исследование в рамках ВКР.

Примерный объем первой главы – 20-25 страниц.

Во второй главе исследуется состояние проблемы на конкретном объекте исследования. Материалами для анализа могут быть законодательные, нормативно-методические и правовые акты, регламентирующие организационно-правовую, уставную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность объекта исследования; планы работы ор­ганизации, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом во время прохождения производственной практики. В частности, студент раскрывает особенности и масштаб деятельности организации, его место и роль в структуре органов власти, стратегию развития, хозяйственные и финансовые связи и т.д. Наряду с анализом внешней среды организации, в зависимости от целей работы, может быть затронута и его внутренняя среда.

Результаты анализа должны служить основой для выполнения следующей главы ВКР.

Примерный объем второй главы 20-25 страниц.

Третья глава содержит методическую (практическую) часть и конкретные методические и практические рекомендации, предложения и мероприятия, имеющие целью выбор реальных способов решения проблемы. Третья глава является прикладной и поэтому обязательным требованием к третьей главе является наличие в ней рекомендаций, предложений. В конце третьей главы необходимо провести обоснование (расчет эффективности) разрабатываемых мероприятий. Оценке эффективности предшествует экономическое обоснование, которое может быть проведено по следующим основным направлениям получения эффекта (эффективности):

- сравнение вариантов по комплексу решаемых задач (например, сравнение решения, предлагаемого в работе, с существующим);

- сравнение альтернативных вариантов;

Примерный объем третьей главы 20 страниц.

В конце каждой главы ВКР необходимо делать выводы по рассмотренным в ней вопросам. В выводах выделяется то наиболее существенное, что явилось предметом исследования в данной главе, показываются новые элементы, выявленные, подмеченные или открытые автором с позиции его темы, благодаря его работе. Кроме того, из выводов определенным образом должна вытекать целесообразность и необходимость рассмотрения круга проблем и вопросов, которым посвящаются следующие главы работы. В этом отношении выводы должны служить связующим звеном между отдельными главами ВКР и обеспечивать наиболее полное их единство (соответствие).

Взаключении приводятся основные результаты исследования, оценивается степень полноты решения поставленных задач. Формулируются важнейшие выводы и предложения. Раскрываются перспективы дальнейших исследований данного научного направления. Заключение по объему должно укладываться в 3 страницы.

Вперечень использованной литературы включаются все источники, использованные при выполнении ВКР. Перечень использованной литературы должен составляться в алфавитном порядке, начиная с заглавной буквы фамилии автора книги, журнальной статьи, картографического издания и т.д. Перечень начинается с нормативных документов (вначале законы, затем подзаконные акты), затем научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), далее – статистические данные, затем отечественные интернет-источники и заканчивается перечень использованной литературы зарубежными источниками (включая интернет-источники), текстуальное оформление которых осуществлено на иностранных языках.

Примеры описания использованных литературных источников представлены в приложении (Приложение 8). При составлении списка необходимо иметь в виду следующее:

- нумерация источников производится арабскими цифрами;

- название книги или статьи пишут с прописной (заглавной) буквы и в конце ставят точку;

- места издания Москва и Санкт-Петербург пишут сокращенно, остальные – полностью и в конце ставят запятую;

- условное название издательства пишут в кавычках без слова «издательство»;

- год издания указывают после запятой без слова «год» или сокращения «г»;

В Приложения включают материал, дополняющий текст основной части пояснительной записки. Приложениями могут быть, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, а также иной вспомогательный материал. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. Приложения должны иметь последовательную нумерацию (арабскими цифрами) и заголовки, отражающие их содержание. Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Каждое приложение начинают с новой страницы.

Оформление выпускной квалификационной работы

Пояснительная записка ВКР должна быть выполнена на компьютере (с использованием MS WORD); ее объем не должен превышать 75 страниц без приложений. Текст пояснительной записки должен быть выполнен 14 шрифтом, через 1,5 интервала, аккуратно, без подчисток и помарок, литературным языком, с использованием общепринятой экономической терминологии, на одной стороне листа стандартного формата А4, оставляя поля: левое – 25 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм нижнее – 20 мм.

Нумерация страниц является сквозной по всему тексту и начинается со страницы 2, поскольку первая страница – это титульный лист, который хотя и входит в общую нумерацию страниц, но не нумеруется. Номер страницы проставляется внизу в середине страницы арабскими цифрамишрифтом 12 без точки в конце.

Рубрикацияпояснительной записки делит текст на следующие элементы (разделы):

- календарный план;

- задание на ВКР;

- содержание;

- введение;

- главы (разделы);

- параграфы (подразделы) в составе разделов;

- заключение;

- перечень использованной литературы;

- приложение (приложения).

Элементы рубрикации: календарный план, задание на ВКР, содержание, введение, главы (разделы), заключение, перечень использованной литературы, приложение (приложения) должны начинаться с новой страницы, располагаться симметрично тексту (посередине строки) и оформляются одинаково в виде заголовков жирным прописным шрифтом (жирными заглавными буквами), с тем же размером, что и весь текст (14 пт). Главы (разделы) работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей ее основной части и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например, 1., 2., 3 и т.д. Слово «глава» в заголовке не пишется, а ставится только обозначающая главу цифра, за которым пишется наименование главы.

Параграфы (подразделы) в составе разделов должны располагаться симметрично тексту (посередине строки) и оформляются в виде заголовков жирным строчным шрифтом (обычными, но жирными буквами), тем же размером, что и весь текст (14 пт). Параграф (подраздел) с новой страницы не начинается, а оформляется после последней строки текста предыдущего параграфа. Номер параграфа (подраздела) включает номер главы и порядковый номер самого параграфа в пределах каждой главы, разделенные точкой. Например, 1.1., 1.2., 1.3. Слово «параграф» в заголовке не пишется, а ставится только обозначающая параграф цифра, за которым пишется наименование параграфа.

Единица физической величины одного и того же параметра в пределах пояснительной записки не должна изменяться. При приведении в тексте цифрового материала следует указывать размерности. Размерности необходимо приводить в сокращенном виде: руб (рубль), м (метр) и т.д. Размерность одного и того же параметра в пределах основной части дипломной работы должна быть постоянной в пределах одной из установленных системой единиц. Если в тексте приводится ряд цифровых величин одной размерности, единицу измерения указывают только после последнего числа, например: «24, 67, 89 руб. ». Это же относится и к тому случаю, если в тексте для характеристики числового показателя приводится диапазон числовых значений, выраженных в одной и той же физической величине», например: «количество переплат на сумму от 1 до 5 руб.».

Уравнения и формулы представляют собой математическое описание (в виде математических символов) различных отношений процессов, величин. Уравнения и формулы должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые (т.е. сразу после ссылок на них в тексте). При написании уравнений и формул, их необходимо выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должна быть оставлена одна свободная строка.

В качестве математических символов в формулах должны применяться соответствующие обозначения. Для используемых впервые символов и числовых коэффициентов их значения должны быть приведены непосредст­венно под формулой. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слов «где» без двоеточия после него. В конце текста расшифровки через запятую указываются единицы измерения.

Располагать формулы и уравнения необходимо посередине строки, а связывающие их слова «следовательно», «таким образом», «откуда», «находим» – в начале строки (в левой части страницы) отдельной строкой. Номер формулы ставят с правой стороны листа на уровне формулы, в конце строки и в круглых скобках, например:

ОАпок = З + ДЗкр, (1)

где ОАпок – оборотные активы для покрытия, тыс.руб;

З – запасы, тыс.руб;

ДЗкр – краткосрочная дебиторская задолженность, тыс.руб.

Формулы в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например: (1.1), если формула приведена в приложении 1.

Если автором приводимых формул не является студент, то они даются без вывода, но со ссылкой на источник, откуда взята формула.

Группу формул (систему уравнений), на которую будут ссылки как на единое целое, объединяют фигурной скобкой справа. В этом случае номер ставится посредине скобки. Если формула располагается на двух и более строках, то ее номер указывается на уровне последней строки. Нумерация формул должна быть сквозной в пределах всей пояснительной записки.

Если формула содержит дробь, то сначала поясняют символы чис­лителя, а затем знаменателя, например:

Защита выпускной квалификационной работы перед Государственной экзаменационной комиссией - student2.ru , (2)

где Z5 – интенсивность труда работников организации, безразм.;

Защита выпускной квалификационной работы перед Государственной экзаменационной комиссией - student2.ru – фактическое рабочее время, отработанное работниками j-ой организации i-ого вида, час;

Защита выпускной квалификационной работы перед Государственной экзаменационной комиссией - student2.ru – нормативное рабочее время (календарный фонд рабочего времени), отработанное работниками j-ой организации i-ого вида, час.

Ссылки в тексте на порядковый номер формулы дают в круглых скобках, например: «... в формуле (1) ». Нельзя сокращать предшествующие номеру слова, например: «подставляя (5) в (2), получаем». Правильно будет: «подставляя формулу (5) в уравнение (2), получаем... ».

Знак умножения в виде косого креста "×" применяется:

- при использовании в формулах числовых сомножителей с размерностями;

- при переносе формулы с одной строки на другую на знаке умножения;

- для обозначения векторного произведения.

Знак умножения (×) в формулах не ставится перед буквенным символом, после скобки и перед скобкой, например: 3R; (Pa – Po)Sa; 3(1-S). Этот же знак умножения не применяют перед знаками радикала, интеграла, а также перед аргументом тригонометрической функции. Точка как знак умножения ставится на средней линии перед числом, выраженным цифрами, а также между дробями.

Переносы формул на другую сторону допускаются на знаках равенства (=), умножения (´), деления (:), сложения (+), вычитания (-), а также при знаках неравенства >, <, ³, £. Знак, на котором сделан перенос, пишется два раза: в конце первой и в начале второй строки. Не допускаются переносы при знаках деления, нельзя при переносах разделять выражения, относящиеся к знакам корня, интеграла, логарифма и т.д. Не допускаются переносы формул в случаях, когда это может вызвать разделения в дробях, индексах, показателях степени, а также выражениях, относящихся к знакам корня, интеграла, суммы, логарифма, тригонометрической функции и т.д.

При употреблении в тексте цифровой информации число без размерности воспроизводится словами, например: более чем в два раза, не менее десяти изделий и т.д. Число с указанием размерности пишется цифрой, например: 2 м, З кг и т.д.

Числительные записываются цифрами, за исключением тех случаев, когда предложение начинается с этих чисел (десять изделий, но: для испытания необходимо 10 изделий).

Если в тексте приводится ряд числовых значений величины одного и того же параметра, размера, показателя и т.д., то все числовые значения должны иметь одинаковое количество десятичных знаков.

Количество иллюстраций в тексте должно быть достаточным для пояснения излагаемого теста. Иллюстрации должны быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные и все они должны быть органически связаны с текстом.

Иллюстрации должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые (т.е. сразу после ссылок на них в тексте) или на следующей странице. Иллюстрации, не используемые для пояснения сущности вопроса, в текст включаться не должны. Кроме того, иллюстрации не должны содержать лишних изображений и данных, которые не поясняются в тексте или подписью под иллюстрациями.

Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не помещается на странице после ее упоминания, то она переносится на следующую страницу. При этом пробела в тексте на месте перенесенной иллюстрации быть не должно. В случае переноса иллюстрации на другую страницу, текст после упоминания иллюстрации должен продолжаться обычным образом.

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами в пределах всего текста (насквозь, сквозной нумерацией). Иллюстрации должны иметь наименование, которое помещают в одну строку со словом «Рисунок», его номером и через тире от номера. Слово «рисунок» его номер и наименование располагают посередине строки. В конце наименования точку не ставят.

Пример оформления иллюстрации представлен на рисунке 1.

Защита выпускной квалификационной работы перед Государственной экзаменационной комиссией - student2.ru

При необходимости, иллюстрации могут иметь пояснительные данные (подрисуночный текст). Тогда нумерация и обозначение иллюстрации помещают после поясняющих данных. Иллюстрации в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например: «Рисунок 1.1.», если они приведены в приложении 1.

На иллюстрации в пояснительной записке должны быть даны ссылки. Ссылки на иллюстрации дают следующим образом: «В соответствии с рисунком 2, к показателям эффективности инновационных проектов относятся…». Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации дают с сокращенным словом «смотри», например, «см. рисунок 2».

Таблицы применяются, как правило, для оформления цифрового материала. Иногда допускается оформление в виде таблиц текстового материала. Таблицы, в зависимости от их размера и значения, должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые (т.е. сразу после ссылок на них в тексте), на следующей странице или в приложении.

Все таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей основной части пояснительной записки (насквозь). Название таблицы помещают над таблицей слева без абзацного отступа вместе с ее номером и через тире от него. При этом слово «Таблица» в тексте пишут полностью.

При переносе части таблицы на другой лист (делении на части) головку таблицы повторяют и над ней указывают «Продолжение таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы, например, «Продолжение таблицы 1». Допускается при делении таблицы на части ее головку заменять соответственно номером граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

В случае переноса на другую страницу всей таблицы (полностью без деления на части) пробела в тексте на месте перенесенной таблицы быть не должно. Текст после упоминания таблицы продолжается обычным образом.

Таблицы в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например: «Таблица 1.1.», если она приведена в приложении 1. Если в пояснительной записке только одна таблица, то номер ей не присваивают.

Количество граф и строк в таблице определяется потребностью. Диагональное деление головки (заголовка) таблицы и применение графы «№ п/п» не допускаются. При необходимости нумерации, порядковые номера указываются в первой графе таблицы (боковике) непосредственно перед их наименованием. Заголовки граф в таблице начинаются с прописных (заглавных) букв, а подзаголовки – со строчных. Если подзаголовки имеют самостоятельное значение, то их тоже начинают с прописной буквы. Точки в конце заголовков и подзаголовков таблицы не ставят. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. При переносе тематический заголовок помещают только под первой частью таблицы.

В таблице допускается применять размер шрифта и пробел меньший, чем в тексте ВКР. Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Пример оформления и переноса части таблицы на другой лист (деления таблицы на части) представлены на примере таблицы 1.

Таблица 1 – Сведения о заемщиках

Наименование заемщика Сумма выданного кредита (тыс. руб.) Сумма обес­печения   (тыс. руб.) Коэффициент покрытия   (безразм.) Коэффициент ликвидности   (безразм.)
1. ОАО «Русь» 1,4 3,4
2.ОАО «Удача» 2,5 5,6
Продолжение таблицы 1
Наименование заемщика Сумма выданного кредита (тыс. руб.) Сумма обес­печения (тыс. руб.) Коэффициент покрытия (безразм.) Коэффициент ликвидности (безразм.)
3. ООО «Мир» 1,2 3,9
4. ФГУП «Пози­трон» 1,7 4,1

График – это геометрическое изображение зависимости между величинами при помощи линий на плоскости. Зависимость величин, полученную в результате расчета, как правило, изображают при помощи графика в прямоугольных координатах. Виды графиков разнообразны. Они мо­гут выполняться в прямоугольных декартовых и полярных координатах, в виде графика-схемы структуры или организации какого-либо объекта, в виде плана и векторных диаграмм.

График располагается непосредственно после текста, в котором он упоминается впервые или на следующей странице (если не помещается на странице после его упоминания). Оформляются графики как рисунки. Примеры оформления графиков представлены на рисунках 4 и 5.

Защита выпускной квалификационной работы перед Государственной экзаменационной комиссией - student2.ru Защита выпускной квалификационной работы перед Государственной экзаменационной комиссией - student2.ru

Оси графика выполняют сплошной тонкой линией. Масштабы (шкалы) по горизонтальной и вертикальной осям выбираются произвольными, но их выбор определяется наглядностью и точностью использования графика. Кроме того, цена деления шкалы должна зависеть от характера кривых. Результирующая кривая на графике должна занимать все поле графика. Для графиков, характеризующих плавное изменение зависимости величин, цена деления может быть более крупной, чем для кривых с резкими изменениями направления. В прямоугольной системе координат в ряде случаев применяют лога­рифмическую шкалу по одной или двум осям.

Графики не следует загромождать большим количеством обозначений и надписей. Для удобства построения и чтения графиков рекомендуется снабжать их координатной сеткой. В графиках, не содержащих сетки, на концах осей могут быть применены стрелки.

Начинать шкалу графика можно с любого числа, а не обязательно с нуля. При противоположных знаках рассматриваемой величины нуль может располагаться на середине оси. Нуль у пересечения осей графика ставится один раз, когда они начинаются обе с нуля.

Показателем научной культуры студента-выпускника является его умение работать с литературными источниками, делать на них ссылки в тексте работы.

Ссылки на литературные источники, отображенные в перечне использованной литературы, указываются порядковым номером по списку источников и выделяются в тексте двумя квадратными скобками. Пример 1. В [29] слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними. Пример 2: Наиболее успешные компании никогда не прекращают инвестировать в такие ключевые направления, как инновации в создании продуктов, клиентские сервисы, развитие сотрудников [5].

Если в тексте идет ссылка на несколько источников, то они перечисляются одним списком, например, [29, 5, 6, 1, 13].

В случае заимствования (цитирования материала, использования статистического материала, формул, рисунков, таблиц и т.д.) в ссылке необходимо указывать номер тома (если издание многотомное) и номер страницы (страниц) используемого источника, на которой находится цитата, формула, рисунок и т.д.

Пример 1. В [39, т.1, c.102] определено, что «инновация – это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия».

Пример 3. В своей работе Козлов А.А. выделил три крупные группы инноваций: базисные, улучшающие и псевдоинновации [33, с.35].

Если в тексте идёт дальнейшее заимствование из того же источника (цитирование материала, использование формул, рисунков и т.д.), то ссылка указывается аналогично предыдущей. Например, [39, т.1, с.437] или [33, с.102].

Ссылки на стандарты, инструкции и другие документы допускаются при условии, что они полностью и однозначно определяют рассматриваемые требования или отвечают на поставленный вопрос.

Ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, перечисления, приложения следует указывать их порядковым номером, например: «... в разд.4», «... по п. 3.3.4», «... по формуле (3) », «... в уравнении (4) », «... на рис. 8», «... в приложении 6». Если в текстовой части работы одна иллюстрация, одна таблица, одна формула, одно уравнение, одно приложение, то при ссылках следует писать «на рисунке», «в таблице», «по формуле», «в уравнении», «в приложении». Ссылаться следует на документ в целом или на его разделы с указанием обозначения раздела. Ссылки на отдельные подразделы, пункты и иллюстрации не допускаются.

Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Количество перечислений в параграфах не должно быть большим (1-2 перечислений на 2 страницы печатного текста). Перед каждым перечислением ставится дефис, а при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, ставится строчная буква (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которой ставится скобка.

Пример 1. Барроу К. выделяет семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и широкого применения [8, с.224]:

- основанные на использовании фундаментальных научных знаний и ши­роко применяющиеся в различных сферах общественной деятельности (например, ЭВМ и др.);

- также использующие научные исследования, но имеющие ограниченную область применения (например, измерительные приборы для хи­мического производства);

- разработанные с использованием уже существующих технических знаний новшества с ограниченной сферой применения (например, новый тип смесителя для сыпучих материалов);

- входящие в комбинации различных типов знаний в одном продукте;

- использующие один продукт в различных областях;

- технически сложные новшества, появившиеся как побочный результат крупной исследовательской программы (например, керамическая кастрюля, созданная на основе исследований, проводившихся в рамках космической программы);

- использующие уже известную технику или методы в новой области.

Примечания следует помещать в отчете при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации. Примечания размещают непосредственно после пункта, подпункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся и печатают с прописной буквы с абзацного отступа шрифтом 10. Слово «примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа и не подчеркивать. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой.

Приложение 1

Примерная ТЕМАТИКА выпукных квалификационных работ

1. Пути совершенствования государственного и муниципального управления.

2. Совершенствование системы управления социальной сферой.

3. Пути активизации инвестиционного климата в регионе.

4. Оценка эффективности государственного регулирования рынка труда.

5. Повышение эффективности деятельности муниципального образования.

6. Привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к оказанию социальных услуг населению.

7. Развитие добровольческих инициатив как средства решения социально-экономических проблем.

8. Оценка эффективности управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

9. Совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления с муниципальными организациями.

10. Разработка стратегии развития муниципального учреждения.

Наши рекомендации