Международные судебные органы в сфере уголовной юрисдикции
Вопрос о международно-правовой ответственности впервые возник после первой мировой войны, когда в международных отношениях стала укрепляться идея преступности агрессивной войны. Эта идея, пройдя через ряд международно-правовых актов, постепенно превратилась в действенный и действенный принцип международного права.
Идея международной уголовной юстиции была реализована в 1945 г. созданием Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов. Однако их деятельность закончилась с завершением процессов над преступниками Второй мировой войны. Эти трибуналы были созданы и функционировали в форме международных судов ad hoc.
Приговор Международного военного трибунала в декабре 1946г. получил признание в ООН. В Резолюции по этому поводу отмечалось, что Генеральная Ассамблея ООН подтверждает принципы международного права, выработанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие отражение в его приговоре. Ныне эти принципы имеют универсальное значение. Так был создан прецедент привлечения государства, совершившего международное преступление к международно-правовой ответственности. В дальнейшем после Токийского процесса, в вопросах ответственности государств за агрессию, преступления против мира и человечности главную роль стал играть Совет Безопасности ООН.
Совершаемые в ходе современных вооруженных конфликтов многочисленные военные преступления вновь поставили на повестку дня необходимость создания международных военных трибуналов. Нормативная основа создания таких трибуналов зафиксирована в конвенциях о борьбе с геноцидом и апартеидом. Так, в Конвенции о борьбе с геноцидом (ст. 6) говорится: «Лица, виновные в преступлении геноцида, должны быть судимы таким... международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда».
В соответствии с резолюцией СБ ООН № 827 1993 г. был учрежден Международный трибунал с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии. Одновременно СБ ООН утвердил Устав (Статут) Трибунала. Международный трибунал по Югославии обладает юрисдикцией в отношении лиц, совершивших серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., умышленное убийство или причинение тяжелых страданий, пытки и бесчеловечное обращение, взятие гражданских лиц в качестве заложников или их незаконная депортация, применение видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий, геноцид и т.д.
В 1994 г. также в соответствии с резолюцией СБ ООН был создан Международный трибунал по Руандес целью судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории этой страны, а также граждан Раунды, ответственных за совершение таких действий на территории других стран. Положения Устава Трибунала по Руанде в основном аналогичны положениям Устава Трибунала по Югославии.
В конце 2004 г. прокуроры обоих Трибуналов проинформировали Совет Безопасности ООН о «стратегии заключительного этапа» («стратегии завершения») работы Международного уголовного трибунала ООН для бывшей Югославии (МТБЮ) и Международного уголовного трибунала ООН для Руанды (МТР). Стратегия завершения заключается в том, что Трибуналы должны сосредоточить свое внимание на процессах над руководителями политических, военных и полувоенных подразделений, а дела с участием обвиняемых среднего уровня должны быть переданы для производства в национальные суды.
Специальные трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде были созданы СБ ООН для рассмотрения конкретных ситуаций. Юрисдикция этих трибуналов ограничена временем и соответствующими территориями. Они не предназначены для рассмотрения нарушений, которые произошли в других местах, или для предотвращения нарушений в будущем.
В 2002 г. был создан Специальный суд по Сьерра-Леоне, предназначенный для проведения судебных процессов над теми, кто несет наибольшую ответственность за злодеяния, совершенные в ходе конфликта в этой стране. Нормативная основа деятельности - резолюция СБ ООН.
В 2005 г. правительство Ливана обратилось к ООН с просьбой учредить трибунал международного характера для привлечения к судебной ответственности всех лиц, которые предположительно виновны в нападении 14 февраля 2005 г. в Бейруте, в результате которого погибли более 20 человек. В соответствии с резолюцией СБ ООН № 1757 2007 г. УставСпециального трибунала по Ливану вступил в силу 10 июня 2007 г. Мандат Специального трибунала по Ливану — судебное преследование лиц, ответственных за нападение 14 февраля 2005 г. Юрисдикция Трибунала может быть распространена на события после взрыва 14 февраля 2005 г., если Трибунал определит, что другие нападения, которые имели место в Ливане в период с 1 октября 2004 г. по 12 декабря 2005 г., взаимосвязаны и по своему характеру аналогичны нападению 14 февраля 2005 г. Эта связь включает преступный умысел (мотив), цель нападений, специфику потерпевших и исполнителей, способ совершения нападений (modus operandi). Преступления, которые имели место после 12 декабря 2005 г., также могут быть включены в сферу действия юрисдикции Трибунала, если СБ ООН даст свое согласие.
В 1993г. Советом Безопасности ООН было принято решение о создании Международного уголовного трибунала по преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии. Был утвержден Устав трибунала, а в 1995г. начался процесс над руководителями некоторых государств. В 1994г. резолюцией 955 Совет Безопасности ООН учредил Международный уголовный трибунал для Руанды для преследования лиц, виновных в геноциде и других серьезных нарушениях международного гуманитарного права в течение 1994г.
Международный уголовный суд (МУС)– является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества, и дополняет национальные системы уголовного правосудия.
В1998 г. на Дипломатической конференции полномочных представителей в Риме под эгидой ООН был принят Римский Статут Международного уголовного суда, который вступил в силу 1 июля 2002 г. По состоянию на начало 2013 г. документ ратифицировали 106 государств. В состав Суда входят: Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение, Отделение предварительного производства, Канцелярия прокурора и Секретариат. Судьи избираются государствами - участниками Статута в количестве 18 человек сроком на девять лет. Они не могут быть переизбраны на новый срок. По аналогии с Международным судом ООН состав Суда должен обеспечить представительство основных правовых систем мира, справедливое географическое представительство и справедливое представительство мужчин и женщин. Судьи независимы при выполнении своих функций и не должны посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.
На Первой ассамблее государств - участников Статута (2002 г.) были приняты Правила процедуры и доказывания, документ «Элементы преступлений».
В основе Статута МУС лежат три принципа. Первый, принцип дополнительности (комплементарности), устанавливает, что юрисдикция Суда вводится только в том случае, когда национальные правовые системы не могут или не желают осуществлять юрисдикцию. Таким образом, в случаях совпадения юрисдикций между национальным судом и Международным уголовным судом первый из них в принципе имеет приоритет. МУС не ставит целью заменять национальные суды, но действует только тогда, когда они не действуют.
Второй принцип заключается в том, что Статут предназначен для работы только с наиболее серьезными преступлениями, касающимися всего международного сообщества в целом. Этот принцип повлиял на отбор преступлений, а также на определение случаев, в которых возможно обращение в Суд, - предполагается, что он позволит избежать загруженности Суда делами, с которыми вполне справились бы национальные суды. Юрисдикция Суда ограничена наиболее серьезными международными преступлениями. К ним отнесены: преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии.
Третий принцип заключается в том, что Статут должен оставаться, насколько это возможно, в области общего международного права. В основе данного принципа лежит идея того, чтобы сделать Статут наиболее приемлемым.
Международный уголовный суд может устанавливать юрисдикцию в отношении отдельных лиц на двух основаниях. Они могут быть привлечены к ответственности, если являются гражданами государства - участника Статута или если преступление было совершено на территории государства - участника Статута. Однако это условие не применяется, если ситуация передана Суду Советом Безопасности. В этом случае Суд будет иметь юрисдикцию в отношении преступлений, даже если они были совершены в государствах, не являющихся участниками Статута, гражданами этих государств и в отсутствие согласия государства, которому принадлежит территория, на которой было совершено деяние, или гражданство лица, обвиняемого в совершении данного преступления.
Суд обладает международной правосубъектностью. Он может осуществлять свои функции и полномочия на территории любого государства-участника и, по специальному соглашению, на территории любого другого государства. Юрисдикция Суда не имеет ретроактивного характера. Он может рассматривать только преступления, совершенные после вступления в силу Статута. Суд обладает юрисдикцией в отношении:
- геноцида;
- преступлений против человечности;
- военных преступлений;
- агрессии.
«Геноцид» означает любое из деяний, совершаемых с намерением уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу:
- убийство членов такой группы;
- причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
- создание для какой-либо группы жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение;
- меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в такой группе;
- насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
«Преступление против человечности» означает любое из деяний, когда они совершаются в рамках широкомасштабного нападения на гражданских лиц, если такое нападение совершается сознательно:
- убийство;
- истребление;
- порабощение;
- депортация или насильственное перемещение;
- заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы;
- пытки;
- изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация, любые другие формы сексуального насилия;
- преследование любой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, тендерным или другим мотивам, не допустимым по международному праву;
- насильственное исчезновение людей;
- преступление апартеида;
- причинение сильных страданий, серьезных телесных повреждений, серьезного ущерба психическому или физическому здоровью.
«Военные преступления» означают:
- нарушения Женевских конвенций 1949 г.;
- нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах в рамках международного права;
- нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера в рамках международного права.
Юрисдикция Суда распространяется на преступление агрессии только тогда, когда СБ ООН вынесет данное преступление на рассмотрение Международного уголовного суда.
Государство, которое становится участником Статута, признает юрисдикцию Суда в отношении преступлений, указанных в Статуте. Суд может осуществлять свою юрисдикцию, если одно или несколько государств являются участниками Статута или признают юрисдикцию Суда:
- государство, на территории которого совершено преступление;
- государство, гражданином которого является лицо, обвиняемое в совершении преступления.
При рассмотрении дел Суд применяет Статут, Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания; международные договоры, принципы и нормы международного права, общепризнанные принципы права вооруженных конфликтов; общие принципы права, взятые из национальных законов, включая национальные законы государств, которые обладают юрисдикцией в отношении данного преступления. Суд может использовать принципы и нормы права так, как они были истолкованы в его предыдущих решениях.
Суд обладает юрисдикцией в отношении физических лиц. Лицо, которое совершило преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда, несет индивидуальную ответственность и подлежит наказанию, если это лицо:
- совершает такое преступление индивидуально, совместно с другим лицом или через другое лицо;
- приказывает, подстрекает или побуждает совершить такое преступление;
- способствует совершению или покушению на совершение такого преступления группой лиц, действующих с общей целью.
В отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, не устанавливается срока давности.
Лицо подлежит уголовной ответственности и наказанию за преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда, только в том случае, если оно совершено намеренно и сознательно. Факт, что преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда, было совершено лицом по приказу правительства или начальника, не освобождает это лицо от уголовной ответственности, за исключением:
- лицо было юридически обязано исполнять приказы данного правительства или начальника;
- лицо не знало, что приказ был незаконным;
- приказ не был явно незаконным.
Приказы о совершении преступления геноцида или преступлений против человечности являются явно незаконными.
Суд состоит из Президиума; Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства; Канцелярии Прокурора; Секретариата. Судьи выбираются из числа лиц высоких моральных качеств, являющихся беспристрастными и независимыми, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности. Каждый кандидат на избрание в состав Суда должен обладать осведомленностью в области уголовного и процессуального права и опытом работы в качестве судьи, прокурора или адвоката; компетентностью в области международного гуманитарного права и прав человека. В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства.
Суд может назначить лицу, признанному виновным, лишение свободы на определенный срок (до 30 лет); пожизненное лишение свободы, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления и индивидуальными обстоятельствами лица. С учетом международных стандартов в области прав человека Суд не наделен правом выносить смертные приговоры.
Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, назначаемом Судом из перечня государств, уведомивших Суд о своей готовности принять лиц, которым вынесен приговор. Исполнение наказания осуществляется под надзором Суда и должно соответствовать международным стандартам обращения с заключенными. За исключением случаев, когда в дело вмешивается СБ, Суд имеет право рассматривать дела только граждан из стран, ратифицировавших Статут.
В 2004 г. было подписано Соглашение о взаимоотношениях между ООН и Международным уголовным судом.
Вопросы для контроля:
1. Что понимают под «международным уголовным правом?
2. В чем особенности МУП по сравнению с другими отраслями международного права?
3. Дайте характеристику источников международного уголовного права.
4. Охарактеризуйте принципы международного уголовного права.
5. Каковы основные направления сотрудничества государств в области борьбы с преступностью?
6. Какие универсальные договоры заключены в сфере международного уголовного права?
7. Какие международные организации действуют в области международного уголовного права?
8. Каковы цели и основные направления деятельности Интерпола?
9. Ответственность за какие уголовные преступления международного характера предусмотрена УК РФ?
10. В чем отличие уголовных преступлений международного характера и международных преступлений?
11. Какие формы правовой помощи по уголовным делам существуют?
12. Какие существуют основания выдачи (экстрадиции)? Возможна ли выдача в случае отсутствия договора о правовой помощи?
13. Какие способы связи при осуществлении правовой помощи по уголовным делам предусмотрены в международных договорах о правовой помощи с участием РФ?
14. Раскройте особенности статуса Международного уголовного суда?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ