Судебные звенья, судебные инстанции, подсудность дел судам общей юрисдикции по уголовным делам в Российской Федерации

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению уголовного правосудия присяжных заседателей (ст. 1 Закона о судебной системе; ч. 1 ст. 1 Закона о статусе судей).

Суд — специально созданный орган государственной власти, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских, уголовных и иных дел, а также реализующий другие полномочия, принадлежащие судебной власти, в порядке, установленном законом.

Суды, составляющие систему судов общей юрисдикции, различаются объемом компетенции. В связи с этим они подразделяются на звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое положение в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы.

Суды общей юрисдикции, исходя из федеративного и административно-территориального устройства страны, подразделяются на четыре звена:

—первое звено (низшее) — мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего судебного района и рассматривающие судебные дела только по существу (это суды субъектов РФ). Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

К компетенции мировых судей относится рассмотрение уголовных дел о менее опасных преступлениях (с мерой наказания до трех лет лишении свободы);

— второе (основное) — районные (городские в городах без районного деления) суды (это федеральные суды). Эти районные (городские) суды в пределах своих полномочий рассматривают дела по существу и в апелляционном порядке пересматривают судебные решения мировых судей.

— третье (среднее) — верховные суды республик, краевые областные, суды городов федерального значения (Москва, Санкт- Петербург), суды автономной области, автономных округов (это федеральные суды). Эти суды в пределах своих полномочий пересматривают дела по существу в апелляционном и кассационном порядке;

—четвертое звено (высшее) — Верховный Суд РФ (это федеральный суд), который является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Военные суды (это федеральные суды) подразделяются на три звена.

— первое звено (основное) — гарнизонные военные суды;

— второе (среднее) — окружные (флотские) военные суды;

— третье (высшее) — Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ. В системе военных судов нет мировых судей. Дела, подсудные мировым судьям в системе военных судов, рассматривают гарнизонные военные суды.

Районные (городские) и гарнизонные военные суды относятся к основному звену федеральных судов общей юрисдикции, поскольку они рассматривают большинство судебных дел.

Областные и им равные суды являются «непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации» (ст. 24 Закона о судах общей юрисдикции).

Помимо подразделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:

— суды первой инстанции;

— суды второй (апелляционной) инстанции;

— суды кассационной инстанции;

— суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд, выполняющий определенную конкретную процессуальную функцию по разрешению судебных дел (вынесение первичного решения по делу, проверка законности и обоснованности вступившего или не вступившего в законную силу судебного решения).

Судом первой инстанции является тот суд, который выносит первичное решение по делу, разрешает судебное дело по существу. В этой инстанции в состязательном процессе непосредственно исследуются доказательства, выслушиваются стороны (истцы и ответчики, обвинители и защитники) и от имени государства выносится судебное решение (постановление, определение, приговор).

В системе судов общей юрисдикции в качестве суда первой инстанции может выступать суд любого звена, но каждое звено имеет свою подсудность дел. Каждое звено той или иной системы судов имеет свою подсудность дел по первой инстанции. Подсудность дел определяется процессуальным законодательством: УПК РФ.

Различаются предметный, территориальный и персональный признаки подсудности.

Предметный признак подсудности означает, что звенья судебной системы имеют строго определенные полномочия по рассмотрению конкретных дел по первой инстанции. В основе этой дифференциации лежит сложность рассматриваемого дела, которая определяется видом и характером спора или правонарушения.

Территориальная подсудность означает, что каждый суд вправе рассматривать дела о правонарушениях и спорах, имевших место в границах определенной территории. Например, уголовное дело подлежит рассмотрению по первой инстанции тем судом, на территории действия которого совершено преступление (ст. 32 УПК РФ).

Территориальная подсудность дел может быть изменена в случаях, предусмотренных ст. 35 УПК РФ.

Персональная подсудность уголовных дел установлена ч. 3 ст. 31 УПК РФ, в соответствии с которой дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда и мирового судьи подсудны областным и им равным судам по ходатайству названных лиц, заявленному до начала судебного разбирательства.

Суд второй инстанции рассматривает дела по жалобам и по представлениям прокурора на решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу. Суды этой инстанции составляют обычно второе звено судебной системы и называются апелляционными. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств и вынесением нового (апелляционного) приговора по уголовному делу.

В системе судов общей юрисдикции функцию апелляционной инстанции выполняют районные суды — по отношению к мировым судьям; областные и им равные суды — по отношению к районным и им равным судам; Верховный Суд РФ по отношению к областным и им равным судам.

Порядок апелляционного производства по обжалованию судебных решений по уголовным делам — гл. 45.1 УПК РФ. Поводом для апелляционного производства является апелляционная жалоба заинтересованного лица (участника процесса) или представление прокурора. Апелляционный порядок обжалования судебных решений в судах общей юрисдикции установлен Законом о судах обшей юрисдикции (ст. 9, 10, 17, 20, 25, 28, 34) по уголовным делам с 1 января 2013 г. С учетом этого внесены соответствующие изменения в УПК РФ - Законом № 433-Ф3.

Следует отметить, что в судах общей юрисдикции областные (и им равные) суды рассматривают в пределах своих полномочий дела по первой инстанции, в апелляционном и в кассационном порядке.

Порядок обжалования судебных решений, вступивших в законную силу, в судах общей юрисдикции и производства и суде кассационной инстанции по уголовным делам — гл. 47.1 УПК РФ.

Вступившие в законную силу судебные решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции.

Необходимость пересмотра судебных решений в порядке надзора вызывается тем, что не все нарушения закона, допущенные судом первой инстанции, устраняются в апелляционном и кассационном порядке. Суды этих инстанций и сами иногда допускают нарушение закона.

Таким образом, надзорная стадия является дополнительной гарантией обеспечения законности в судопроизводстве в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Производство в суде надзорной инстанции — это самостоятельная стадия уголовного судопроизводства.

Порядок пересмотра судебных решений в надзорном порядке в арбитражном процессе установлен в уголовном процессе гл. 48.1 УПК РФ.

В надзорном порядке суд может оставить оспариваемый судебный акт без изменения, изменить его или отменить полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд.

При проверке надзорными инстанциями судебных решений установлено две процедуры. Одну из них называют «производством в надзорной инстанции», а другую — «производством ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств».

Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств, а также порядок возобновления судопроизводства в связи с этими обстоятельствами указаны в процессуальном законодательстве (гл. 49 УПК РФ).

Таким образом, в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ, которые составляют единую судебную систему

Органы прокуратура РФ

Прокуратура в Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующих иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются Конституция, Закон о прокуратуре, другие федеральные законы, приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральная прокуратура РФ. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Генеральный прокурор РФ руководит всей системой органов прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором.

В связи с этими административными преобразованиями в структуре управления государственной властью на основании приказа Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» в этих федеральных округах были созданы самостоятельные управления Генеральной прокуратуры.

На управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах возложены, в том числе следующие полномочия:

1) координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;

2) надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета при МВД России;

3) расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.

Территориальные прокуратуры. Прокуратуры субъектов РФ образованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством Российской Федерации. Существуют прокуратуры республик, входящих в состав РФ, прокуратуры краев, областей, автономных округов и автономной области.

Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов и иных административно-территориальных единиц. Они уполномочены издавать приказы, указания, распоряжения, которые обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами.

Прокуратуры районов и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров

Специализированные прокуратуры. Систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Природоохранные прокуратуры созданы в целях усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды.

На правах прокуратуры субъекта РФ действует только одна прокуратура – Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура, которая осуществляет уголовное преследование по делам об экономических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне реки Волги.

Транспортные прокуратуры действуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои полномочия, касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном, речном (морском) и железнодорожном транспорте.

Транспортные прокуратуры расследуют преступления, совершенные на транспортных объектах. Одновременно транспортные прокуратуры осуществляют надзор за законностью оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием, которые проводят сотрудники транспортной полиции.

Другие прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением и исполнением законов РФ в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях, обслуживающих их режим и непосредственное функционирование, подчиняются территориальным прокуратурам субъектов РФ.

Наши рекомендации