Незаконные акты против безопасности гражданской авиации
В 1970 г. была заключена Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, которая устранила эти пробелы. Государства-участники, в том числе и СССР, обязались применять к преступникам строгие меры уголовного наказания. Однако и в этом договоре круг преступлений ограничивался захватом и угоном самолета.
В 1971 г. была принята Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. К числу преступлений отнесены также акты насилия в отношении лиц, находящихся на борту воздушного судна в полете; разрушение воздушного судна или причинение ему повреждений; помещение или совершение действий, приводящих к помещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, устройства или вещества, которое может причинить повреждение или угрожать безопасности воздушного судна в полете; повреждение аэронавигационного оборудования; сообщение заведомо ложных сведений и создание тем самым угрозы безопасности воздушного судна (ст. 1).
Преступлением признается покушение на любое из перечисленных деяний и соучастие в них. При этом право уголовного преследования предоставляется государству, на территории которого оказался преступник либо приземлилось воздушное судно. При выдаче преступника наказание назначается по приговору суда государства, в котором зарегистрировано воздушное судно. Этим самым обеспечивается неотвратимость наказания преступника, где бы он ни скрывался от правосудия.
Государство приземления воздушного судна обязано возвратить угнанное воздушное судно и груз законным владельцам и как можно быстрее разрешить экипажу и пассажирам вылет и следование по маршруту.
В 1988 г. Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию. При этом ст. 1 Конвенции была дополнена пунктом следующего содержания: "Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно с использованием любого устройства, вещества или оружия:
а) совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть;
б) разрушает или серьезно повреждает оборудование или сооружения такого аэропорта, либо расположенные в аэропорту воздушные суда, не находящиеся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта, если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту".
Государства-участники взяли на себя обязанность устанавливать свою юрисдикцию над этими преступлениями, если преступник находится на их территории и не подлежит выдаче в другие страны.
11. Столкновение судов и неоказание помощи на море представляет собой один из самых старых составов преступлений международного характера. Сотрудничество государств в борьбе с этим преступлением началось в 1899 г. Специфика этого преступления - оно имеет черты должностного преступления, поскольку его субъектом выступает только должностное лицо (капитан, помощник капитана и т.п.). Совершение данного деяния предполагает наличие вины экипажа морского судна. Столкновение морских судов является еще и нарушением техники безопасности и эксплуатации транспортных средств.
Столкновение судов и неоказание помощи на море - это два самостоятельных, но близких по характеру и месту совершения преступления. Как правило, связаны друг с другом: неоказание помощи со стороны менее пострадавшего судна после столкновения; могут быть и не связаны между собой (неоказание помощи третьим судном, не участвовавшим в столкновении; неоказание помощи судну, потерпевшему аварию).
Брюссельская конвенция о помощи и спасании на море 1910 г. (ст. 11) обязывает капитана морского судна, насколько это возможно без создания опасности для своего судна, пассажиров и экипажа, оказать в море помощь всякому лицу, терпящему бедствие. Объект помощи: любое лицо - военное, пассажирское, торговое, грузовое, иное судно. Конвенция обязывает оказывать помощь даже враждебному лицу: если судно-спасатель принадлежит государству, находящемуся в состоянии войны с государством, под флагом которого ходит судно, терпящее бедствие, помощь все равно должна быть оказана.
Основания ответственности за неоказание помощи:
- в открытом море обнаружены погибающие, но им не оказана помощь;
- капитан судна получил сигнал бедствия, находясь на расстоянии, позволяющим прибыть к месту бедствия, но не сделал этого;
- после столкновения судов возможно было оказать помощь, не подвергая опасности собственное судно, экипаж и пассажиров.
В некоторых случаях к столкновению судов и неоказанию помощи на море применимы положения Римской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г., - например, повреждение в результате террористического акта навигационного оборудования, которое привело к столкновению судов.