Мэп: понятие, цели, источники и принципы

Международное экономическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные экономические отношения. Беспрецедентный рост значения международных экономических отношений для каждой страны объясняется объективными причинами. Тенденция к интернационализации общественной жизни достигла глобального масштаба, охватив все страны и все основные сферы жизни общества, включая экономическую.

Существенной специфической чертой международных экономических отношений является объединение в единую систему различных по субъективной структуре отношений. Международное экономическое право регулирует межгосударственные экономические отношения. Государства устанавливают правовые основы для осуществления международных экономических связей, их общий режим. Международные экономические связи между физическими и юридическими лицами регулируются национальным правом каждого государства.

Объектом регулирования международного экономического права являются транспортные, таможенные, финансовые, инвестиционные и другие отношения. Каждый из них имеет свое специфическое предметное содержание, порождающее необходимость специального правового регулирования.

Предметом МЭП являются правовые режимы товарооборота, доступа товаров на внутренний рынок, защиты рынка, принципы расчетов по товарообороту, использование тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли, импорта/экспорта, контроля над мировыми ценами на товарных рынках, регулирование товаропотоков, транспортировка товаров, правовой статус частных и юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и т.д.

Для регулирования международных экономических отношений государства используют следующие методы правового регулирования:

1) метод двухстороннего регулирования отношений (о торговых договорах, соглашения о товарообороте или поставках товаров, соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве);

2) метод многостороннего регулирования («пакетом» соглашений системы ВТО, включая тексты ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле), ГАТС (Генерального соглашения по торговле услугами), ТРИП (Соглашения о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность), а также многосторонними товарными соглашениями в рамках региональных международных организаций);

3) метод наднационального регулирования (его элементы используются в рамках международных организаций — ВТО, МВФ и др.);

4) метод императивного регулирования, основанный на применении императивных норм МП;

5) метод диспозитивного регулирования, основанный на диспозитивных нормах международных договоров.

Источники МЭП включают:

1) универсальные договоры, важнейшие из которых—Устав ООН, закрепивший основные цели и принципы МЭП, Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. и др.;

2) многосторонние и двухсторонние международные договоры. В них обычно используется т.н. «мягкое право», которое позволяет сторонам выбирать различные средства осуществления обязательств;

3) резолюции международных организаций;

4) нормы обычного права.

Целями МЭП являются:

а) содействие экономическому и социальному прогрессу всех народов;

б) создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами;

в) повышение уровня жизни, полная занятость населения в условиях экономического и социального прогресса.

В соответствии с принципом суверенного равенства все народы имеют право свободно выбирать свою экономическую систему и осуществлять экономическое развитие. В соответствии с принципами неприменения силы и невмешательства запрещены применение силы и угрозы силой и все иные формы вмешательства, направленные против экономических основ государства. Все споры в экономических отношениях должны решаться исключительно мирными средствами.

Согласно принципу сотрудничества государства обязаны сотрудничать друг с другом с целью содействия экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и сотрудничеству, свободному от дискриминации. Важную роль в МЭП играет принцип добросовестного выполнения обязательств.

Кроме общих, выделяются специальные принципы МЭП:

1) принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими при родными богатствами и естественными ресурсами;

2) право государства свободно определять свою внешнеэкономическую политику;

3) принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью;

4) принцип всеучастия — полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах

5)принцип преференциального режима для развивающихся стран;

6) принцип международной социальной справедливости;

7) принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих выхода к нему. В международной практике государств выработано несколько правовых режимов межгосударст­венных экономических связей.

Кроме принципов существуют правовые режимы, которые также служат основой для осуществления экономического сотрудничества. Это - договорные режимы, т.е. они применяются только тогда, когда заинтересованные государства договорятся об этом.

1.Режим наибольшего благоприятствованияозначает, что одно государство предоставляет другому государству, его гражданам и юридическим лицам столь же благоприятный режим (права, льготы, привилегии), который предоставлен или будет предоставлен в будущем любому третьему государству.

2.Национальный режимозначает, что граждане и юридические лица одного государства пользуются на территории другого государства теми же правами, которые предоставлены местным гражданам и юридическим лицам.

3.Преференциальный режим- предоставление особых преимуществ какому-либо государству или группе государств. Он используется во взаимоотношениях соседних государств либо в рамках интеграционных систем.

СУБЪЕКТЫ МЭП

В системе регулирования международных экономических отношений центральное место занимает государство. Оно является основным субъектом международного экономического права, как и международного права в целом. Суверенитет государства как имманентно присущее ему качество распространяется на экономическую сферу. Мировой опыт свидетельствует, что максимальное осуществление государством своего суверенитета, своих суверенных прав в экономической сфере реально возможно лишь при активном использовании международных экономических связей в интересах своего национального хозяйства в рамках международного экономического права.

Рост значения и усложнения международных экономических отношений делают необходимым усиление управления ими совместными усилиями государств через международные организации, что ведет к увеличению числа международных организаций и их роли в развитии экономического межгосударственного сотрудничества. Государства наделяют организации более широкими регулирующими функциями. Резолюции экономических организаций играют важную роль, дополняя правовые нормы, приспосабливая их к меняющимся условиям.

Главное место по своему значению занимает Организация Объединенных Наций, имеющая разветвленную систему органов и организаций. Развитием международного экономического сотрудничества, что является одной из целей ООН, занимаются два центральных ее органа:

1) Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации государствам в целях содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других областях. Под ее руководством действует ЭКОСОС (экономический и социальный совет), который несет главную ответственность за выполнение функции ООН в области экономического и социального сотрудничества.

2) Организация Объединенных Наций по промышленному развитию(ЮНИДО) в 1985г. получившая статус специализированного учреждения ООН координирует всю деятельность системы ООН в области промышленного развития в целях ускорения индустриализации развивающихся стран.

Другие специализированные учреждения ООН функционируют в отдельных сферах экономического сотрудничества:

- Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО),

- Всемирная организация интеллектуальной собственности(ВОИС),

- финансовые учреждения ООН (Международный банк реконструкций и развития -МБРР, Международный валютный фонд - МВФ, Международная финансовая корпорация - МФК, Международная ассоциация развития - MAP).

Наши рекомендации