Законодательная защита инвесторов. Стратегия инвесторов в случае экспроприации или других потерь.

Отдача от вложенных усилий и средств инвесторов напрямую зависит от надежных гарантий прав собственности, поскольку это дает компаниям уверенность в том, что они смогут воспользоваться плодами своих инвестиций. Чем надежнее эти права защищены от посягательств властей или третьих сторон, тем крепче взаимосвязь между затраченными усилиями и полученной отдачей и тем сильнее мотивация для начала нового бизнеса, вложения средств в уже существующие предприятия или просто для того, чтобы работать еще упорнее. Чем надежнее защищены права, тем выше темпы роста. Для укрепления прав собственности необходимо принятие мер по 4 ключевым направлениям:

· подтверждение прав на землю и другую собственность

· обеспечение исполнения договорных обязательств

· снижение уровня преступности

· прекращение практики бескомпенсационной экспроприации собственности

Далее не из лекций:

Правовая защита деятельности иностранных инвесторов осуществляется судебными органами Российской Федерации. С 1.07.1995г. введен в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Ст. 22 этого кодекса предусмотрено, что арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями. Таким образом, предприятия с иностранными инвестициями стали участниками арбитражного процесса независимо от того, имеется ли соглашение о передаче спора на рассмотрение в арбитражный суд (как это было предусмотрено ранее действовавшим Арбитражным кодексом)
Наличие одного только базисного законодательства в стране недостаточно для привлечения иностранных инвестиций, когда, с одной стороны, необходимо поддерживать отечественных предпринимателей, а, с другой стороны, возникает потребность в льготном режиме для иностранных инвесторов. Реализация таких инвестиционных задач и осуществляется посредством специального инвестиционного законодательства. В рамках этого раздела российского законодательства можно выделить следующие группы нормативно-правовых актов:
• нормативно-правовые акты, определяющие общий режим деятельности иностранных инвесторов;
• нормативно-правовые акты, устанавливающие особые условия для отдельных форм привлечения иностранных инвестиций;
• нормативно-правовые акты, закрепляющие налоговые и иные экономические стимулы и ограничения на деятельность иностранных инвесторов
Основу первой группы нормативно-правовых актов российского законодательства в области инвестиций составляют следующие акты:
1. Закон РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг от 5.03.1999.
2. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999.
3. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999.
4. Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» от 27.09.1993.
5. Постановление Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации» от 19.12.1997. 6. Постановление Правительства Российской Федерации «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» от 29.09.1994 (в ред. от 20.08.1997).
Одним из последних нормативно-правовым актом, регулирующих отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности, является Закон РФ №4б-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.99. В законе урегулированы вопросы обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, что способствует созданию предпосылок для привлечения инвестиций на рынок ценных бумаг.
Важнейшим из законодательных и подзаконных актов, регулирующих в Российской Федерации собственно инвестиционную деятельность, служит Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.99, который установил, что иностранные инвестиции на территории Российской Федерации пользуются полной и безусловной правовой защитой.
Согласно ч. 1 ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Рассматриваемая статья закрепляет основы правовой защиты от реквизиции и национализации. Имущество иностранных инвесторов и российских компаний с иностранными инвестициями может быть национализировано или реквизировано только в случаях и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Так, например, согласно ст. 13 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" <*> государство в целях обеспечения своих интересов в области развития авиации вправе на основании федерального закона национализировать (обратить в государственную собственность) имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц.

В соответствии с Конвенцией "О защите прав инвестора" (Москва, 28 марта 1997 г.) инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (например, стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации. Решения о национализации в Российской Федерации может быть принято только в форме закона (ст. 235 ГК РФ), а о реквизиции - на основании подзаконных и индивидуальных актов (ст. 242 ГК РФ).

По существу, уже с конца 90-х годов существовало две системы защиты прав инвесторов: основанная на соглашении в рамках СНГ, и основанная на двухсторонних соглашениях. Для чего создавался такой параллелизм, который подрывал основы Содружества Независимых Государств, трудно сказать. Но, к настоящему моменту становится очевидно, что выжила система двухсторонних отношений.

В 2007 Путин подписал указ о выходе из конвенции "О защите прав инвестора". Скорее всего из-за того, что у нас куча двусторонних соглашений. При этом масштабные вложения сделали только 2 страны: Казахстан, Беларусь.

Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ст. 243 ГК). В качестве уголовного наказания конфискация определяется судом за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса (например, ст. ст. 158 - 164, 172, 174 и др.). Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством РФ (ст. 52 УК). В качестве меры гражданско-правовой ответственности конфискация может быть применена судом при определении последствий недействительных сделок (см. ст. ст. 169, 179 ГК). В административном порядке конфискация применяется при изъятии оружия у лиц, не имеющих разрешения на его применение и хранение, при изъятии предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом административного проступка (ст. ст. 24, 25 КоАП). Конфискация применяется при нарушении таможенных правил, в частности, в отношении товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами такого нарушения, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации предметов, явившихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, в отношении транспортных средств, на которых перевозились товары, являвшиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил (ст. 242 ТК).

Явный пробел в законе относительно регулирования последствий конфискации законодатель сделал попытку ликвидировать в Типовом соглашении между Правительством Российской Федерации и иностранного государства о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Статья 4 данного Типового соглашения устанавливает основы договорного регулирования в двустороннем соглашении последствий экспроприации.

И т.д.

Короче, вывод: вообще по идее куча законодательных документов и соглашений, защищающих от экспроприации, НО если государству что-то нужно, кто ж его остановит?!=) действия инвестора, на ск я понимаю: обращаться в суд, ссылаться на эти различные конвенции и соглашения, ФЗ. И если ничего не получится, следить хотя бы за тем чтобы была выплачена правильная компенсация.

Наши рекомендации