В целом, государственно-правовой статус князя основывался на его исключительных правах.
В отличие от Западной Европы, где король был «первым среди равных», князь на Руси не имел соперников вне династии, самые крупные феодалы не могли претендовать на великокняжескую власть.
Зарождение высших органов управления
Коллегиальные органы
Хотя великие князья были монархами, все-таки они не могли обойтись без того, чтобы выслушать мнения приближенных. Так сложился княжеский совет, юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжи мужи.
Княжеский совет, как орган государственного управления, создавался в результате соглашения между князем и племенной верхушкой или старшими дружинниками. Затем в него вошли «старцы градские»(верхи городского управления), «лучшие люди, предержащие власть», а с конца Х в. и духовные власти.
Для этого органа характерны:
• неразграниченность функций,
• неопределенность полномочий,
• нерегулярность,
• зависимость от авторитета и воли князя.
Традиции княжеского совета повлияли на формирование Боярской думы.
Иногда в Древнерусском государстве созывались также феодальные съезды. Феодальные съездыпредставляли собой «советы» князей, решавшие наиболее важные политические вопросы.
Острые политические столкновения стали свойственны государственной жизни Руси довольно рано – на рубеже Х–ХI вв. Практика съездов развивалась после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.), пытавшегося своим завещанием предотвратить династические распри (распределением сыновьям уделов и передачей киевского престола по старшинству). Каковы бы ни были намерения Ярослава Мудрого, его решения нередко оцениваются историками как узаконение удельщины (феодальной раздробленности).
Основным содержанием княжеских съездов было:
• согласование политики князей, становящихся все более самостоятельными,
• поиски дипломатических путей в решении проблем при столкновении интересов князей.
Особую роль сыграл Любечский съезд (1097 г.), где, по словам «Повести временных лет», князья признали, что «сами губят землю русскую рознью». Вынеся приговор (решение): «отныне блюсти Русскую землю единым сердцем», князья определили и принцип, по сути определивший дальнейшую историю почти на 400 лет: «Каждый держит отчину свою». Таким образом, провозглашалось невмешательство князей во внутренние дела других княжеств и закреплялась система наследственного землевладения. Сразу после съезда князья вновь обнажили мечи, был ослеплен один из участников съезда князь Василько Ростиславович.
В домонгольский период съезды играли важную роль для выяснения взаимоотношений князей, но их совещательно-рекомендательный характер определялся весьма условной договоренностью, легко нарушаемой и необязательной.
Вече (от слова «вещать») – один из самых романтизируемых в отечественной общественно-политической мысли институтов российской государственности, часто трактовавшийся как воплощение народовластия, непосредственной демократии и т.п. Имеющее глубокие корни в родоплеменных формах, вече, тем не менее, не было таковым.
Ограниченность вече:
· не все категории свободных людей имели голос на вече. Так, сыновья, имеющие живых отцов, не обладали правом самостоятельного голоса, за них решали отцы;
· механизм принятия решений характеризовался отсутствием совершенной определенности и был таков, что мнение «большинства» было контролируемо;
· обязательности участия в вече не было, а внезапность его созыва лишала возможности участия в нем неосведомленных людей.
Являясь органами городского управления, вече функционировали во многих городах, на фоне центробежных тенденций в государстве их роль усиливалась, но наибольшее значение вече приобрело в Великом Новгороде и Пскове, благодаря особому экономическому и географическому положению этих «городов-государств».
К началу ХII в. интересы верхов этих городов реализовывались в конфликте со слабеющей властью князя; новгородское вече само избирало посадника, который уже переставал быть представителем князя, а сам князь ограничивался в своих полномочиях и контролировался вече.
В самом Киеве имели место случаи избрания князя на вече (1132 г., 1146 г.)..
Военная и служилая иерархия
Первоначально в Древнерусском государстве существовала десятичная, численная система управления. Эта система выросла из военной организации, когда начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — стали руководителями более или менее крупных звеньев государства.
Так, тысяцкий сохранил функции военачальника,
сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом.
Десятичная система еще не отделяла центральное управление от местного. Однако позже такая дифференциация возникает.
Преимущественно военное происхождение администрации было обусловлено решающей ролью дружины.
Княжеская дружина по своему составу не была однородной: она разделялась на старшую и младшую, причем последняя имела различную градацию (отроки, детские, гридь). Различия их положения и обязанностей служили основанием для различий их роли в управлении.
Начальникам воинских подразделенийпередавались соответствующие их рангу судебно-административные полномочия.
Другие элементы дружины вовлекались в решение задач управления по мере их усложнения.
Другим источником для системы управления был княжеский двор, его ближайшее окружение, роль которого возрастала с ростом собственно дворцового управления и с ростом усложняющихся государственных задач, которые решались поручениями административных функций лицам княжеского двора – тиунам и старостам
В центральном управлении складывается так называемая дворцово-вотчинная система.. В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением тех или иных жизненных потребностей: дворецкие, конюшие и пр. Со временем князья поручают этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью, предоставляют им для этого необходимые средства. Так личный слуга становится государственным деятелем, администратором.
Особые княжеские чиновники (Вирники, Мечники, Ябедники)помогали осуществлять княжеский суд на территории всей страны.
Другие чиновники (Подъездные Мытники)руководили сбором налогов и податей в государственную казну.
Княжеская дружина постепенно сливалась с княжеским двором, что отвечало задачам укрепления личной власти князя.
Местное управление
На местах функции управления выполняли «лучшие люди» – огнищане (от слова «огнь» – домашний очаг). Эти категории выделяются в знать.
Наиболее важным звеном управления были посадники,осуществлявшие территориальное управление. Назначение посадника в какой-либо город означало, что этот город входил во владения данного князя. Если посадник бежал из города, то власть князя терялась. Вследствие преимущественного значения военных функций посадники именовались воеводами. Им принадлежала судебная власть.
Доход посадников складывался из судебных штрафов и корма (натурального содержания). Таким образом, взгляд на должность как на «хлебное место» – весьма древний по происхождению.
В Х–ХI вв. полномочия посадников очень велики, им фактически делегировались полномочия великого князя. После того, как князья стали владельцами «отчин», посадники вошли в княжескую администрацию.
Посадникам подчинялись Бояре-вотчинники, владевшие большими землями, Посадники, управлявшие жителями городов и Волостели, управлявшие сельским население на государственных землях: через Старост сельских общин, живших на этих землях проводили сбор податей с сельского населения в пользу государства и виры (штрафа) за членов общины, в случае если те нарушали законы (кража, убийство, невыполнение договора и др.).
В боярской вотчине главным был ее владелец (Боярин). Ему помогали управлять своей вотчиной Боярские чиновники. они помогали вершить боярский суд, проводить сбор податей и налогов, управляли боярским домом и хозяйством.
Боярские чиновники с помощью Старост сельских общин (вервей – от слова веревка, как инструмент с помощью которой делили землю в общине), живших на боярских землях, проводили сбор податей с сельского населения в пользу боярина и виры (штрафа) за членов общины, в случае если те нарушали законы (кража, убийство, невыполнение договора и др.).
Судебная власть
В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации, включая, как уже говорилось, самого великого князя.
Однако существовали специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников— лиц, собиравших уголовные штрафы за убийство. Вирников сопровождала целая свита мелких должностных лиц.
Судебные функции осуществляли и церковные органы.
Существовал также вотчинный суд — право феодала самому судить зависимых от него людей. Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.