Юридическая сила – это способность нормативного правового акта воздействовать на поведение субъектов.
Юридическая сила нормативного акта определяется местом этого акта в системе законодательства. Она определяется компетенцией органа, принявшего этот нормативный акт.
Система нормативных актов:
I по юридической силе:
1) Законы – это непосредственно отражающий интересы общества, и принимаемый в особом порядке высшими представительными органами государственной власти, нормативный правовой акт высшей юридической силы, регулирующий основные, наиболее важные общественные отношения.
Признаки законов:
1) Только нормативно-правовой акт. Закон обладает высшей юридической силой, и если он будет принят одним человек, то он будет выше даже указа президента, чего нельзя допускать.
2) Первичный акт. Все остальные акты должны соответствовать вышестоящим нормативным актам. Он ничего не конкретизирует и не уточняет.
3) Обладает высшей юридической силой. Означает, что все иные акты соответствуют ему, не могут вносить в него ни дополнений, ни изменений.
4) Принимается только высшими представительными органами.
5) Принимается в основном усложненном варианте.
6) Регулирует основные, а потом наиболее важные общественные отношения.
Предмет законодательного регулирования закона включает в себя:
1) Уголовные отношения. Существует единственный закон, где содержатся нормы уголовных правонарушений.
2) Процессуальная деятельность суда по рассмотрению дел.
3) Конституционные отношения. Отношения по организации гос. власти и соотношения населения.
4) Связана с правами человека.
Виды законов:
I по способу принятия:
1) Референдумом.
2) Представительным органом.
II по юридической силе:
1) Конституция.
2) Конституционные законы.
3) Федеральные законы.
4) Законы субъектов федерации.
III по времени действия:
1) Постоянные.
2) Временные.
3) Чрезвычайные законы.
IV по отраслям:
1) Уголовные.
2) Гражданские.
3) Процессуальные
И т.д.
2) Подзаконные акты.
2.1) Указ. Принимается президентом РФ. Самый высокий по юридической силе подзаконный акт. Подписанный президентом указ публикуется в «Российской газете» и собрание законодательства РФ в течение 10 дней после подписания и через 7 дней после первой публикации вступает в силу на всей территории РФ.
2.2) Постановление правительства РФ. Это коллегиальный орган. Подписывается главой правительства. Признаком органа является его руководитель, от имени которого идет постановление. Принимается в соответствии с указами и законами РФ. Сроки места публикации так же, как и указ.
2.3) Приказ (инструкции). Акты министерств и ведомств. Они имеют двойственный характер. Есть те, которые касаются министерской деятельности, а есть те, касаются всех, то есть имеют общий характер. Принимаются единоличными министрами. Минюст проверяет на предмет соответствия данного акта к вышестоящим актам. Если не совпадают, то не имеют юридической силы. Если зарегистрирован, то он публикуется в «Российской газете» и есть журнальчик «Бюллетень».
2.4) Решения и распоряжения исполнительных органов субъектов федерации. Они публикуются в областных соответствующих газетах.
3) Не входящие в систему государственных органов: Нормативно-правовой акт органов местного самоуправления. У них любое названия, кроме занятых. Сами органы местного самоуправления не имеют конкретного названия. Но они должны дублировать эти акты.
4) Локальные акты. Это акты, действующие на отдельном предприятии, и принимаются единолично руководителем предприятия. Они действуют только локально.
Правотворчество – это государственно-властная деятельность компетентных субъектов по изданию норм права.
Признаки:
1) Это государственно-властная деятельность.
2) Это деятельность по изданию нормативных актов.
3) Осуществляется в определенном законом порядке. Законодательная деятельность.
4) Заканчивается изданием норм права.
Виды правотворчества:
1) Непосредственное правотворчество народа (референдум).
2) Правотворчество компетентных государственных органов.
3) Это санкционированное правотворчество. Правотворчество негосударственных органов. Но с разрешения государственных органов. 3 формы государственных органов:
1) Предварительное санкционирование. Государственный орган поручает не государственному органу принять конкретный акт по содержанию, наименование и т.д.
2) Последующее санкционирование. Негосударственный орган принимает акт. Он не будет правовым, пока соответствующий государственный орган не будет утвержден.
3) Делегирование.
Правотворчество.