Особые средства юридической техники (правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы, концепция нормативного правового акта, юридическая конструкция, правовой символ)

Под юр техникой понимают: приемы конструирования правовых норм с точки зрения их существа.

Юридическая техника — это выработанные на практике навыки и приемы создания правовых норм в форме принятия НПА.

В составе юридической техники выделяют специальные средства. Правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы, юридические конструкции, правовые символы. В последнее время сюда причисляют также и концепции нормативных правовых актов, которые все активнее используются при разработке наиболее сложных законодательных актов.

Правовые презумпции - это предположения о наличии или отсутствии определенных фактов, которые подтверждаются или опровергаются в процессе доказывания. Классическим вариантом является презумпция невиновности. Также Презумпция знания закона (правознакомства). Предполагается, что каждый член общества знает (или по крайней мере должен знать) законы своей страны. Незнание закона не освобождает ни кого от ответственности за его нарушение. Во всех правовых системах исходят из того, что гражданин не может в качестве оправдания ссылаться на свою юридическую неосведомленность - это не будет принято во внимание. Различают общеправовые, межотраслевые и отраслевые презумпции. Общеправовые презумпции - истинность и целесообразность норм права; правосубъектность лиц и организаций, вступающих в правовые отношения; добропорядочность граждан; знание законов субъектами права и др. Межотраслевые презумпции: презумпция отцовства, презумпция равенства доли имущества каждого из супругов при разделе его и др. Отраслевые презумпции - презумпция о значительном повышении степени общественной опасности деяния при его совершении группой лиц.

Правовые фикции - сформулированные в законодательстве положения о несуществующих фактах, которые признаются существующими, а потому имеющими определенные юридические последствия. Примером фикции в гражданском праве является начало исчисления срока для признания гражданина умершим или безвестно отсутствующим. Применяя этот прием юридической техники, законодатель дисциплинирует участников гражданского процесса, добивается четкой организации судопроизводства, своевременного разрешения дел в судах.
Правовые аксиомы - это положения, которые не требуют доказательств в юридическом процессе. Они так же, как и неопровержимые презумпции, взаимосвязаны и очень схожи с принципами права, хотя и не тождественны с ними. Многие аксиомы были известны с глубокой древности: никто не может быть судьей в собственном деле; никто не может передавать другому больше прав, чем имел бы сам; никто не обязан сам себя обвинять; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; закон обратной силы не имеет и т.д.
Юридические конструкции - идеальные модели, схемы, шаблоны структурного построения прав, обязанностей, ответственности и иных элементов, используемых законодателем для формулирования правовых норм. Например, в сфере гражданского права - это договор, право собственности; в уголовном праве - состав преступления, невменяемость и др.

Правовой символ - создаваемый или санкционируемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое или слышимое образование, которому придается политико-правовой смысл, используемый для передачи правовой информации адресату (Государственный флаг, Государственный гимн, Государственный герб, сигналы светофора при регулировании дорожного движения, дорожные знаки, логотипы и т.д.).

Правовой акт — это письменный документ, принятый уполномоченным субъектом права, имеющий официальный характер, направленный на регулирование общественных отношений.

Логическую схему построения нормативных правовых актов и прежде всего законов можно свести к трем наиболее значимым частям: общей, основной и заключительной. Структурными элементами текста акта выступают разделы, главы, статьи, пункты.

Общая часть включает в себя положения, определяющие предмет регулирования, значение используемых терминов, принципы правового регулирования.
В основной части находят отражение компетенция органов государственной власти, права и обязанности субъектов права, порядок осуществления деятельности в рамках регулируемых отношений, меры ответственности и другие вопросы.
В заключительной части (заключительных и (или) переходных положениях) устанавливаются порядок и сроки вступления акта в силу, предстоящие изменения в законодательстве и некоторые другие вопросы.
Сейчас большинство принимаемых законов имеют более или менее стройную логическую структуру.

46. Понятие и признаки нормы права.

Норма права – общеобязательное правило поведения, санкционированное государством и обеспеченное механизмом государственного принуждения. Норма права – общеобязательное повеление, выраженное в форме государственно-властного предписания и регулирующее наиболее важные общественные отношения, в идеале на началах справедливости и свободы.

Признаки правовой нормы:

носит общий характер; формально определена; имеет общеобязательный характер (санкционирована государством, на ее защите стоит механизм государственного принуждения); образует определенную систему; рассчитана на неоднократность действия; не персонифицирована; принимается в соответствии с четко установленной законом процедурой.

Классификация правовых норм:

1. в зависимости от содержания:

1.1.исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления;

1.2.общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все большую часть институтов соответствующей отрасли права;

1.3.специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей;

2. в зависимости от предмета правового регулирования (те общественные отношения, которые регулируются нормами права):

2.1.конституционные;

2.2.гражданские;

2.3.административные и др.;

3. в зависимости от характера:

3.1.материальные (уголовные, аграрные, экологические);

3.2.процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4. в зависимости от методов правового регулирования:

4.1.императивные (директивные нормы), которые прямо требуют от адресата действия или воздержания от него (исходные нормы всегда императивные). Они регулируют так называемые вертикальные общественные отношения, т.е. те нормы, которые не предоставляют адресату правовой кормы альтернативных вариантов ее выполнения;

4.2.диспозитивные (такие нормы, которые в отдельных сферах общественной жизни, например в имущественной, вступают в действие, если участники этих отношений сами не вырабатывают иных способов и форм решения своих споров, заключения своих договоров);

4.3.поощрительные (их санкции содержат указания на благоприятные последствия – награду, иные поощрения, например правила выплаты премий);

4.4.рекомендательные;

5. в зависимости от времени действия:

5.1.постоянные (содержащиеся в законах);

5.2.временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения);

6. в зависимости от функций:

6.1.регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений);

6.2.охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав);

7. в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:

7.1.общераспространенные (действуют в отношении всех граждан);

7.2.специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц);

8. в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы:

8.1.абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения);

8.2.относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения);

8.3.альтернативные (закрепляющие несколько вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств);

9. в зависимости от сферы действия:

9.1.общефедеральные;

9.2.региональные;

9.3.локальные;

10. в зависимости от юридической силы:

10.1.правовые нормы законов

10.2.правовые нормы подзаконных актов;

11. в зависимости от способа правового регулирования:

11.1.управомачивающие (предоставляют участникам общественных отношений право совершать действия в целях удовлетворения своих интересов);

11.2.обязывающие (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия);

11.3.запрещающие (запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия).

Наши рекомендации