С древнейших bpemен до наших дней
ИСТОРИЯ РОССИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ BPEMЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
Под редакцией А.В. Коновалова
Методические указания
Новосибирск
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
ИСТОРИЯ
(с древнейших времен до наших дней)
Под редакцией А.В. Коновалова
Методические указания
Новосибирск
К.и.н., доцент Ломакин К.В., к.ф.н., доцент Коновалов А.В., к.ф.н., доцент Боровой Е.М., старший преподаватель Кондратьева Л.Р.
История России (с древнейших времен до наших дней):
Методические указания/ Под ред. А.В. Коновалова – Сиб. гос. ун-т телеком. и информат. – Новосибирск, 2014. – стр.
В методических указаниях даны темы лекционного курса, темы, вопросы, литература и задания для подготовки к семинарам; темы домашних письменных работ; рабочая экзаменационная программа.
Кафедра философии и истории
Рецензент: к.ф.н. Карев Е.И. (СибГУТИ), к.и.н. Болоцких В.Н. (НГАСУ)
Методические указания предназначены для студентов технических факультетов дневного обучения СибГУТИ.
Утверждено редакционным издательским советом СибГУТИ в качестве методических указаний.
©Сибирский государственный университет
телекоммуникаций и информатики, 2014 г.
Оглавление
Введение | ||
Методические советы по подготовке к семинарам | ||
Тематический план лекционного курса | ||
Тематический план семинарских занятий | ||
Темы, вопросы, источники, литература, задания, методические рекомендации к семинарам | ||
Темы контрольных работ | ||
Литература для написания контрольной работы | ||
Вопросы к экзамену по истории |
ВВЕДЕНИЕ
Семинарские занятия – важнейшая составная часть учебного процесса, проверка регулярности и качества самостоятельной работы студентов в межэкзаменационный период.
Занятия проводятся в виде собеседования по темам и вопросам настоящего методического пособия.
Формы проведения семинаров (диспуты, функциональные игры, пресс-конференции, обобщающие контрольные работы и т.д.) в каждом отдельном случае определяет преподаватель.
Студент должен изучить рекомендованные источники, литературу (документы, мемуары, монографии, учебники и т.д.) и быть готовым принять участие в обсуждении всех вопросов семинарской темы.
Для лучшего усвоения и аргументированного изложения материала на занятии рекомендуется составлять тезисы или краткий план ответа.
Вместе с тем чтение заранее подготовленных текстов запрещается. Студенты должны быть готовы к устному изложению проблем.
Обязательная подготовка к каждому занятию - непреложное правило. Пропущенное занятие, отказ от участия в обсуждении вопросов дают право преподавателю вызвать студента на обязательную консультацию, снизить оценку на очередной контрольной неделе, задать дополнительные вопросы на экзамене по неотработанным темам семинаров.
В результате изучения курса: студент должен знать основные этапы развития российского государства, характер и особенности социальных и экономических преобразований в различные периоды российской истории, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, терпимо воспринимать социальные и культурные различия; должен уметь работать с источниками; научной, научно-популярной литературой, излагать и обосновывать свою точку зрения, давать объективный анализ процессов, происходящих в социально-экономической и политической сферах, владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ
Внимательно прочтите методические рекомендации к семинару – это ориентир на понимание проблемы, логику ее решения с учетом причинно-следственных связей изучаемых исторических событий.
Лекция преподавателя – консультация «на дому». Обратитесь к ней прежде, чем начать изучение исторической литературы по теме семинара.
Следующая ступень подготовки – чтение основной литературы по вопросам плана семинара. Для успешного выступления составьте свой план и продумайте тезисы к каждому из вопросов плана.
Сделайте выписки из рекомендованных пособий – это важный процесс накопления материала к экзамену, итоговой конференции, контрольной работе, выполнению тестовых заданий.
После того как Вами будет отработан исторический материал по вопросам плана семинара, обратитесь к соответствующим документам. Изучите их и постарайтесь сделать на них ссылки в процессе работы на семинаре.
Просмотрите дополнительную литературу в соответствии с заданиями семинара, выберите то, что с Вашей точки зрения, углубит знание, расширит исторический кругозор.
С целью участия в интерактивном общении на самом занятии продумайте свои авторские вопросы, выводы, оценки по изучаемой проблеме.
В процессе работы используйте словарь исторических терминов, обратите внимание на даты основных событий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
№ | Тема: | Количество часов |
Восточные славяне. Киевская Русь (IX-XII вв.). | ||
Удельная Русь и Ордынское иго (XIII-первая половина XV вв.) | ||
Московская Русь (Россия; вторая половина XV-XVII вв.). | ||
Российская империя в эпоху Петра I и Екатерины II в XVIII веке. Начало модернизации России. | ||
Российская империя XIX-начала XX века: переход от традиционного к индустриальному обществу. | ||
От Российской империи к Советскому Союзу (1917-1922 гг.). | ||
Советский Союз: от образования до распада (1922-1990 гг.). | ||
От Советского Союза к Российской Федерации (1990-е-2000-е гг.). |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ | Тема: | Количество часов |
Введение в историю | ||
Древнерусское государство – Киевская Русь (вторая половина IX-первая половина XII вв.) | ||
Единое Российское государство (вторая половина XV-вторая половина XVI вв.) | ||
Российское государство в XVII в. | ||
Российская империя в XVIII веке. | ||
Российская империя в первой половине XIX века | ||
Российская империя во второй половине XIX века | ||
Российская империя на рубеже XIX-XX вв. | ||
Последнее десятилетие Российской империи (1905-1917 гг.) | ||
Революционный 1917 год | ||
Гражданская война и иностранная интервенция в России (1918-1920 гг.) | ||
Советское государство в первой половине 20-х гг. XX в | ||
Советский Союз во второй половине 20-х-30-х гг. XX в. | ||
СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) | ||
СССР в послевоенные годы (1946-1953 гг.) и в «Хрущёвское десятилетие» (1953-1964 гг.) | ||
СССР в середине 60-х-80-х гг. | ||
Россия в 90-е годы XX-начале XXI вв. |
ТЕМЫ, ВОПРОСЫ, ИСТОЧНИКИ, ЛИТЕРАТУРА, ЗАДАНИЯ , МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРАМ
Семинар 1 : Введение
1. Предмет; задачи истории как науки; социальные функции исторической науки.
2. Основные методологические принципы и методы исторического исследования.
3. Общее и особенное в историческом развитии России.
4. Методические приемы изучения истории.
Задания
Объясните эти понятия:
История, генеалогия, историография, источниковедение, этноведение, методология, геральдика, метод, цивилизация, формация, менталитет, концепция, парадигма, дедукция, индукция, ретроспекция, эволюция, детерминизм, социальный, рациональный, идеографический, исторический источник, базис, надстройка, производительные силы, производственные отношения, западники, славянофилы, евразийство.
Основная литература
1. Деревянко А.Ю., Шабельникова Н.А.. История России. – М.: «Проспект», 2011.
2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. Т.1. / под ред.А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012.
Дополнительная литература
1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – М.: ИНФРА–М., 2012.
2. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. – М.: Проспект, 2008.
3. Смоленский Н.И. Теория и методика истории. – М.: «Академия», 2007.
Сообщения
1. Норманская концепция происхождения Древнерусского государства.
2. Историческое значение Крещения Руси.
3. Культура Древней Руси.
Задания
Объясните эти понятия:
Этногенез, род, племя, соседская община, вервь, военная демократия, вече, князь, дружина, каганат, путь «из варяг в греки», перелог, подсечно-огневая система земледелия, бортничество, волхвы, язычество, вои, нарочитая чадь, смерд, закуп, рядович, политеизм, власть, государство, норманская теория, культура, Русская правда, вотчина, холоп, челядь, бояре, черное духовенство, белое духовенство, раздробленность.
Сообщения
1. Иван III - Государь всея Руси.
2. Оценки Ивана IV, Грозного в исторической науке.
3. Внешняя политика Российского государства (вторая половина XV-XVI вв.).
Задания
Объясните эти понятия:
Поместье, барщина, оброк, пожилое, Юрьев день, заповедные лета, урочные лета, посад, Судебник, царь, приказ, местничество, кормление, служилые люди, самодержавие, Боярская дума, Земский собор, стрельцы, земщина, опричнина, Двор, Дворец, тягло, дьяк, подьячий, губной староста, централизованное государство, сословно-представительная монархия, нестяжатели, Домострой, Стоглав, Задонщина, воевода, земский староста.
Сообщения
1. Первые Романовы: Михаил Федорович, Алексей Михайлович.
2. Борис Годунов – первый «выборный» царь России и его судьба.
3. Национально-освободительное движение России против интервентов.
4. Церковь и государство в XVII веке. Церковный раскол.
Задания
Объясните эти понятия:
Смута, бунташный век, семибоярщина, крестьянская война, гражданская война, интервенция, дворяне, посадские люди, гулящие люди, думные чины, черные слободы, белые слободы, крестоцеловальная запись, крепостное право, абсолютная монархия, раскол, секуляризация культуры, ересь, старообрядцы, меркантилизм, политика революции цен, Ближняя дума, фаворит, гетман, ясак, Соборное Уложение, мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, парсуна, тушинский вор.
Сообщения
1. Петр Великий в российской истории.
2. Екатерина II. Исторический портрет.
3. Дворцовый переворот 1762 года.
4. Общественная мысль и социальные движения второй половины XVIII века.
Задания
Объясните эти понятия:
Модернизация, камерализм, подушная подать, «потешные» войска, регулярная армия, рекрут, секуляризация церковных земель, Сенат, Синод, коллегия, генерал-прокурор, обер-прокурор, регент, империя, абсолютизм, протекционизм, редут, Верховный тайный совет, единонаследие, дворцовый переворот, «кондиции», гвардия, временщик, бироновщина, просвещенный абсолютизм, губерния, губернатор, Уложенная комиссия, Ассамблея, кунсткамера, классицизм, сентиментализм.
Сообщения
1. Александр I. Исторический портрет.
2. Николай I. Исторический портрет.
3. Сперанский М.М. – великий деятель первой четверти XIX в.
4. Общественная мысль и общественные движения в России в 20-х - 50-х гг. XIX века.
Задания
Объясните эти понятия:
Министерство, Государственный совет, жандармерия, Канцелярия Его Императорского Величества, цензура, аракчеевщина, теория официальной народности, крестьяне государственные, удельные, крепостные, месячина, военные поселения, издольщина, промышленный переворот, фабрика, теория официальной народности, декабристы, западники, славянофилы, петрашевцы, антинаполеоновские коалиции, Отечественная война, Священный союз, военное поселение.
Сообщения
1. Александр II. Исторический портрет.
2. Александр III. Исторический портрет.
3. Общественные движения в России во второй половине XIX века.
4. Внешняя политика России второй половины XIX века.
Задания
Объясните эти понятия:
Великие реформы 1861-1870-х гг.; контрреформы; всеобщая воинская повинность; временнообязанные крестьяне; выкупная операция; отрезки; отработки; земства; земское движение; адвокаты; присяжные; заседатели; народники; «хождение в народ»; либеральное, консервативное, революционно-демократическое, анархистское, пропагандистское, заговорщическое, социал-демократическое течения; народничество; реализм; передвижники; «Могучая кучка»; террор; мировой посредник; выкупные платежи; курии; имущественный ценз; земский гласный; земские собрания; земские управы; народовольцы.
Сообщения
1. Николай II. Исторический портрет.
2. С.Ю. Витте. Исторический портрет.
3. П.А. Столыпин. Исторический портрет.
4. Русско-японская война 1904-1905 гг.
Задания
Объясните эти понятия:
Индустриализация; монополия; картель; концерн; синдикат; тресты; Столыпинская реформа; отруб; хутор; оппозиция; Антанта; тройственный союз.
Сообщения
1. Начало российского парламентаризма.
2. Сибирь в условиях революции 1905-1907 гг.
3. Россия в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.)
Задания
Объясните эти понятия:
Революция; оппозиция; Государственная дума; кадеты; октябристы; черносотенные организации; трудовики; большевизм; меньшевизм; третьеиюньская монархия; социалисты-революционеры (эсеры); военно-промышленные комитеты; военно-полевые суды.
Сообщения
1. А.Ф. Керенский. Исторический портрет.
2. Генерал Корнилов. Исторический портрет.
3. В.И. Ленин (Ульянов). Исторический портрет.
4. Л.Д. Троцкий. Исторический портрет.
Задания
Объясните эти понятия:
Временное правительство; двоевластие; корниловщина; Петроградский совет; Временный комитет Государственной думы; Учредительное собрание; экспроприация; национализация; аннексия; контрибуция; репарация; сепаратный мир; декрет; Совнарком; Советы; наркоматы; Конституция РСФСР; Версальский мир.
Сообщения
1. Партизанское движение в Сибири против Колчака.
2. Герои Белого движения: Деникин, Колчак, Врангель и др.
3. Герои Красного движения: Чапаев, Лазо, Щорс, Котовский, Будённый и др.
Задания
Объясните эти понятия:
Гражданская война; интервенция; Добровольческая армия; Белое движение; Красная гвардия; военный коммунизм; продразверстка; комбеды; продотряды; эмиграция; «демократическая контрреволюция»; Белое, Красное, Зеленое, национальные движения; Коминтерн.
Сообщения
1. В.И.Ленин – человек и политик.
2. «Философский пароход».
3. Внешняя политика СССР в 20-е годы.
Задания
Объясните эти понятия:
НЭП; продналог; ГОЭЛРО; Госплан; Рабкрин; концессия; денежная реформа; федерация; автономия; автономизация; СССР; «Философский пароход»; Конституция СССР; совнархоз.
Сообщения
1. Политические процессы 30-х гг.
2. Культурная революция: результаты и последствия.
3. Альтернативы развития Советского общества в конце 20-х гг.
4. Внешняя политика в 30-х гг.
Задания
Объясните эти понятия:
Индустриализация; коллективизация; культурная революция; культ личности; режим личной власти; авторитаризм; тоталитаризм; ГУЛАГ; «враг народа»; Лига Наций; политические процессы; «новая оппозиция»; «шахтинское дело»; «Трудовая крестьянская партия»; антисоветский правотроцкистский блок; национал-социализм; система коллективной безопасности; Мюнхенский сговор; политика нейтралитета; конфиденциальный; «Зимняя война»; плановая экономика; директивные планы; пятилетки; Стахановское движение; административно-командная система.
Сообщения
1. Советский тыл и партизанское движение в годы войны.
2. Антифашистская коалиция.
3. Связисты в годы войны.
4. Новосибирец А.И. Покрышкин – трижды Герой войны.
5. Подвиг Б. Богаткова - новосибирского поэта-воина.
Задания
Объясните эти понятия:
Отечественная война; оккупация; геноцид; ленд-лиз; Второй фронт; антигитлеровская коалиция; партизанское движение; народное ополчение; народная помощь фронту; рельсовая война; капитуляция; статус-кво; суверенитет; фашизм; народный фронт; Нюрнбергский процесс; эвакуация; коренной перелом; Восточный фронт; Западный фронт; денонсация.
Сообщения
1. Создание ядерного оружия и начало ядерного противостояния.
2. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина.
3. Н.С. Хрущева. Исторический портрет.
Задания
Объясните эти понятия:
«Холодная война»; космополитизм; «план Маршалла»; НАТО; СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи); Варшавский договор; «Дело авиаторов»; «Ленинградское дело»; «Дело врачей»; «оттепель»; десталинизация общества; совнархоз; урбанизация; Берлинская стена; Карибский кризис;
Сообщения
1. Брежнев Л.И. Исторический портрет.
2. Горбачев М.С. Исторический портрет.
3. Диссидентское движение в СССР в 70-х-80-х гг.
Задания
Объясните эти понятия:
Номенклатура; диссидентство; теневая экономика; биполярная система международных отношений; перестройка; гласность; разрядка; кооперация; новое политическое мышление; референдум; «Косыгинская реформа»; экстенсивый, интенсивный характер экономического развития; АПК (агропромышленный комплекс); «развитой социализм»; геронтократия; «застой»; агония; СОИ (стратегическая оборонная инициатива); коррупция; ускорение социально-экономического развития.
Сообщения
1. Личности Ельцина Б.Н., Путина В.В., Медведева Д.А.
2. Церковь, общество, власть в современной России.
3. Современная Россия в мировом сообществе.
Задания
Объясните эти понятия:
Приватизация; акционирование; либерализация цен; акция; биржа; ваучер; «шоковая терапия»; Федеральное Собрание; Совет Федерации; Государственная дума; референдум; рыночная экономика; радикальные экономические реформы; рыночная экономика; политическая и экономическая либерализация; августовский путч; распад СССР; новая геополитическая ситуация; СНГ; дефолт; девальвация рубля.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Особенности исторического развития России.
2. Выдающиеся историки России: М.Н. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, Л.Н. Гумилев и др.
3. Цивилизационный и формационный подходы – право на существование.
4. Природно-климатический фактор и его влияние на ход русской истории.
5. Споры западников и славянофилов о русской истории.
Киевская Русь (IX-XII вв.).
1. Этногенез славян.
2. Античные и византийские авторы о славянах.
3. Восточные славяне: экономика, социальные отношения, обычаи, верования (VIII-IX вв.).
4. Образование Древнерусского государства.
5. Происхождение и исходное значение слова «Русь».
6. Особенности Древнерусской цивилизации.
7. «Норманская теория» и современная историческая наука.
8. Принятие христианства на Руси и его историческое значение.
9. Великие князья Киевской Руси: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.
10. Государственный строй и социальные отношения в Киевской Руси.
11. «Русская правда» и основные понятия древнерусского права.
12. Древняя Русь и степные народы.
13. Культура Киевской Руси.
14. Церковь, монастыри, церковное общество Древней Руси.
15. Русь и Византия: экономические, политические, культурные связи в IX-XII вв.
16. Внешняя политика Киевской Руси.
Советский Союз (1922-1991 гг.).
1. Образование СССР. Первая конституция СССР 1924г.
2. Новая экономическая политика: сущность, результаты.
3. Дискуссии о путях строительства в СССР 20-е годы.
4. Политическая жизнь страны в 20-х гг.: становление тоталитарного режима.
5. Советская власть и интеллигенция («Философский пароход»).
6. Культурная жизнь СССР в 20-х гг. XX в.
7. Церковь, власть и общество в СССР в 20-х гг. XX в.
8. Судьбы русской эмиграции в 20-х-30-х гг. XX в.
9. Внешняя политика СССР в 20х годах XX в.
10. Свертывание НЭПа: причины и последствия (вторая половина 20-х гг.).
11. Сталинская политика «большого скачка» в конце 20-х-30-х гг.
12. Массовая коллективизация сельского хозяйства. Трагедия российского крестьянства.
13. Успехи и издержки индустриализации конца 20-х-30-х гг.
14. Культурное развитие СССР в конце 20х-30х гг.
15. Политические портреты советских лидеров (один из портретов: Ленин, Сталин, Троцкий, Бухарин, Рыков, Киров, Зиновьев).
16. Сталин и Троцкий. Причины и сущность противоборства.
17. Бухарин и Сталин – соратники и противники.
18. Сталинская конституция 1936 г.
19. Политические процессы 30-х г.
20. Установление идеологической монополии в советском обществе. Судьбы культуры, науки, интеллигенции в 30е г.;
21. Оппозиция Сталину (Рютин и др.) в условиях тоталитарного режима.
22. Политические процессы и массовые репрессии 1930-х гг.
23. «Дело военных» и репрессии в армии в 30-х гг.
24. Внешняя политика СССР в конце 20х-30х гг.
25. Советско-германский пакт 23 августа1939 г.; «Договор о дружбе» 28 сентября 1939г. Современные оценки.
26. Советско-финская война (1939-1940 гг.).
27. Начало Второй мировой войны: причины и события.
28. Начало Великой Отечественной войны.
29. Московская битва и ее историческое значение.
30. Образование антигитлеровской коалиции 1941г. Роль военного, экономического, дипломатического взаимодействия союзников.
31. Сталинградская битва: начало коренного перелома в войне.
32. Битва за Днепр и Курская битва: завершение коренного перелома в войне.
33. Освобождение территории СССР от фашистских захватчиков.
34. Освободительная миссия Красной Армии в Европе.
35. Вступление СССР в войну с Японией (август 1945 г.).
36. Власов А. и его армия. Предатели Родины или борцы против тоталитаризма?
37. Г.К. Жуков – великий полководец СССР.
38. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.
39. Связь и связисты в годы Великой Отечественной войны.
40. Русские эмигранты в борьбе с фашизмом.
41. Мать Мария – героиня французского Движения Сопротивления.
42. Сибирский тыл в годы Великой Отечественной войны.
43. Новосибирск в годы Великой Отечественной войны.
44. Новосибирец Покрышкин – трижды Герой Советского Союза.
45. Борис Богатков – поэт - Герой Великой Отечественной войны.
46. Факторы и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
47. Мир после войны. «Холодная война»: цели, методы, итоги.
48. Возвращение СССР к мирной жизни. Усиление тоталитарного режима (1945-1953 гг.).
49. Социальная политика Советского государства после войны.
50. «Ленинградское дело», «Дело врачей» и особенности послевоенных репрессий.
51. Наука, литература, искусство в послевоенный период (1945 – 1953).
52. Политические деятели послевоенного времени (Хрущев, Берия, Молотов, Маленков, Каганович).
53. Хрущевская десятилетие (1953-1964 гг.): экономика, политика, культура.
54. Оценка XX-го съезда КПСС в современной российской историографии.
55. Реформы Хрущева в политической, экономической, культурной, военной сферах.
56. Мировая социалистическая система в 1950-х–первой половине 60-х гг.: противоречия и кризисы..
57. События 1956г. в Венгрии как проявление кризиса сталинской модели социализма.
58. Берлинский 1961 г., Карибский 1962г. кризисы. Советско-американское противостояние в начале 60х г. XX в.
59. Н.А. Косыгин и реформы 60х гг.
60. Социально-экономическое развитие СССР в эпоху застоя (70-е-первая половина 80-х гг.).
61. Внутриполитическая жизнь в СССР в 70-х-начале 80-х гг. Кризис социализма.
62. Диссидентство как общественно-политическое движение протеста в советском обществе (60-е-70-е гг.).
63. События в Чехословакии в 1978-1979 гг.
64. Ввод советских войск в Афганистан (декабрь 1979г.): причины и последствия.
65. Политические портреты Брежнева, Косыгина, Андропова, Черненко, Суслова, Горбачева.
66. М.С. Горбачев: перестройка в СССР; результаты и последствия (1985-1991 гг.).
67. Внешняя политика СССР во второй половине XX в.
68. Культура СССР во второй половине XX в.
69. Церковь, власть и общество в СССР.
Российская Федерация
1. Август 1991 года. Замысел путчистов, причины провала заговора.
2. Распад СССР.
3. Формирование новой государственности в России. Конституция 1993 г.
4. Радикальные экономические реформы в России (1990-2000 гг.).
5. Политические партии современной России: «Единая Россия»; «Коммунистическая партия РФ»; «Справедливая Россия»; «ЛДПР»; «Правое дело»; «Патриоты России» и др.
6. Внешняя политика современной России (конец XX-начало XXI вв.).
7. Культура современной России (конец XX-начало XXI вв.).
8. Политические портреты Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, Д.А. Медведева.
Свободные темы:
1. Моя родословная.
2. Моя «малая» Родина.
3. Из истории города Новосибирска.
4. История СибГУТИ.
5. Из истории развития средств связи.
6. Из истории русской православной церкви. РПЦ и государство. (X-XII вв.; XII-XV вв.; XV-XVII вв.; XVIII в.; XIX-н. XX вв.; XX в.; к. XX- н. XXI вв.).
7. Выдающиеся женщины России (княгиня Ольга; Елизавета Петровна; Екатерина Великая, II; Екатерина Дашкова; Софья Перовская; Софья Ковалевская; Анна Павлова; Мария Ермолова; Мария Коллонтай; Инесса Арманд; Надежда Крупская; Галина Уланова; Екатерина Фурцева; Любовь Орлова; Людмила Гурченко; Раиса Горбачева и др.).
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Введение в историю.
1. Сараева Е.Л. Цивилизационные особенности России в оценках западников 1840-х гг. // Вопросы истории. – 2007. – №9.
Киевская Русь. (IX-XII вв.)
1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. - СПб.: Питер, 2008.
2. Горин А.Г. Об имперском государственном устройстве Древней Руси X-XI вв. // Вопросы истории. – 2011. – №9.
3. История России: IX-XXI в. от Рюрика до Медведева. / под. ред. Я.А. Перехова. – М. Ростов н/Дону: «Март», 2010.
4. Сахаров А.Н. 860 год в истории России. // Вопросы истории. – 2012. – №7.
5. Стефанович П.С. «Большая Дружина» в Древней Руси. // Российская история. – 2011. – №5.
6. Фомин В.В. (Липецк) Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян. // Отечественная история. – 2008. – №2.
7. Хенкин Е.М.Личность, власть и общество Древней Руси. – Новосибирск: НГАСУ, 2008.
Удельная Русь (XIII-XV вв.)
1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. - СПб.: Питер, 2008.
2. История России: IX-XXI в. от Рюрика до Медведева. / под. ред. Я.А. Перехова. – М. Ростов н/Дону: «Март», 2010.
3. Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь: XIII век. – М.: «ЛИБРОКОМ», 2011.
Советский союз. (1922-1991 гг.)
1. Академик РАН Поляков Ю.А. Великая победа 1945 г. и как ею распоряжались // Отечественная история. – 2007. – №3.
2. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. - СПб.: Питер, 2008.
3. Арзаканян М.Ц. Шарль де Голль и Михаил Тухачевский / Вопросы истории. – 2008. – №3.
4. Артамонова Ж.В. Открытый московский процесс 1936 г. как мобилизационная политическая кампания. // Российская история. – 2010. – №6.
5. Басюк И.А. Генерал армии Д.Г. Павлов. // Вопросы истории. – 2010. – №5.
6. Братющенко Ю.В. НЭП: государство, частник, кооперация. // Вопросы истории. – 2007. – №2.
7. Бушуева Т.С. Халхин-Гол: взгляд через 70 лет. Малоизвестные страницы предыстории Второй мировой войны // Российская история. – 2009 – №5.
8. Ванюков Д.А. Годы репрессии. – М.: Мир книги, 2007.
9. Ванюков Д.А. Хрущевская оттепель. – М.: Мир книги, 2007.
10. Ванюков Д.А. Эпоха застоя. – М.: Мир книги, 2007.
11. Гросул В.Я. Когда началась Вторая мировая война // Новая и новейшая история – 2010. – №3.
12. Ерин М.Е. Советское руководство в восприятии нацистской верхушки в годы Второй мировой войны. // Вопросы истории. – 2011. – №2.
13. Зяблицева С.В. Радиостроительство в Западной Сибири. 1920-1930-е гг. // Вопросы истории. – 2012. – №1.
14. Был ли выбор? Балтийские страны и трехсторонние переговоры 1939 г. // Отечественная история. – 2008. – №4.
15. История России: IX-XXI в. от Рюрика до Медведева. / под. ред. Я.А. Перехова. – М. Ростов н/Дону: «Март», 2010.
16. «Только у СССР чистые руки»: Советский Союз, коллективная безопасность в Европе и судьба Чехии (1934-1938 годы). // Новая и новейшая история. – 2012. – №1.
17. Коваленко С.Г. Реформы управления народным хозяйством СССР середины 1970-х гг. / Вопросы истории. – 2008. – №6.
18. Колодникова Л.П. Историческая память о советско-финляндской войне 1939-1940 гг. // Российская история. – 2009. – №5.
19. Конышев Д.Н. (Киров) Государственная политика ограничения личных подсобных хозяйств (конец 1950-х-начало 1960-х гг.). // Российская история. – 2011. – №3.
20. Котов В.И., Трепавлов В.В. Русский народ в XX в.: парадоксы исторической судьбы // Отечественная история. – 2007. – №3.
21. Кошкин А.А. Вступление СССР в войну с Японией в 1945 году. Политический аспект // Новая и новейшая история – 2011. – №1
22. Кошкин А.А. Путь к Перл-Харбору. Начало войны на Тихом океане. // Новая и новейшая история. – 2011. – №6.
23. Кузьминых А.Л., Старостин С.И. (Вологда) Спецлагеря для бывших военнослужащих Красной армии, находившихся в плену и окружении противника. // Российская история. –2010. – №3.
24. Куманев Г.А. Еще раз о битве за Днепр // Отечественная история. – 2007. – №3.
25. Липкин М.А. Европейская интеграция и советские экономические инициативы (1950-е-первая половина 1970-х годов.) // Новая и новейшая история – 2009. – №3.
26. Мазырин А.В. Патриарший местоблюститель митрополит Петр (полянский) и советская власть: причины конфликта в 1925 г. // Российская история. –2010. – №2.
27. Макаренко П.В. (Воронеж) Механизм внешнеполитических решений в Советской России в начале 1920-х гг. // Отечественная история. – 2008. – №4.
28. Макаренко П.В. Сталинская реконструкция механизма внешнеполитических решений на рубеже 1920-х-1930-х гг. // Российская история. – 2011. – №5.
29. Медушевский А.Н. Восточная Европа и Россия: через 20 лет после падения Берлинской стены. // Российская история. –2010. – №5.
30. Медушевский А.Н. Сталинизм как модель социального конструирования. // Российская история. – 2010. – №6.
31. Микрюков В.Ю. О фальсификации истории Великой Отечественной войны. // Вопросы истории. – 2010. – №12.
32. Минц М.М. «Стратегия сокрушения»: стратегическая и военно-техническая концепция будущей войны в структуре советской военной доктрины 1930-х- начала 1940-х гг. // Российская история. –2010. – №3.
33. Мусатов В.Л. Метаморфозы политики Горбачева в отношении стран социалистического сотрудничества// Новая и новейшая история – 2009. – №3.
34. Наумов А.О. «Рейнский блеф» Гитлера. Ремилитаризация Рейнской области в 1936 году. // Новая и новейшая история. – 2011. – №2.
35. Нефедов С.А. 1941 год. Дорога на Москву // Вопросы истории. – 2012. – №7.
36. Новиков А.П. Эсеровские лидеры и кронштадтский мятеж 1921 г. // Отечественная история. – 2007. – №4.
37. Новиков М.В. (Ярославль) Советский Союз и гражданская война в Испании 1936-1939 гг. // Российская история. – 2009 – №5.
38. Печатнов В.О. Переписка И.В. Сталина с У. Черчиллем осенью 1941 года. // Новая и новейшая история. – 2011. – №4.
39. Пилько А.В. НАТО и Берлинский кризис 1958-1961 годов. // Новая и новейшая история. – 2012. – №1.
40. Попов В.Н. Сталинградская битва по новейшим исследованиям // Новая и новейшая история – 2007. – №2.
41. Рубцов Ю.В. Советский союз в «необъявленной» войне в Афганистане (1979-1989 гг.): осмысление прошлого // Новая и новейшая история – 2009. – №1.
42. Секиринский Д.С. М.С. Горбачев Перестройка и американской общество: 1985-1991 гг. // Российская история. –2010. – №5.
43. Синицын Ф.Л. Конституционные принципы свободы совести и всеобщего избирательного права в СССР: попытка реализации и противодействие (1936-1939 гг.). // Российская история. –2010. – №1.
44. Скорик А.П., Бондарев В.А. Новочеркасск, 1962. // Вопросы истории. – 2012. – №7.
45. Скутнев А.В. «Доктрина Хрущева» против «доктрины Эйзенхауэра» (весна-лето 1960 г.) / Вопросы истории. – 2008. – №3.
46. Соколов В.В. Германский посол в Москве в 1934-1941 годах Ф. Шуленбург – противник войны с Советским Союзом. // Новая и новейшая история. – 2010. – №2.
47. Соколов В.В. Ленд-лиз в годы Второй мировой войны // Новая и новейшая история – 2010. – №6.
48. Тимошечкина Е.М. (Воронеж) «У нас нет кулаков!»: крестьянство и политика «раскулачивания» в локальном измерении. // Российская история. –2010. – №2.
49. Хормач И.А. Борьба и сотрудничество Советского государства с Лигой Наций в 1919-1934 гг. // Российская история. – 2011. – №5.
50. Христофоров В.С. К истории церковно-государственных отношений в годы Великой Отечественной войны. // Российская история. – 2011. – №4.
51. Христофоров В.С. Мюнхенское соглашение - пролог второй мировой войны // Новая и новейшая история – 2009. – №1.
52. Шейнис В.Л. Образование СССР и его первая Конституция. // Российская история. – 2010. – №1.
53. Шестаков В.А. Новейшая история России. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, Владимир, ВКТ, 2008.
54. Яжборская С. Катынское дело: на пути к правде. // Вопросы истории. – 2011. – №5.
История русской культуры.
1. Георгиева Т.С. Культура повседневности. Русская культура и православие. – М.: Аспект Пресс, 2008.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ
1. Предмет, методы, источники изучения истории.
2. Образование Древнерусского государства и его первые князья. Норманская концепция. Антинорманизм.
3. Государственный строй и социально-экономические отношения Киевской Руси.
4. Политическая раздробленность Руси: причины, особенности, последствия.
5. Борьба Руси с иноземными захватчиками. Золотая Орда и Русь.
6. Начало объединения русских земель вокруг Москвы (Даниил, Иван I Калита, Дмитрий Донской). Историческое значение Куликовской битвы.
7. Иван III: образование единого Московского государства. Политический строй и социальная структура. (Вторая половина XV-начало XVI вв.).
8. Российское государство при Иване IV Грозном: реформы, опричнина. Основные направления внешней политики.
9. «Смутное время» в России (1598-1613 гг.): причины, основные события, последствия.
10. Правление первых Романовых. Политическое и социально-экономическое развитие России в XVII веке. Основные направления внешней политики.
11. Реформаторская деятельность Петра I в первой четверти XVIII в. Основные направления внешней политики.
12. Российск<