Ситуация с формированием электронного правительства в России
Результаты внедрения ИКТ в органах государственной власти в настоящее время в России носят преимущественно локальный ведомственный характер, что не позволяет добиться кардинального улучшения основных показателей работы государственного аппарата в соответствии с потребностями и ожиданиями населения.
Это, в первую очередь, связано с тем, что большинство действующих информационных систем формировалось органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативно-правовой базы и общей координации работ. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах.
Различные форматы хранения данных ограничивают возможности применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Все это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество услуг, оказываемых населению и организациям.
Предоставление информации, связанной с деятельностью органов государственной власти, в большинстве случаев требует непосредственного обращения населения и организаций в эти органы и формирования запросов и другой необходимой информации в бумажном виде, что также затрудняет взаимодействие граждан и организаций с этими органами[‡].
Несмотря на обозначенные проблемы, можно привести положительные примеры решения задач, связанных с формированием электронного правительства, на уровне отдельных регионов. Так, например, в интервью OPEC.ru губернатор Тверской области Дмитрий Зеленинзаявил,что Тверская область — один из лидеров этого процесса в России: «Главным нашим достижением и заявкой на будущее электронной России стал информационно-справочный портал «Электронная карта Тверской области». Это географическая карта региона в открытом доступе. Она имеет много слоев, много уровней. Например, есть там слой автобусных маршрутов, слой электричек, больниц. Карта постоянно прирастает новой информацией. И она, подчеркиваю, в открытом доступе. Каждый может зайти на этот портал и отработать свой маршрут — от деревни до деревни, от дома до больницы и т.д. Это тоже элементы электронного правительства. Кроме этого, в каждом муниципалитете Тверской области есть широкополосный Интернет. Для всех муниципальных центров от 5 тыс. человек — это 10 Гигабит в секунду, до 5 тыс. — 1 Гбит/с. Очень хороший поток! У каждого главы муниципального образования есть Skype, позволяющий проводить совещания, решать рабочие проблемы между руководителями районов, оперативно связываться с губернатором. Я могу в любой момент им позвонить. Самое ценное во всем этом — доступность информации, возможность оперативного обмена ею. И это все тоже — элементы электронного правительства и единого электронного информационного пространства».
Рассмотренные основные методические подходы и практический опыт развитых стран (в частности, США и Сингапура) по формированию электронного правительства подтверждают тезис о том, что успех в создании электронного правительства возможен при условии поддержки со стороны органов государственной власти всех уровней и заинтересованности в реализации этих проектов субъектов электронного бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лодон, Дж. Управление информационными ресурсами: учебник для слушателей, обучающихся по программам «Мастер делового администрирования» / Дж. Лодон, К. Лодон. - Изд. 7-е. - Санкт-Петербург [и др: Питер, 2005. - 912 с. - ( Серия «Классика МВА»).
2. Ильин М.В., Разумовский А.М., Коневцев А.С., Шиковец М.А. Управление: государство, политика, безопасность: [учебное пособие] М.В. Ильин [и др.]; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Минск: 2005. – 232 с.
3. Ганчарик Л.П. Инновационная политика государства: [учебное пособие] Л.П. Ганчарик; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: 2004. – 106 с.
4. Чернов С. Е. Стратегический маркетинг информационно-консультационных услуг : монография / С. Е. Чернов ; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Москва : [б. и.], 2006. - 304 с.
5. Кривцов В.Н., Ганчарик Л.П. Система открытого образования государственной службы: [учебное пособие] В.Н. Кривцов, Л.П. Ганчарик; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: 2005. – 158 с.
6. Ганчарик Л.П. Система открытого образования Академии управления: [учебное пособие] Л.П. Ганчарик; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: 2005. – 143 с.
7. Ганчарик Л.П. Методология дистанционного обучения: [учебное пособие] Л.П. Ганчарик; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: 2008. – 112 с.
8. Гринберг А.С. Документационное обеспечение управления: учебник / Гринберг А.С. [и др.] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 391 с.
9. Национальные и мировые информационные ресурсы в государственном управлении: учебное пособие : в 2 ч. / [А. С. Гринберг [и др.] ; под ред. А. С. Гринберга ; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Минск: [б. и.], 2005. Ч. 2, кн. 2.- 248 с.
10. Сарафанов, В. И. Информатизация системы государственного управления России : [монография] / В. И. Сарафанов ; Российская академия наук, Институт научной информации по общественным наукам. - Москва: 2006. - 118 c. - ( Методологические проблемы развития науки и техники).
11. Тедеев, А. А. Электронное государство : [монография] / А. А. Тедеев, В. Е. Усанов. - Москва : [Элит], 2008. - 312 c.
12. Попов, Владимир Дмитриевич. Тайны информационной политики (социокоммуникативный психоанализ информационных процессов) : [монография] / В. Д. Попов ; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Изд. 3-е. - Москва : Издательство РАГС, 2007. - 300 с.
13. Корнейчук, Борис Васильевич. Информационная экономика : [учебное пособие] / Б. В. Корнейчук. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2006. - 400 с. - ( Серия «Учебное пособие»).
14. Информационная политика: в контексте социальной информациологии : хрестоматия / [сост. Н. П. Арапова] ; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Москва : Издательство РАГС, 2007. - 248 с. - ( Серия «Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации»).
15. Авдулов, А. Н. Контуры информационного общества : [монография] / А. Н. Авдулов, А. М. Кулькин ; Российская академия наук, Институт научной информации по общественным наукам. - Москва : [б. и.], 2005. - 164 c.
16. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1174 «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год».
ГЛОССАРИЙ
Государственная информационная система – информационная система, создаваемая и (или) приобретаемая за счет средств республиканского или местных бюджетов, а также средств государственных юридических лиц.
Государственный информационный ресурс – информационный ресурс, формируемый или приобретаемый за счет средств республиканского или местных бюджетов, а также средств государственных юридических лиц.
Информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.
Информационная система – совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств.
Информационная технология – совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации.
Информационно-коммуникационная инфраструктура (далее – ИКИ) – совокупность технических и программных средств, коммуникаций, персонала, технологий, стандартов и протоколов, обеспечивающих создание, передачу, обработку, использование, хранение, защиту и уничтожение информации.
Информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники.
Информационный ресурс – организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах.
Контент – любое информационно значимое наполнение информационного ресурса, которое может быть предоставлено пользователю.
Наукоемкое программное обеспечение – программное обеспечение, созданное на основе результатов научных исследований (например, программное обеспечение для моделирования, автоматизированного проектирования).
Средство электронной цифровой подписи – программное, программно-аппаратное или техническое средство, реализующее одну или несколько следующих функций: выработку электронной цифровой подписи, проверку электронной цифровой подписи, создание личного ключа подписи или открытого ключа.
Хостинг – услуга по размещению информационного ресурса на сервере и обеспечению постоянного доступа к этому ресурсу в сети, включая Интернет.
Электронный контент – контент, представленный в виде, который обеспечивает работу с ним с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники.
Широкополосный доступ – доступ во внешние сети и Интернет со скоростью, обеспечивающей предоставление большинства востребованных электронных услуг.
Электронная услуга – деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации, осуществляемая с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники.
Электронная цифровая подпись – последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения целостности и подлинности электронного документа.
Тестовые задания для контроля знаний по КУРСУ
1. Какие процедуры включает технология управления?
2. Выработка управляющих воздействий всегда включает в себя:
3. Состав элементов системы управления:
4. Назовите факторы, влияющие на уровень информационного обеспечения принятия решения.
5. Назовите уровни организационной зрелости организации.
6. Можно ли рассматривать развитие информационных технологий как мощный технологический фактор, обуславливающий нарастание темпов модернизации и развития всех отраслей производства и социальной сферы?
7. Что является отличительной чертой организаций, которые успешно применяют ИКТ?
8. Назовите основные принципы управления эксплуатацией ИКТ.
9. Установите соответствие между уровнями организационной зрелости и их характеристиками.
10. Верные решения при разработке и внедрении ИКТ с точки зрения принципов ISO 9004:2000:
11. Установите соответствие между организационными уровнями зрелости организации и типами информационных систем, их обслуживающих.
12. КИС – это…
13. Какие основные требования к ИКТ-решениям должны предъявляться со стороны организации?
14. ИКТ – это…
15. Технологический прогресс последних лет предоставил руководителям возможность изменить роль ИКТ в жизни организаций. Для этого руководителю организации, по мнению международных экспертов в сфере информатизации, необходимо сделать следующее:
16. Что собой представляют системы стратегического уровня?
17. Мировой опыт свидетельствует, что увеличение ВВП государства на 1% достигается на ??? за счет человеческого фактора.
18. ИС – это…
19. Информационно-телекоммуникационные технологии можно классифицировать следующим образом:
20. Влияет ли уровень организационной зрелости на степень востребованности информационных технологий?
21. Системы эксплуатационного уровня поддерживают ...
22. Системы уровня знания поддерживают ...
23. Системы уровня управления ...
24. Экономическая перспектива состоит из совокупности стратегий и планов, цель которых — переход организации от сложившегося состояния к желаемому. Она описывает организацию работ и включает в себя:
25. Прикладная перспектива - это услуги, информация и функции, которые не вписываются в организационную структуру, но требуются для связи пользователей, имеющих разные обязанности и квалификацию, в рамках достижения общих целей. Описывает комплект приложений, использующихся в организации, и включает:
26. Технологическая перспектива представляет аппаратное и программное обеспечение, необходимое для работы организации. Она включает:
27. Виртуальные магазины позволяют приблизить места хранения товаров к месту их ???, тем самым, ускоряя распространение товаров и уменьшая связанные с этим затраты.
28. Классификация экономической деятельности, осуществляемой через Интернет:
29. Перечислите требования к уровню информационного обеспечения с учетом интеграции национальной экономики в мировое хозяйство:
30. Развитие электронной торговли не обходится без потенциальных рисков, среди которых …
31. Должно ли государство продавать коммерческую информацию?
32. Электронная форма сделки позволяет выделить ее как .....
33. В состав системы электронного обучения Академии управления входят:
34. Дистанционное обучение и открытое образование – это одно и тоже?
35. Отметьте основные составляющие системы электронного обучения (СЭО):
36. Что такое LMS?
37. Основная цель создания системы поддержки самообразования.
38. В чем суть компетентностного подхода?
39. Что определяет модель профессиональной компетентности?
40. Почему дистанционные образовательные технологии представляют собой идеальную основу для реализации принципов открытого образования?
41. Функции образования:
42. Дистанционное обучение способно:
43. Назначение системы защищенной электронной почты mailgov.by.
44. Назовите особенности электронной почты mailgov.by.
45. Как реализована защита информации в системе электронной почты mailgov.by с точки зрения пользователя?
46. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
47. Применение средств защиты информации в системе электронной почты mailgov.by гарантирует:
48. С какой целью при построении системы электронной почты государственных органов использованы коммуникации и каналы связи, уже созданные в рамках различных государственных и международных программ?
49. Назовите основные задачи единой информационной системы контроля за выполнением поручений Президента Республики Беларусь (ЕИС КВП ПРБ).
50. Что понимается под целостностью информации?
51. Какая система выполняет роль транспортного звена между компонентами единой информационной системы контроля за выполнением поручений Президента Республики Беларусь (ЕИС КВП ПРБ)?
52. Что такое АСДОУ?
53. На какие группы подразделяются информационные потоки, циркулирующие в процессе контроля за выполнением поручений Президента Республики Беларусь?
54. Какая роль отводиться почтовому серверу электронной почты Mailgov в ЕИС КВП ПРБ?
55. Обеспечивает ли ЕИС КВП ПРБ возможность ведения единого информационного процесса контроля за выполнением поручений Президента Республики Беларусь независимо от внутриведомственной информационной деятельности пользователей
56. Нужны ли сервисы приема и отправки почты в интеграционном ядре ЕИС КВП ПРБ?
57. Предоставляет ли ЕИС КВП ПРБ необходимые сервисы для автоматизированного формирования сведений тем органам государственного управления, у которых отсутствуют собственные АСДОУ?
58. Для чего предназначена автоматизированная информационная система АИС "Резерв"?
59. Из каких уровней состоит АИС "Резерв"?
60. Включает ли электронная база данных АИС "Резерв" информацию о результатах тестирования?
61. Для чего предназначена система КАНЦЛЕР?
62. Может ли использоваться система КАНЦЛЕР в достаточно крупных, территориально распределенных и имеющих разветвленную структуру организациях?
63. За счет чего достигается эффект от внедрения системы КАНЦЛЕР?
64. Какие базы данных включает в себя приложение "Делопроизводство" системы КАНЦЛЕР?
65. Предусмотрено ли в приложении "Делопроизводство" системы КАНЦЛЕР автоматическое оповещение исполнителей и согласующих о приближении и истечении сроков исполнения или согласования?
66. На каких видах рабочих мест предусмотрена автоматизация работы с помощью приложения "Делопроизводство" системы КАНЦЛЕР?
67. Предусмотрена ли в системе КАНЦЛЕР автоматизация архивного дела?
68. Обеспечивает ли система КАНЦЛЕР возможность централизованно отслеживать движение документов организации в реальном масштабе времени?
69. Что собой представляет система "Галактика"?
70. Какие контуры включает система "Галактика"?
71. Система «Галактика» ориентирована на ...
72. Для чего предназначена информационно-аналитическая система "1С:Бухгалтерия 8.0 для Беларуси"?
73. Назовите функции, которые поддерживает контур управления финансами системы "Галактика".
74. Какие виды учета можно вести с помощью системы "1С:Бухгалтерии 8.0 для Беларуси"?
75. Является ли система «Галактика» тиражно-заказным продуктом?
76. Является ли контур системного администрирования обязательным элементом системы «Галактика»?
77. С помощью какой функции можно отразить специфику учета конкретной организации, изменив типовую конфигурацию системы «1С:Бухгалтерия 8.0 для Беларуси»?
78. Позволяет ли система «1С:Бухгалтерия 8.0 для Беларуси» работать с территориально-распределенными информационными базами?
79. Обеспечение информационной безопасности в системе функций государственного управления, республиканских органов и учреждений Республики Беларусь:
80. Среди наиболее серьезных по своим негативным последствиям проблем, связанных с информационным воздействием, можно выделить следующие:
81. Назовите главные задачи деятельности органов, обеспечивающих развитие информационной сферы в Беларуси на современном этапе.
82. Обеспечение информационной безопасности представляет собой целенаправленную деятельность по:
83. Система обеспечения информационной безопасности представляет собой:
84. Основными задачами по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь являются:
85. В Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь определены следующие приоритетные направления:
86. В каком году принята Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь?
87. Одной из ключевых задач формирования электронной экономики в республике является развитие электронной торговли по таким приоритетным направлениям, как:
88. С какой целью должна быть разработана Единая система показателей развития информационного общества (ЕСПРИО)?
89. В состав базовых компонентов национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИКИ) входят:
90. Общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС) предназначена для:
91. Глобальными целями формирования и развития программ электронного правительства в мире являются значительное улучшение ситуации с:
92. Официальные сайты госорганов Республики Беларусь становятся одним из важнейших компонентов электронного правительства и призваны обеспечивать:
93. Необходимо ли наращивать присутствие органов государственной власти в Интернете (учитывая большое количество хакеров)?
Вопросы к ЗАЧЕТУ
1. Характеристика управленческих процессов, поддерживаемых информационными технологиями.
2. Характеристики информационных систем.
3. Информационно-коммуникационные технологии. Их роль в информационном обществе и влияние на эффективность принимаемых управленческих решений.
4. Что собой представляет процесс принятия решений?
5. Система организационных знаний управленцев сфере информатизации.
6. Характеристики уровней организационной зрелости организации.
7. Возможности преобразования организации на основе внедрения информационных технологий.
8. Архитектура корпоративных информационных систем.
9. Система функциональных знаний управленцев сфере информатизации.
10. Типы информационных систем.
11. Взаимодействие информационных систем.
12. Принципы и формы электронной торговли.
13. Преимущества электронной торговли.
14. Система электронного обучения Академии управления. Состав, функции, перспективы развития.
15. В чем суть таких понятий, как: дистанционное обучение, открытое образование, система электронного обучения.
16. В чем суть системы поддержки самообразования?
17. Что собой представляет система обеспечения информационной безопасности?
18. В чем суть понятия «противодействие угрозам информационной безопасности».
19. Электронная почта органов государственного управления. Назначение, функции и условия применения.
20. Единая информационная система контроля за выполнением поручений Президента Республики Беларусь. Назначение и функции.
21. Автоматизированная информационная система АИС «Резерв».
22. Назначение и функции системы Канцлер.
23. Что собой представляет система "Галактика"?
24. Назначение и функции системы 1С Предприятие 8.
25. Прикладные пакеты офисного назначения .
26. Критерии оценки функционирования информационных систем.
27. Принципы формирования информационного общества в Беларуси.
28. Назначение общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС).
29. Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь.
30. Что такое «электронное правительство»?
31. С чего начинается переход к «электронному правительству»?
32. Назовите важнейшие принципы организации электронного правительства в мире.
33. Формирование электронного правительства в нашей стране. Проблемы, решения, перспективы.
34. Приведите примеры наиболее «зрелых» по уровню развития электронных правительств в мире.
* * Концепция управления знаниями относится к числу тех расплывчатых понятий, которые могут одновременно казаться как всеобъемлющими, так и не означающими ничего конкретного. За последние годы эту концепцию отождествляли то с управлением документами, то с информационными системами для бизнеса, то со средствами коллективной работы, то с корпоративными порталами. В этой связи к системам уровня знаний могут быть отнесены и те, и другие, и третьи.
[*] Аббревиатура VPN расшифровывается как Virtual Private Network – “виртуальная частная сеть”. Суть этой технологии в том, что при подключении к VPN серверу при помощи специального программного обеспечения поверх общедоступной сети в уже установленном соединении организуется зашифрованный канал, обеспечивающий высокую защиту передаваемой по этому каналу информации за счёт применения специальных алгоритмов шифрования.
[†] Головной уровень включает в себя информационную систему Администрации Президента Республики Беларусь, содержащую электронную базу данных руководящих кадров, должности которых включены в кадровые реестры Главы государства, Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, их резерва, перспективного кадрового резерва.
Республиканский уровень включает в себя информационную систему Совета Министров Республики Беларусь (в т.ч. системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь), содержащую электронную базу данных руководящих кадров, должности которых включены в кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь, их резерва.
Базовый уровень включает в себя информационные системы облисполкомов и Минского горисполкома (в т.ч. системы горисполкомов, райисполкомов, администраций районов в городах), содержащие электронные базы данных руководящих кадров, должности которых включены в кадровые реестры соответствующих облисполкомов, Минского горисполкома, их резерва (см. п. 54 указа Президента Республики Беларусь 26.01.2007 №46 «О внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004г. №354»).
[‡] Перечисленные проблемы, связанные с формированием электронного правительства в России, характерны и для Республики Беларусь