Электронное правительство в США
Анализ общих принципов стратегии правительства США в области ИКТ позволяет утверждать, что правительство: заинтересовано в обеспечении больших удобств для граждан во взаимоотношениях с государственными учреждениями; принимает на себя роль лидера в электронизации экономики, в том числе в стимулировании развития электронной коммерции; реорганизует свою работу в рамках национальной инициативы по усилению контроля за своей деятельностью со стороны граждан.
Важнейшим шагом в области реформирования деятельности центрального правительства и всех федеральных государственных учреждений стало возложение на Административно-бюджетное управление (Office of Management and Budget – одно из основных правительственных учреждений, входящее в Исполнительное управление Президента) всей полноты прав и обязанностей по руководству в рамках правительства всеми процессами сбора, обработки, защиты и распространения информации, а также вопросов, связанных с политикой закупки и использования информационных технологий.
Для непосредственного осуществления политики в этих областях в Административно-бюджетном управлении было создано Управление по делам информации и регулирования (Office of Information and Regulatory Affairs) с передачей всех необходимых полномочий Администратору (начальнику) Управления по делам информации и регулирования.
Несомненные успехи американских администраций основываются на том, что они в первую очередь реформировали всю структуру государственного управления информационными потоками и информационными технологиями, предприняв следующие шаги:
- сделали задачу создания электронного правительства одним из национальных приоритетов;
- максимально сконцентрировали властные полномочия по проведению политики создания электронного правительства, как на общефедеральном уровне, так и на уровне государственных учреждений;
- создали систему распределения обязанностей;
- сделали политику и практику по созданию электронного правительства прозрачной и подотчетной;
- унифицировали политику и практику создания электронного правительства.
Последнее обстоятельство имеет принципиальное значение. Унификация политики и практики позволили американскому правительству реализовать такие грандиозные по масштабам и сложности проекты, как создание федеральной инфраструктуры публичных ключей (FPKI) и системы авторизации доступа (ACES), общеправительственной системы федеральных форм (FedForms), системы поиска документов по всем правительственным учреждениям (GILS), федеральной системы госзакупок (FedBizOpps), и др.
В настоящее время особое внимание федеральное правительство США уделяет: электронной торговле между государственными организациями и министерствами, конкурсным электронным торгам на поставки товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд; доступу населения к правительственной и административной информации; использованию смарт-карт, в том числе в федеральном правительстве; решению различного рода задач, в частности получению официальных документов через правительственные Web-сайты, оплате налогов, предоставлению статистической информации о работе государственного аппарата населению и др.; применению ИКТ в медицине и здравоохранении.
Разрабатываемая правительственная стратегия предусматривает развитие и использование всех электронных видов сервиса. Это означает, что услуги могут предоставляться через Интернет, мобильную связь, цифровое телевидение, центры обслуживания вызовов. В то же время электронный сервис не предполагает исключение персонального контакта.
Предусматривается создание бизнес-порталов для малых и средних предприятий и персонифицированных домашних страниц для отдельных граждан. Новые возможности ведения бизнеса будут изменять взаимоотношения между гражданами и правительством. В то же время важно гарантировать защиту персональных данных и информационных систем, чтобы добиться доверия к ним со стороны населения.
Стратегия развития e-government в США нацелена на повышение эффективности работы федерального правительства такими способами, как упрощение информационного сервиса; исключение дублирующих друг друга и избыточных уровней правительственного управления; облегчение поиска информации и получения услуг от федерального правительства для граждан, предпринимателей, правительственных и федеральных служащих; нацеленность правительственных структур на быстрое удовлетворение потребностей граждан; создание условий для претворения в жизнь других инициатив федерального правительства по повышению эффективности его деятельности.